Языкознание что такое язык

Языкознание что такое язык

Язык как предмет языкознания

Основные положения Соссюра сводятся к следующему:

«Изучение языковой деятельности распадается на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом язык, т. е. нечто социальное по существу и независимое от индивида. другая – второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, т. е. речь, включая говорение»; и далее: «Оба эти предмета тесно между собой связаны и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна и производила все свое действие, речь в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку».

Итак, для Соссюра соотнесены три понятия: речевая деятельность ( langage ), язык ( langue ) и речь ( parole ).

1) Соссюр прав в том, что надо отличать язык как явление социальное, общественное, как достояние коллектива, от иных явлений, связанных с языковой деятельностью.

2) Прав он и в том, что определяет язык прежде всего как систему знаков, так как без знаковой системы не может осуществляться человеческое общение, явление второй сигнальной системы по И. П. Павлову.

3) Не прав Соссюр в том, что считает это социальное явление – язык – психичным; хотя явления языка, наряду с явлениями искусства, а также бытового творчества (утварь, одежда, жилище, оружие) и техники, проходят через психику людей, но сами слова, правила склонения и спряжения, стихи и романы, сонаты, симфонии и песни, картины и этюды, памятники и здания, равно как и ложки, скамейки, седла, пещеры, башни и дворцы, самострелы и пулеметы, – не психические факты. Для языка в целом и для языкового знака в частности необходима их материальность (звуки, буквы и их комбинации). Мы уже установили, что вне реальной материальности и способности быть чувственно воспринимаемым любой знак, и прежде всего языковой, перестает быть знаком и тогда кончается язык.

4) Не прав он также в том, что объединяет понятие речевого акта – всегда индивидуального (даже в случае хоровой декламации!) и речи как системы навыков общения посредством языка, где главное тоже социально и речевые навыки тоже достояние известных частей коллектива (по признакам: классовым, сословным, профессиональным, возрастным, половым и т. д.).

5) Не прав Соссюр и в том, что понятия речи и речевого акта у него не расчленены, потому что понятие языковой деятельности он недостаточно разъяснил.

6) Несмотря на отмеченные выше ошибки Соссюра, то, что сказано им о языке и речи, послужило ориентиром для выяснения самых важных вопросов в этой области на 50 лет вперед.

Источник

Языкознание что такое язык

Смотреть что такое «язык» в других словарях:

ЯЗЫК — языка (языка книжн. устар., только в 3, 4, 7 и 8 знач.), м. 1. Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Коровий язык. Больно прикусить язык. Лизать … Толковый словарь Ушакова

ЯЗЫК — знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Системность Я. выражается в наличии в каждом Я., помимо словаря, также с и н таксиса и семантики. Синтаксис определяет правила образования выражений Я. и их преобразования,… … Философская энциклопедия

язык — Говор, наречие, диалект; слог, стиль; народ. См. народ притча во языцех См. шпион владеть языком, воздержный на язык, говорить языком кого либо, держать язык за зубами, держать язык на веревочке, держать язык на привязи, закусить язык, злой язык … Словарь синонимов

Язык — ЯЗЫК. Термин Я. по отношению к человеческой речи употребляется в разных значениях: 1. для обозначения человеческого Я. вообще, как способности говорить; 2. для обозначения отдельного Я., в отличие от наречия и говора или диалекта; 3. для… … Словарь литературных терминов

ЯЗЫК — говяжий, телячий, свиной, бараний в свежем или солёном виде используют для приготовления холодных и горячих блюд. Перед варкой язык следует хорошо промыть, а солёный вымочить в холодной воде: крупный 5 6 часов, небольшой 2 3 часа. Язык отварной.… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

Читайте также:  Счастливая жизнь на итальянском языке

ЯЗЫК — 1) естественный язык, важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. Язык возник одновременно с воз … Большой Энциклопедический словарь

Язык — Язык ♦ Langage, Langue В широком смысле – всякая коммуникация посредством знаков (именно таким «языком» обладают, например, пчелы). В строгом, или специфически человеческом, смысле – способность к говорению (потенциальный язык) или все… … Философский словарь Спонвиля

ЯЗЫК — ЯЗЫК, 1) естественный язык, важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. Реализуется и существует… … Современная энциклопедия

ЯЗЫК — слишком важная вещь, чтобы доверять его языковедам. Ольгерд Терлецкий Язык это диалект, обладающий собственной армией и флотом. Макс Вайнрайх Немецкий язык в сущности богат, но в немецкой разговорной речи мы пользуемся только десятой долей этого… … Сводная энциклопедия афоризмов

ЯЗЫК — (language) Суть политики состоит в борьбе принципов и теорий общества. Поэтому язык для политики – то же, что кислород для атмосферы: язык является особым, исключительно важным компонентом политики. Восприятие политических реалий формируется… … Политология. Словарь.

Источник

Понятие языка в современной лингвистике

Педагогическая риторика как наука

Речевая культура.

Язык и речь.

Понятие языка в современной лингвистике.

Педагогическая риторика как наука.

Язык и речь. Речевая культура.

Лекция № 1

План:

Возрождение педагогической риторики началось в 80-х гг. XX в., когда стало ясно, что люди нуждаются не просто в знаниях о языке, но и в знаниях, ориентированных на эффективное общение, в том числе и профессиональное.

Подготовка педагога как ритора, хотя и связана со всем циклом наук, но все же составляет отдельный предмет преподавания. Эта аксиома объединяет все современные подходы в понимании педагогической риторики.

В 90-е гг. ХХ в. в науке и педагогической среде произошло осознание потребности в таком учебном предмете, который не только объяснял бы структуру изучаемого языка, но и приобщал обучаемых к его социальным функциям, т.е. к профессиональной риторике (к педагогической риторике). Таким образом, изучение педагогической риторики неотъемлемо от таких дисциплин, как языкознание, культура речи, и тесно связано с понятиями: язык, речь, техника речи, логичность речи, нормированность речи.

Языкознание, или лингвистика, изучает язык. Значит, объектом наблюдения и предметом изучения языкознания оказывается язык. Язык – это самое важное, что сопровождает человека, без чего он не может быть назван человеком. Язык возникает из потребности людей в общении. Нет языка отдельного человека, язык существует только в обществе. Без общества язык умирает. Из этого следует, что язык – это стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) знаков, служащая для целей коммуникации (общения и сообщения) и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире.

Зачем нужно изучать язык? Изучать язык необходимо для того, чтобы понять, как люди общаются между собой, по каким законам происходит это общение, как люди выражают свои мысли, чувства и волю, как передают накопленный опыт из поколения в поколение.

Языковая деятельность относится к общественным явлениям, которые изучаются гуманитарными науками – филологией, логикой, психологией, обществоведением, историей и другими науками. Каждая наука формирует свое представление о языке как предмете своего наблюдения и изучения. У языкознания как части филологии своё представление о предмете.

В связи с этим существует большое количество определений языка. Многие авторы указывают на социальную природу языка. По их мнению, основное свойство языка заключается в том, что он является важнейшим средством человеческого общения. Без языка невозможно существование человеческого общества. Таким образом, общество – это среда обитания языка, но, с другой стороны, сам язык становится основным и необходимым условием существования и функционирования общества.

Язык – необходимое условие существования и развития человеческого общества. Не будет языка – не будет и общества; не будет общества – не будет и возможностей для существования и развития языка. Именно этим объясняется тот факт, что, оказавшись вне людей, вне существования человеческого общества, человек перестает говорить, пользоваться языком: просто нет необходимости в этом. Сам язык возник только как естественная потребность одному человеку что-то объяснить другому, о чем-то сообщить. Значит, язык и общество – тесно взаимодействующие и взаимообусловленные понятия.

Читайте также:  Уровень освоения английского языка

Другие учёные обращают внимание на знаковый характер языка: язык – это система знаков, состоящих из двух сторон: звука и мысли. Некоторые учёные, в частности И.А. Бодуэн де Куртене, Фердинанд де Соссюр, называли язык чисто психической сущностью. Звук как физическое явление не относится к языку, а есть нечто постороннее, используемое лишь для удобства. Однако ни одно из предложенных определений не способно охватить все существенные стороны языка.

Немецкий учёный Вильгельм Гумбольдт и вслед за ним А.А.Потебня сосредоточивали своё внимание на языке как на деятельности. В.Гумбольдт писал: «…язык есть нечто постоянное и вместе с тем в каждый данный момент меняющееся… Язык есть не продукт деятельности, а деятельность…Язык представляет собой постоянно возобновляющуюся работу духа, направленную на то, чтобы сделать артикуляционный звук пригодным для выражения мысли».

С пониманием языка как деятельности согласны все учёные. Феномен языка образуется в результате соединения двух противоположных стихий – звука и мысли. Звук как нерасчленённый звучащий поток – это реакция человека на внешнее или внутреннее раздражение. Мысль, как нерасчленённый мыслительный поток, образуется в голове человека под влиянием воспринимаемой действительности. В таком виде звук и мысль были и до языка, но языку не принадлежали. Их механическое объединение не образует язык. Для возникновения языка потребовался их синтез и радикальное преобразование в этом синтезе. Звук в языке должен стать членораздельным, артикулируемым и обработанным мыслью.

Мысль, вычлененная из потока с помощью языка, должна иметь соответствие с вычлененным фактом действительности. Такое единство членораздельного звука и дискретной (расчленённой) мысли позволяет выделять «кусочки» действительности и оперировать ими. Таким образом, язык – это одновременно и общественное, и природное явление. Природа языка, его механизмы так же сложны и многообразны, как и сам человек. Поэтому сущность языка может быть раскрыта лишь в процессе речевого онтогенеза человека (онтогенез – это развитие от самого начала до конца – С.В.Разживина).

Согласно последним дискуссиям в теории языкознания человек имеет врождённую языковую способность, которая заложена в анатомии и функционировании человеческого мозга. Язык предстаёт как средство выражения познавательных функций мозга (например, объединение однородных явлений в крупные классы) и переработки информации.

Наиболее ёмкое определение этому явлению даёт О.С. Ахманова: «Язык – это самобытная знаковая система, индивидуальная для каждого народа, служащая орудием формирования мышления, средством выражения мысли и передачи культурных ценностей из поколения в поколение».

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Что такое языкознание? Что такое язык?

Языкознание- (по Маслову) тоже самое что и языковедение и лингвистика-наука, изучающая языки (впринципе- все существующие, когда либо существовавшие и могущие возникнуть в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще. Возникло всвязи с практическими потребностями, но позже развилось в систему дисциплин теоретического и прикладного характера.

Язык- основное средство коммуникации.

Зародилось в глубокой древности (5 в.д.н.э.) предположительно на древнем Востоке, в Индии, Китае, Египте. Сознательное изучение языка началось с изобретением письменности и появлением особых языков, отличных от разговорных. Первым теоретическим опытом описания языка была грамматика санскрита индийского ученого Панини (V-IV вв. до н.э), которая называлась Восьмикнижие. В ней устанавливались нормы санскрита и давалось точное описание языка священных текстов (Вед). Это было предельно полное описание фонетики, морфологии, морфонологии, словообразования и элементов синтаксиса санскрита.

Предметом языкознания являются такие вопросы как: сущность языка, его происхождение и основные функции, соотношение языка и мышления, языка и объективной действительности, типы языков, организация их языковых уровней, функционирования и их историческое развитие, классификация языков и др.

Внутри теоретического языкознания разделяют частное и общее.

Частное языкознание занимается отдельным языоком (русским,английским,узбекским) или группой родственных языков (славянскими языками).

· синхроническое (описывает факты языка в какой-то момент его истории,чаще всего факты современного языка)

· диахроническое (или историческое, прослеживает развитие языка на протяжении определенного отрезка времени. его разновидность является сравнительно-историческое языкознание, выясняющее историческое прошлое родственных языков путем сравнения друг с другом)

Общее языкознание занимается общими особенностями человеческого языка. Оно исследует сущность и природу языка, проблему его происхождения и общие законы его развития, организации и функционирования, оно также разрабатывает методы исследования языков.

Читайте также:  Раскладка клавиатуры на немецком языке

В рамках общего языкознания выделяется типологическое языкознание (сопоставляет между собой как родственные, так и неродственные языки с целью выявления общих закономерностей)

Задача общего языкознания: научное определение понятий, которыми пользуется языкознание, таких как «гласный», «согласный», «имя собственное»

Прикладное языкознание решает частные следующие задачи :создание и усовершенствование письма, обучение письму, чтению, культуре речи, неродному языку; создание систем автоматического перевода, автоматического поиска, аннотирование и реферирование информации, создание систем обеспечивающих общение человека с машиной на естественном языке.

Языкознание изучает явления, принадлежащие различным языковым уровням. Уровни языка-ярусы общей языковой системы. Обычно выделяют следующие уровни : фонемный (или фонологический), морфемный (или морфологический), синтаксический и лексический (или лексико-семантический)

Источник

Что такое язык? Понимание сущности языка в современной лингвистике

Каждый язык – это средство общения, средство формирования мысли, средство познания мира, средство регулирования деятельности людей и т.д. В акте вербальной коммуникации эти функции, как правило, сочетаются.

Ответ на этот вопрос не столь прост, как кажется на первый взгляд. Язык есть средство общения. это стало уже аксиомой. Но искусство тоже средство общения. Можно ли ограничивать понятие языка только вербальными средствами общения? А язык музыки, язык живописи, язык животных, язык жестов? Говорят, что и костюм – это тоже своеобразный язык. Вот, например, фрагмент интервью с известным художником М. Шемякиным:

Корр. Почему вы всегда в черном? И эти сапоги в такую жару.

М.Ш. Я ношу то, что удобно. Правда, костюмы действительно ненавижу. И куда угодно – даже на прием к президенту – хожу в том, в чем привык. Но все почему-то интересуются моей одеждой. Я тут недавно был у М. Горбачева, так он тут же спросил: «Почему вы сменили пиджак? Вы же всегда ходите в зеленом». На Западе вообще не очень обращают внимание на то, как ты одет.

Корр. А здесь еще долго будут обращать, поскольку мы живем в средневековом обществе, где костюм – это знак, часть знаковой системы.

КСТАТИ (для тех, кто читает лекции не только для сдачи экзамена)

Вернемся из мира фантастических гипотез к реальности. Что такое язык, человеческий язык, в понимании лингвистов конца ХХ века?

Языковые универсалии

Нельзя сказать, что к концу ХХ века не сложилось единого представления об языке. Напротив, оно создалось, и оно практически общепризнанно. В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» (ЛЭС 1990: 604) сообщается: «Термин «Язык» имеет по крайней мере 2 взаимосвязанных значения: 1) язык вообще, язык как определенный класс знаковых систем; 2) конкретный, так называемый этнический, или «идиоэтнический», язык – некоторая реально существующая знаковая система, используемая в некотором социуме в некоторое время в некотором пространстве».

Язык в первом значении – это абстрактное представление об едином человеческом языке. Удивительно, но при всех различиях между языками мы можем говорить о языке, имея в виду человеческий язык вообще. Почему? Потому что все языки в самом главном и существенном имеют много общего. Это принято называть языковыми универсалиями.

Каждый язык – это средство общения, средство формирования мысли, средство познания мира, средство регулирования деятельности людей и т.д. В акте вербальной коммуникации эти функции, как правило, сочетаются. Например, в рекламном сообщении присутствует и информация о товаре (коммуникативная функция), и воздействие на сознание адресата, его представления о мире и эмоциональную сферу (когнитивная и экспрессивная функции), и побуждение его к действию (регулятивная функция), и стремление сделать сообщение забавным, запоминающимся (поэтическая функция языка). Проблема заключается не в том, чтобы разделить функции, а в том, чтобы показать, какая из них является доминирующей, какие задачи решает говорящий при помощи языка. См. об этом подробнее в [Ягелло М. Алиса в стране языка. Тем, кто хочет понять лингвистику. Пер. с франц. М., УРСС, 2003. Гл.1]

В-третьих, каждый язык членоразделен, т.е. высказывание членится на какие-то смысловые элементы, повторяющиеся в других комбинациях в составе других высказываний.

В-четвертых, во всех языках есть имена собственные, люди говорят предложениями (высказываниями).

Это далеко не все языковые универсалии. См. об этом подробнее в Лингвистическом энциклопедическом словаре. (М., 1990 и др. издания)

09.02.2016, 4590 просмотров.

Источник

Ответы на самые частые вопросы пользователей рунета
Добавить комментарий

Adblock
detector