Языкознание язык речь речевая деятельность

Язык, речь и речевая деятельность: различное их понимание

Эксплицитное противопоставление языка и речи обычно приписывается женевскому лингвисту Ф. де Соссюру, развивавшему свою концепцию в университетских курсах по общему языкознанию. Уже после кончины де Соссюра, в 1916 году, два его ближайших ученика — Ш. Балли и А. Сеше на основании студенческих конспектов и других материалов составили сводный текст и опубликовали его (СНОСКА: F. de Saussure. Cours de linguistique generale. Paris. 1916 Наибольшее распространение получило (и впервые попало в СССР) второе издание (1922). Последнее издание—5-е (1955). Книга была переведена на русский (М., 1933), немецкий, польский и испанский языки). Именно на этот текст, как правило, ссылаются, говоря о тех или иных идеях де Соссюра.

Речь, по Соссюру, это есть индивидуальный акт воли и понимания».

Язык, по Соссюру, это … это система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа.» Соглашаясь в целом с положениями Соссюра, А.А. Реформатский уточнил понятия язык, речевая деятельность (он называет ее речевой акт) и речь.

1. основным понятием надо считать язык. Это действительно важнейшее средство человеческого общения.

3. Что же такое речь. Прежде всего это не язык и не отдельный речевой акт. Это все разные формы применения языка в различных ситуациях общения. И все это является предметом языковедения.

Между тем в лингвистике конца XIX — начала XX в., в особенности в так называемых младограмматической и социологической школах, язык рассматривается в первую очередь как застывшая система, взятая в абстракции от реальной речевой деятельности. Другой вопрос, что у младограмматиков — это система психофизиологических навыков в голове каждого отдельного индивида а для социологистов — это «идеальная лингвистическая форма, тяготеющая над всеми индивидами данной социальной группы» и реализующаяся у каждого из этих индивидов в виде пассивных «отпечатков» — таких же индивидуальных систем речевых навыков. Наряду с понимаемым так языком выступает в разных формах способ его реализации. Для младограмматиков, например Г. Пауля (СНОСКА: Г. Пауль. Принципы истории языка. М., 1960), это «узус», употребление языка.

Между психологией и лингвистикой образовалось своего рода историческое размежевание предмета исследования: психология изучает процессы говорения, речь и лишь постольку занимается языком, поскольку его онтология как-то проявляется в этих процессах; лингвистика изучает язык как систему, либо трактуя ее в материальном аспекте (система речевых навыков), либо в идеальном, но не интересуясь реализацией этой системы! Показательно, что, несмотря на многочисленные (начиная с «Курса. » де Соссюра) декларации лингвистов о необходимости создания «лингвистики речи», ничего подобного пока не существует. Такого рода традиционное размежевание удерживается в некоторых психологических работах до сих пор.C. Л. Рубинштейн, например, категорически утверждает, что «психологический аспект имеется только у речи. Психологический подход к языку, как таковому, не применим: это в корне ошибочный психологизм, т. е. неправомерная психологизация языковедческих явлений» (СНОСКА: С. Л. Рубинштейн. Бытие и сознание. М., 1958, стр. 165). И. М. Соловьева в своей статье «Языкознание и психология» прямо пишет: «Различия, существующие между речью (явление психологическое) и языком (общественное явление). » (СНОСКА: «Иностранные языки в школе», 1955, № 2, стр. 32). Дело доходит до того, что одна и та же проблема именуется психологами «Мышление и речь», а лингвистами — «Язык и мышление».

Это размежевание и послужило основой для разграничения языка и речи де Соссюром.

Оказывается, у де Соссюра нет в собственном смысле дизъюнкции «язык — речь». Особенно характерна с этой точки зрения система понятий, изложенная во втором и третьем курсах, где де Соссюр противопоставляет язык (langue) как абстрактную надиндивидуальную систему и языковую способность (faculte du langage) как функцию индивида. Обе этих категории объединяются термином langage; langage (речевой деятельности) противопоставляется в свою очередь parole — речь, которая представляет собой индивидуальный акт, реализующий языковую способность через посредство языка как социальной системы. Язык и Языковая способность противопоставлены как социальное и индивидуальное; речевая деятельность (язык + языковая способность) противопоставлена речи как потенция и реализация. Налицо две системы координат.

Любая система состоит из множества элементов, которые находятся в связях друг с другом, образуют одно целое. Языковые единицы (знаки) объединяются в подсистемы и формируют уровни (ярусы) языка:

ЕдиницыУровни
Предложениесинтаксический
Части речи (словоформы)морфологический
Лексемы (слова)лексический
Морфемы (части слова)морфемный
Фонемы (звуки)фонемный

Язык служит средством общения, познания, хранения и передачи национального самосознания, традиций культуры и истории народа. Язык обнаруживает себя только в речи и только через нее выполняет свое главное, коммуникативное, назначение.

Речевая деятельность состоит из речевых действий (актов), которые представляют собой подготовку и реализацию высказывания, целиком, независимо от его объема (это может быть реплика в диалоге, рассказ и т. д.)

В лингвистике наиболее известна схема речевого акта, предложенная Р. О. Якобсоном. Она включает следующие основные компоненты: говорящий (адресант), слушающий (адресат), контекст (обстановка, в которой производится высказывание, допустим, официальное собрание, семейный обед), передаваемая информация (сообщение).

Речевая деятельность человека является самой распространенной и самой сложной. Под речевой деятельностью понимается речь как процесс.

Особенность речевой деятельности состоит в том, что она всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый компонент. По данным исследователей, человеческая деятельность на две трети состоит из речевой. Так, например, образование, обучение, пропаганда знаний немыслимы без общения, без речевой деятельности. Предприниматель, управляющий, архитектор, референт, врач, строитель, брокер, менеджер, продавец, выполняя свою основную работу, вынуждены что-то обсуждать, советоваться, вести переговоры, задавать вопросы, отвечать. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.

Необходимо также добавить, что речевая деятельность пронизывает всю жизнь человека. Общение – среда его обитания. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта.

Общение и общество – родственные слова. Именно объединение людей, их совместная работа, добывание пищи, защита от нападений, стихийных бедствий и породили необходимость общения. Слово общение, как и общество, восходит к слову общий. Это не случайно. При общении должны быть;

Читайте также:  Русский язык 17 века примеры

– общая необходимость и заинтересованность в передаче и получении информации;

– общая тема разговора;

– общий язык, с его системой звуков и знаков, с особым «голосом», позволяющим передать тончайшие оттенки мыслей и чувств человека.

Речевая деятельность помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволяет человеку достичь высокого уровня цивилизации.

Источник

Язык и речь. Речевая деятельность

Единицы языка и речи

Язык и речь

Одной из методологических основ современного языкознания является различение языка и речи.

Различение языка и речи было намечено выдающимся немецким теоретиком языкознания Вильгельмом фон Гумбольдтом (1767–1835). Позже, в отечественном языкознании эту мысль развивал Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845–1929).

Более детально и последовательно идею о противопоставлении языка и речи разработал Фердинанд де Соссюр (1857–1913) в «Курсе общей лингвистики» (первое издание вышло после его смерти в 1916 г.). Он показал, что речь является конкретной реализацией языка как явления потенциального.

«Разделяя язык и речь, мы тем самым отделяем:

социальное от индивидуального,

существенное от побочного и более или менее случайного»

[«Курс общей лингвистики» // Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977, с. 52. Цит. по: Хрестоматия, с. 16].

язык в узком смысле, языковую систему (la langue)

Это две части (или два аспекта) языка в широком смысле, языкового феномена в целом (le langage; в русском переводе используется в качестве эквивалента не вполне удачный термин речевая деятельность) [Сусов, с. 68].

После Соссюра проблема соотношения языка и речи изучалась в разных аспектах многими лингвистами, предлагавшими различные варианты ее решения. В частности, подвергалась критике попытка провести между языком и речью резкую границу.

Нужно иметь в виду, что оба термина многозначны. Термин «язык» обозначает и языковую систему, и литературную норму (ср. «литературный язык»), и идиолект (ср. «язык Пушкина»).

Речью называют и процесс говорения, и результат этого процесса – речевые произведения, тексты (устные и письменные), и речевой акт (речевое взаимодействие говорящего и адресата), и речевую деятельность как совокупность речевых актов [Кодухов, с. 41; ЛЭС, с. 412–413].

Язык и речь тесно связаны, не существуют друг без друга. Но между ними есть серьезные различия, которые составляют ряд оппозиций (противопоставлений, дихотомий (от греч. dicha ‘надвое, пополам’ и tomé ‘разрезание, рассечение’), антиномий (греч. antinomia

    язык – это система (код)

    Язык – это система знаков, способных сочетаться друг с другом. Речьпроцесс комбинации этих знаков по определенным законам. Речь – конкретное говорение, облеченное в звуковую или письменную форму. Она протекает во времени и развертывается в пространстве. С помощью ограниченной системы языка его носители создают бесконечное множество разнообразных произведений речи (предложения, тексты). Опираясь на знание языковой системы, слушающие понимают каждое новое произведение речи, т.к. обнаруживают в нем знакомые языковые единицы, связанные по известным им правилам [ЛЭС, с. 414].

    Язык – это код, а речь – процесс кодирования и декодирования информации. Используя языковой код, говорящий (пишущий) кодирует информацию, которую хочет передать, а слушающий (читающий) декодирует ее.

    язык абстрактен, идеален

    речь конкретна, материальна

    Язык содержит абстрактные аналоги единиц речи. Это система идеальных моделей, образцов, по которым строятся, в соответствии с определенными правилами, речевые произведения. Слушающие и читающие, ориентируясь на эти образцы, понимают речевые произведения.

    В противоположность языку, речь материальна, мы ее производим (она звучит или реализуется в графическом виде) и воспринимаем акустически, на слух (если это устная речь) или визуально, зрением (если это письменная речь). Речевые произведения конкретны.

    Пример 1 (на уровне фонетики)

    Конкретные звуки, которые мы произносим в разных фонетических позициях, – реализации идеального образца, фонемы:

    мал [мал] [á]

    мясной [м’и э снóι] [и э ]

    Пример 2 (на уровне лексики)

    устройство, после включения работающее по заданной программе без непосредственного участия человека;

    ручное автоматическое скорострельное оружие;

    о человеке, действующем по выработанному шаблону, безучастно и механически.

    Автоматом в зн. нареч. Разг. Получить зачет автоматом (сразу, без затруднений)

    [Современный толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. Спб.: Норинт, 2001].

    Слово автомат существует в языке как совокупность всех значений и форм (автомат, автомата, автомату…): носители языка осознают связь между этими значениями и понимают, что разные формы не нарушают тождества слова. В речи это слово реализуется каждый раз в конкретном значении и в конкретной форме.

    Пример 3 (на уровне синтаксиса):

    Эти три фразы – варианты одного инварианта, модели, которую условно представляют символами (N1 – существительное в И. п.; Vf – глагол в личной форме; N4 – существительное в В. п.; Loc – компонент со значением «место»):

    По этой модели строятся и другие фразы, напр.:

    Мальчик поставил книгу на полку. Она положила ключ в карман …

    Языковые единицы – это инварианты, которые реализуются в речи в различных вариантах.

    Фонема – инвариант, звуки – варианты.

    Лексема (совокупность всех форм и значений слова) – инвариант. В речи лексема каждый раз употребляется в конкретном значении и конкретной грамматической форме, которые являются вариантами лексемы.

    Модель предложения – инвариантный образец. Конкретные фразы – варианты, в которых он реализуется.

    Вариантность характерна и для языка. Напр., есть

    вариантное ударение: твóрог – творóг;

    Но возникают варианты именно в речи. В речи их несопоставимо больше, чем в языке. В языке закрепляются только некоторые варианты, возникающие в речи.

    Речь каждого из говорящих на данном языке отличается особым звучанием, своим лексиконом и набором предпочитаемых синтаксических конструкций.

    Т.е. язык инвариантен только в сравнении с речью.

    Языковая система реализуется, проявляется в речи. Соответственно, речь – это реализация, воплощение языка, форма его существования. Язык выполняет свою коммуникативную функцию через речь.

    Язык — это средство общения, а речь – вид общения, осуществляемый с помощью этого средства. Речь – это разные виды и акты использования языка как средства общения [ЛЭС, с. 414; Маслов, с. 13]. Единицы и правила языка актуализируются в речи.

    язык – явление социальное, отражает опыт коллектива

    речь индивидуальна, отражает индивидуальный опыт

    Язык – явление прежде всего социальное, продукт деятельности коллектива, он отражает коллективный опыт, «картину мира» говорящего на нем народа.

    Читайте также:  Сорта острого перца тещин язык

    Речь одновременно и социальна, и индивидуальна. Речь социальна, поскольку представляет собой часть общей социальной деятельности человека. Процесс речевого общения двусторонен, а потому не является сугубо индивидуальным. К тому же и способность говорения обусловлена социальной природой человека [КЛ, с. 31]. Социальное проявляется и в произведениях речи: абсолютное большинство используемых здесь элементов (слова, грамматические формы, модели словосочетаний и предложений) заимствовано из ранее созданного носителями данного языка.

    Тем не менее, речь индивидуальна по исполнению. Она является свободным творчеством индивида, отражает индивидуальный опыт, относительно произвольна. Индивидуальный характер речи проявляется в том, что речь всегда осуществляется определенным лицом, передающим в ней свои мысли и чувства, для выражения которых он по своему усмотрению выбирает слова и синтаксические конструкции. Говорящий создает новые композиции, сочетая языковые единицы между собой (разумеется, в рамках существующих правил, образцов, которыми пользуются все носители данного языка). В речи связь слов отражает неповторимую ситуацию и образует индивидуальный смысл предложения. Говорящий (или пишущий) относит языковые знаки к тем или иным объектам действительности, наделяя их значением, актуальным в конкретной речевой ситуации. Он выбирает тот или иной стиль сообщения (фамильярный, официальный, почтительный, пренебрежительный), использует высказывание с нужным для себя коммуникативным заданием [ЛЭС, с. 414].

    В речи встречаются индивидуальные отклонения от языковой системы, которые могут быть приняты языковым коллективом и привести к изменениям в языке. Напр., окказионализмы:

    С напитками нельзя, а с наедками можно?

    язык объективен и обязателен для говорящих на нем

    речь субъективна и относительно произвольна (в пределах, которые допускаются языком)

    язык – явление статическое (стабильное)

    речь динамична, развертывается во времени и пространстве

    Язык – система динамичная. Он постоянно развивается, но изменения в языке происходят постепенно, так, что не нарушается взаимопонимание между представителями разных поколений носителей языка. Но по сравнению с речью, изменения в которой происходят быстро, язык относительно стабилен, статичен.

    Фонетическая и морфологическая системы более стабильны, чем синтаксическая и, особенно, лексическая. Лексика – самая подвижная часть языковой системы: она непосредственно связана с действительностью, быстро реагирует на все изменения, которые в ней происходят.

    Динамичность и подвижность речи связаны с ее индивидуальностью и произвольностью. Изменения в речи происходят гораздо быстрее, чем в языке. Только некоторые из этих изменений закрепляются в практике носителей языка и, постепенно накапливаясь, приводят к изменениям в языковой системе. Т.е. изменения в языке начинаются с речи.

    Помимо этих оппозиций, есть и другие, часть из которых производна от названных. Они включены в сводную таблицу.

    язык – это система (код)

    речь – это процесс (реализация этой системы)

    абстрактен, идеален (содержит абстрактные аналоги единиц речи)

    конкретна, материальна (воспринимается акустически – на слух и визуально – зрением)

    явление социальное, отражает опыт коллектива

    индивидуальна, отражает индивидуальный опыт

    объективен и обязателен для говорящих на нем

    субъективна и относительно произвольна

    явление статическое (стабильное)

    динамична, развертывается во времени и пространстве

    имеет уровневую, иерархическую («вертикальную») организацию, совокупность элементов, связанных парадигматическими и синтагматическими отношениями

    линейна, «горизонтальная» последовательность звуков и слов (графических знаков), совокупность элементов, связанных синтагматическими отношениями

    Источник

    ВОПРОС 3 Язык и речь. Речевая деятельность

    ВОПРОС 1 Языкознание как наука о языке. Место языкознания в системе наук, его основные разделы

    Языкознание (языковедение, языкознание, лингвистика, lingua, язык) – наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как его индивидуальных представителях.

    Язык неспроста называют продуктом обучения и подражания. Ведь сегодня общение между людьми происходит именно посредством языка. Мы изучаем языки для того, чтобы строить взаимоотношения с обществом, а это возможно только с помощью общения.

    Общение посредством языка называется коммуникацией. Интересно, что коммуникация бывает не только словесной, т.е. общение непосредственно при помощи слов и мыслей, которые мы выражаем при помощи артикуляторного органа, но и мысленная коммуникация, происходящая при помощи взглядов, жестов и т.д.

    Главной задачей языкознания как науки является изучение языка в его взаимоотношениях с объективной действительностью и человеческим обществом. Если теоретическое языкознание включает в себя комплекс определенных грамматических правил, законов и норм, то практическое изучение языка подразумевает умение говорить, читать, писать, понимать и переводить. Существует также и научное изучение языка – умение понимать и объяснять языковые явления.

    Языкознание входит в круг гуманитарных наук в качестве одной из центральных, однако помимо этого она имеет прочные связи с такими науками, как этнография, социология, семиотика, философия, история, психология, педагогика, логика и мн.др.

    Языкознание как наука включает в себя два раздела – теоретическое языкознание и прикладная лингвистика.

    Теоретическое языкознание делится в свою очередь на общее и частное. Общее занимается изучением сущности, природы и структуры языка, проблемы происхождения, возникновения и развития письма, законы развития языка, его системные функции и методы исследования, а также классификации и типологии языков. Частное разбирает один конкретный язык (русистика, англистика) или группу (славистика, тюркистика). Частное языкознание делится на синхроническое (изучение языка в определенный период и момент его развития) и диахроническое (изучение языка в процессе всего его развития).

    Прикладная лингвистика – это приложение теоретических знаний о языке к решению практических задач (школа, переводческая практика, создание письменности для ранее бесписьменных народов). Прикладная лингвистика включает в себя два понятия – описательное Я (фиксация всех равноправных фактов языка) и нормативное Я (деление фактов на правильные и неправильные, изучение только правильных).

    ВОПРОС 2 Функции языка

    1. Коммуникативная. Отвечает за общение, обмен информацией и за ее передачу от человека к человеку. Информация – это сведения, доступные для понимания и важные для сохранения или изменения поведения того, кому они адресованы. Информация передается во времени – из одного дня в другой, и в пространстве – от человека к человеку.

    2. Мыслительная, или когнитивная. Думая, человек воплощает свои мысли в языковой материи. Основная форма мышления, присущая людям – словесно-логическая, или вербальная (все мысли перевоплощаются в слова). Существуют также наглядно-образная форма мышления (музыканты, художники), техническая (чертежники) и предметная (присуща предметам). Язык – это способ мышления.

    3. Познавательная, или аккумулятивная, или накопительная. Доказывает, что именно в системе языка и текстах хранится информация, накапливаются знания.

    4. Регулятивная. Говорящий использует язык с целью непосредственного воздействия на адресата: побудить на действие, задать вопрос. Направлена на создание, поддержание и регулирование отношений в человеческих микроколлективах. Иногда вместе с регулятивной рассматривают фаотическую(phatos, phatum), или контактоустанавливающую функцию.

    Читайте также:  Японские шрифты для японского языка

    5. Номинативная (nomina), или назывная. Называя предметы определенными именами, человек при помощи языка ориентируется в окружающем мире. Номинанта – это неотъемлемая часть познания и мышления. Мы называем не все предметы подряд, которые видим, а то, что для нас ближе, чаще, важнее.

    6. Этническая. Язык объединяет этнос, помогает сформироваться национальному самосознанию.

    7. Эстетическая. Превращает текст в произведение искусства. Сфера творчества художественной литературы. Функция эстетического воздействия на личность с помощью языка.

    8. Эмоционально-экспрессивная. Позволяет выражать свои чувства, эмоции, переживания.

    9. Магическая, или заклинательная. Реализуется в том случае, когда язык наделяется сверхъестественной потусторонней силой. В основе заложены представления о том, что с помощью слова можно изменить объективную действительность.

    10. Метаязыковая. Человек с помощью языковой системы может описать и объяснить язык. Язык используется в профессиональной деятельности филологов, языковедов, на лекциях, занятиях, при переводе. Эта функция охватывает все случаи, когда язык исследуется как объект, описывается при помощи языка как средства, инструмента.

    ВОПРОС 3 Язык и речь. Речевая деятельность

    Впервые проблема соотношения языка и речи была изучена многими учеными – Гумбольдтом, Штейналем, Потебнёй, Фортунатовым, Бодуэном дэ Куртэне и мн.др. Еще Гумбольдт писал: «В действительности язык развивается только в обществе, и человек понимает себя постольку, поскольку опытом установлено, что его слова понятны также и другим». Язык и речь – очень важная проблема, возникшая в языкознании. Эти понятия очень часто путают, хотя, например, физиологи и психологи имеют дело с речью, педагоги – с речью учащихся, в медицине – с дефектами речи, поэтому заменить понятие «речь» словом «язык» невозможно.

    Проблемой соотношения языка и речи, кроме всего прочего, занимался и Фердинард де-Соссюр. В своем труде «Курс общей лингвистики» он определил главное положение: «Изучение языковой действительности распадается на две части. Первая имеет своим предметом язык – нечто социальное по существу и независимое от индивида, тогда как другая своим предметом называет индивидуальную сторону речевой действительности». Отсюда становится ясным, что язык и речь взаимосвязаны и друг без друга не существуют. Язык – это сущность, тогда как речь – это явление.

    Возвращаясь к Соссюру, стоит сказать, что в процессе своего исследования он выделил три основных понятия – язык, речевой акт и речь. Язык необходимо считать основным понятием, поскольку это важнейшее средство человеческого общения, достояние коллектива и предмет истории. Язык не является собственностью единого человека – он объединяет группы людей. Поэтому существуют такие языки, как английский, немецкий и французский, а при исследовании русского языка имеет место говорить о древнерусском и общеславянском.

    Речевой акт – это индивидуальное и каждый раз новое употребление языка. Речевой акт обычно двусторонен (говорение – слушание), может быть в устной речи и в письменной (записан) или зафиксирован аудиозаписью.

    Сам термин «язык» можно использовать в двух смыслах:

    · Язык – феномен, представляющий собой идеально-материальное целое

    · Язык – код, система единиц и правил их комбинирования, идеальная сторона единства

    Речь, в свою очередь, является совокупностью текстов как реализаций этого кода. Функционируя, единство рождает речевую деятельность – процесс производства текстов, восприятия и понимания речи, где синтезируется словесное (вербальное) мышление, язык и речь.

    Проводя заключительный анализ языка и речи, мы можем отметить следующее:

    · Язык принадлежит обществу, а речь – это индивидуальность человека

    · В то время, как язык является абстрактным, т.е. говоря, мы слышим речь, а не язык, речь конкретна и воспринимается органами чувств

    · Язык статичен, а речь динамична, ведь одна и та же вещь может называться человеком по-разному

    · Язык является потенциальным: его возможности огромны и он содержится в сознании человека. Речь – реальная, и возможности языка не всегда могут в ней реализоваться

    · Наконец, язык находится в системе, а речь – это сложное, неоднородное целое, состоящее из букв, морфем, слов и словосочетаний

    ВОПРОС 4 Язык и мышление

    Язык и мышление – два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающихся друг от друга по своей сущности и специфическим признакам. Взаимосвязь этих двух понятий доказывается следующим положением: «Орудиями мышления является язык и системы знаков – абстрактных (например, математических) и конкретных (например, язык искусства). Мышление – это умственный процесс, высшая форма активного отражения объективной действительности, целенаправленное, опосредованное и обобщенное познание существенных связей и отношений, предметов и явлений. Наблюдая множество явлений действительности, человек сравнивает их, выделяет различные признаки. В процессе мышления несущественные признаки человек отбрасывает, а существенные суммирует.

    Существуют следующие типы мышления:

    1. Предметное, или практически действенное. Обычно состоит в ориентации человека или животного в окружающей обстановке, выполнении осмысленных действий.

    2. Техническое. Используется при решении творческих задач технического характера архитекторами, математиками и т.д..

    3. Словесно-логическое,иливербальное

    4. Наглядно-образное. Оперирует чувственно воспринимаемыми конкретными образами, которые человек прямо не ощущает в данный момент. Присуще художникам, музыкантам и т.д.

    Интересно, что в человеческом мозге присутствуют определенные зоны, отвечающие непосредственно за речь и за действия, совершаемые с ней. Например, зона Вернике отвечает за понимание речи, а зона Брока – за антиулавливание речи.

    Исследуя проблему соотношения языка и мышления, необходимо отметить: слово – это понятие, предложение – это суждение, а текст – умозаключение. Слово и понятие отражают отличительные признаки предметов и явлений действительности. Предложение и суждение устанавливают связь и организуют мысль как утверждение или отрицание. Умозаключение соотносится с текстом и представляет собой процесс логического вывода из ряда суждений. За одним и тем же словом могут стоять разные понятия. Например, задуть свечу (чтобы она погасла) и задуть доменную печь (чтобы ее разжечь).

    Ученый-лингвист Гумбольдт сказал: «Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, откуда человеку дано выйти лишь постольку, поскольку он тут же вступает в круг другого языка». Этим он доказал неспособность человека жить без языка, поскольку коммуникация – это самое главное средство воздействия с обществом.

    При всей своей специфичности, мышление универсально и идет по общечеловеческим законам. Языки основываются на общих принципах: общего больше, чем специфического.

    Источник

    Ответы на самые частые вопросы пользователей рунета
    Добавить комментарий

    Adblock
    detector