Языком учат убеждают наставляют

Язык и общество – одна из центральных проблем языкознания

По своей природе язык человека является социальным явлением. Язык обслуживает общество и вне общества возникнуть, функционировать и развиваться не может.

Проблема «язык и общество» многоаспектная.

Основные вопросы, которые решаются в рамках проблемы соотношения языка и общества:

— общественный характер возникновения, развития и функционирования языка;

— зависимость состояния языка от состояния общества;

— социальная дифференциация языка, обусловленная разделением общества на слои и группы;

— функциональное многообразие языка в связи с многообразными сферами его применения;

— взаимоотношения языков в дву- и многоязычных обществах;

— условия приобретения одним из языков функций средства межнационального общения;

— формы сознательного воздействия общества на язык (приемы языкового манипулирования, лингвистический сексизм, политическая корректность).

Язык считается общественным явлением по следующим причинам:

— в образовании языка участвует общество;

— говорящий овладевает языком только в обществе;

— развитие языка происходит оттого, что язык выполняет общественные функции.

Овладение языком происходит в обществе и вызвано конкретными потребностями общения. Все, что создано человеком, невозможно было бы без языка.

Зависимость состояния языка от состояния общества

Развитие и состояние языка в значительной степени зависит от состояния общества. Язык отображает изменения во всех сферах жизни общества. На состояние языка влияют:

— характер общественно-историческихформаций (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический) и социальные формы общества (род, племя, народность, нация);

— социальная дифференциация общества (классовая, возрастная, профессиональная), которая обусловлена социальной неоднородностью общества (территориальные и социальные диалекты, выделение литературного языка как социально и функционально наиболее значимого языкового образования);

— демографические изменения (увеличение / уменьшение населения, изменения в составе населения и численности этносов);

— уровень экономического развития;

3. Смена общественно-исторических формаций как внешний фактор развития языка:

Язык рода, язык племени, язык народности

Существуют наиболее общие исторические типы языковых состояний, соотносимые с главнейшими историческими этапами в жизни общества. Эти этапы обусловлены характером социально-экономической жизни народа – общественно-историческими формациями.

Общественно-историческим формациям соответствуют социально-исторические типы языков («социальные типы» – по В. И. Кодухову). Социально-исторический тип языка – типичное языковое состояние, которое складывается в обществе в зависимости от переживаемой им стадии (эпохи) общественно-исторического развития – догосударственной (первобытнообщинной), государственной (эпохи рабовладельческого строя, феодализма, капитализма).

Основной формой существования языка в родовую эпоху является говор (язык рода). Язык рода (говор)– это совокупность идиолектов, однородных в языковом отношении, характерных для небольшой территориально ограниченной группы людей. Язык рода не имеет письменности и используется в качестве средства общения одного или нескольких соседних сообществ. Род – первичное социальное образование, это группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской), по большей части осознающих себя потомками общего предка (реального или мифического), носящих общее родовое имя. Каждый род имеет свой язык (говор). Язык рода сегодня трудно найти, т.к. родовая ступень развития общества – это уже пройденный этап в истории человечества.

Национальный язык и его составляющие: литературный язык,

Социальные и территориальные диалекты, просторечие

В процессе развития общества язык народности, при определенных исторических предпосылках, преобразуется в язык нации. Но нация не продолжение народности, не результат ее количественного роста. Считается, что для образования нации должны быть социальные, экономические, государственные, культурные предпосылки (ликвидация феодальной раздробленности и образование централизованных крупных капиталистических государств; новые экономические отношения, основанные на единой государственной, политической, хозяйственной системе, едином рынке). Нация характеризуется единой территорией, наличием централизованного государства, единством языка и экономической жизни.

Национальный язык возникает в период сложения наций. Национальный язык полностью наследует структуру языка народности, что позволяет ему выполнить функцию хранения и передачи от поколения к поколению культурно-исторических традиций. Отличие от языка народности:

— нивелировка диалектов (укрепление языкового единства, становление единых норм);

— увеличение форм существования языка;

— расширение объема выполняемых общественных функций;

— формирование единой письменной и устной форм литературного языка.

Национальныйязыквключает литературный язык, социальные (профессиональная речь, сленг, жаргоны) и территориальные диалекты, просторечие.

Задания

1. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос, что доказал опыт падишаха?

Рассказывают, что свыше 350 лет тому назад индийский падишах Акбар решил проверить утверждение придворных мудрецов о том, что каждый ребенок сам собою начинает говорить на языке своих отцов. Падишах поставил страшный «опыт». Несколько маленьких детей вместе с немым евнухом закрыли в покои, ключи от которых Акбар носил на своей груди. Чтобы дети никогда не слышали человеческого голоса, их обслуживали немые. Семь лет длился этот чудовищный эксперимент. Когда же падишах открыл двери покоев, он услышал нечленораздельные вопли, дикий вой и мяуканье. Мудрецы были посрамлены, а жизнь детей искалечена.

2. Какие функции и свойства языка получили отражение в характеристике языке, данной древнегреческим философом Эзопом?

Язык – это то, что объединяет нас, когда мы говорим. Без языка мы не могли бы передавать наши мысли. Язык – ключ науки, орудие правды и разума. Язык помогает созидать города. Языком выражается любовь. Языком учат, убеждают, наставляют. Языком молятся, разъясняют, поют. Языком описывают, восхваляют, доказывают, утверждают. Языком мы произносим «любимая» и священное слово «мать». Это языком мы говорим «да». Это языком мы приказываем войскам победить.

3. Как называется описанная ниже языковая ситуация?

В допетровской Руси книжно-письменным был церковнославянский язык (по происхождению южнославянский), а в обиходном и деловом общении использовался русский язык.

Форма контроля

Устный опрос на практических занятиях.

Вопросы контрольной работы.

Индивидуальное собеседование на консультации.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем отличие языка животных от языка человека? Можно ли считать язык биологическим явлением?

2. Как в лингвистической литературе решается вопрос о соотношении языка и общества?

3. Каковы основные аспекты взаимодействия языка и общества?

4. В каких формах существует общенародный язык? Чем формы существования языка отличаются друг от друга?

5. Каковы основные черты литературного языка как высшей формы языка?

6. Охарактеризуйте нелитературные формы языка: территориальные диалекты, койне, социальные диалекты.

Читайте также:  Старинные словосочетания русского языка

7. Дайте определение языковой политики. Каково содержание языковой политики в развитых и развивающихся странах?

8. Какие обязательные компоненты определяют языковую ситуацию?

9. В чем проявляется социальная дифференциация языка?

Литература

Основная

1. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М. : Сов. энциклопедия, 1990. – С. 337–338; 607–608; 616–617.

2. Тропина Н. П. Учебный социолингвистический словарь-справочник / Н. П. Тропина. – Херсон : Издатель Гринь Д. С., 2013. – 150 с.

Дополнительная

1. Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов / Ж. Марузо ; пер. с фр. И. Д. Андреева. – М. : Изд-во иностранной литературы, 1960. – 436 с.

2. Поливанов Е. Д. Статьи по общему языкознанию / Е. Д. Поливанов. – М, 1968.

3. Соссюр Ф. Труды по языкознанию / Ф. де Соссюр. – М. : Прогресс, 1977. – 695 с.

Тема № 2 (10 часов)

Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 1366; Нарушение авторского права страницы

Источник

Структурные и коммуникативные свойства языка

Лекция 2

2.1. Язык — знаковая система

Русский язык, как и любой другой язык, представляет собой систему. Система — (от греческого systema — целое, составленное из частей; соединение) объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Следовательно, каждая система:

—состоит из множества элементов;

—элементы находятся в связи друг с другом;

—элементы образуют единство, одно целое. Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется их единство. Язык состоит из единиц:

звук;

морфема (приставка, корень, суффикс, окончание);

слово;

фразеологическая единица (устойчивое словосочетание);

свободное словосочетание;

предложение (простое, сложное);

текст

Единицы языка связаны друг с другом. Однородные единицы (например, звуки, морфемы, слова) объединяются и образуют уровни языка.

Единицы языкаУровниРазделы
Звуки, фонемыФонетическийФонетика
МорфемыМорфемныйМорфемика
СловаЛексическийЛексикология
Формы и классы словМорфологическийМорфология
ПредложениеСинтаксическийСинтаксис

Язык — знаковая система. Уже в давние времена исследователи рассматривали единицы той или иной системы как знаки, несущие информацию. Знаковостью обладает всё, что нас окружает: природа, человек, животное, машина.

Например, на дереве появились желтые листья. Это естественный знак. Он — часть предмета, составляет одно целое с ним, является его признаком. О чем информирует этот знак? Желтые листья на деревьях означают наступление осени. Но если это происходит в июле? Значит, на данной территории засуха, давно не было дождя. Бывает и так: на одной улице города каштаны радуют глаз зеленью листвы, а на другой все листья у них пожухли, а некоторые даже лежат на земле. Это знак того, что на одной из улиц интенсивное движение транспорта и воздух отравлен выхлопными газами. Возможен еще вариант: все деревья в саду зеленые, а у одного листья пожелтели. Что это за знак? Дерево заболело, его надо лечить.

Каждый может объяснить, какую информацию несут естественные знаки: листы в книге приобрели желтоватый оттенок и стали ломкими; ласточки летают низко над землей; у телевизора исчез звук; фрукты оказались слишком мягкими; компьютер не выполняет команду, «завис».

Естественные знаки неотделимы от предметов, явлений, они их часть. Искусственные знаки, в отличие от естественных, условны. Они создаются для формирования, хранения и передачи информации, для представления и замещения предметов и явлений, понятий и суждений. Условные знаки служат средством общения и передачи информации, поэтому их называют еще коммуникативными или информативными.

Информативные знаки — это соединение определенного смысла и определенного способа его выражения. Смысл — означаемое, а способ выражения — означающее. Например, раздается вой сирены (означающее — звуковой сигнал, означаемое — опасность); на флаге черная лента (означающее — цвет, означаемое — траур).

Языковые знаки — самые сложные. Они могут состоять из одной единицы (слово, фразеологизм) или их комбинации (предложение). Языковой знак указывает на какой-то предмет, качество, действие, событие, положение дел, когда об этом начинают говорить или писать. Языковой знак, как и любой другой знак, имеет форму (означающее) и содержание (означаемое). Самостоятельный языковой знак — слово. Морфема самостоятельно не функционирует в языке. Она проявляет себя только в слове, поэтому считается минимальным, несамостоятельным языковым знаком. Предложение, высказывание, текст — составные знаки разной степени сложности.

Язык по своей природе полифункционален.

Он служит средством общения, позволяет говорящему (индивиду) выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и, в свою очередь, как-то реагировать (принимать к сведению, соглашаться, возражать). В данном случае язык выполняет коммуникативную функцию.

Язык служит и средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает ее результаты. Таким образом, язык участвует в формировании мышления индивида (индивидуальное сознание) и мышления общества (общественное сознание). Это познавательная функция.

Язык, кроме того, помогает сохранять и передавать информацию, что важно как для отдельного человека, так и для всего общества. В письменных памятниках (летописи, документы, мемуары, газеты, художественная литература), в устном народном творчестве фиксируется жизнь народа, нации, история носителей данного языка. Функция — аккумулятивная.

Помимо этих трех основных функций

—аккумулятивной язык выполняет

—эмоциональную функцию (выражает чувства и эмоции);

—функцию воздействия (волюнтативную).

Вот, например, как, образно характеризуя язык, Эзоп, герой драмы бразильского театрального критика, писателя Гильермо Фигейреду «Лиса и виноград», подчеркивает его полифункциональность:

Язык — это то, что объединяет нас, когда мы говорим. Без языка мы не могли бы передавать наши мысли. Язык — ключ науки, орудие правды и разума. Язык помогает созидать города. Языком выражается любовь. Языком учат, убеждают, наставляют. Языком молятся, разъясняют, поют. Языком описывают, восхваляют, доказывают, утверждают. Языком мы произносим «любимая» и священное слово «мать». Это языком мы говорим «да». Это языком приказывают войскам победить.

Первое предложение указывает на коммуникативную функцию языка, второе и третье — на когнитивную; пятое — на эмотивную (эмоциональную), шестое — на волюнтативную.

Все сказанное о языке можно представить в таком виде:

коммуникативная когнитивная
состоит из единиц, уровней
аккумулятивная

Не случайно язык во всех развитых странах был и остается объектом постоянного внимания со стороны общественности и государства. О том, какое социальное и политическое значение ему придавали, свидетельствуют факты:

—первые академии (во Франции, Испании) были созданы с целью изучения и совершенствования языка;

Читайте также:  Шерсть перевести на английский язык

—первые звания академиков были присвоены лингвистам (XVI в.);

— первые школы были созданы для обучения литературному языку, и в этом смысле историю литературного языка можно рассматривать как историю просвещения, образования и культуры;

— Российская Академия (С.-Петербург, 1783 г.) была также основана для изучения русского языка и словесности. Ее крупным вкладом в лексикографию было создание 6-томного «Словаря Академии Российской» (1789-1794), содержащего 43 тысячи слов.

Источник

Презентация по культуре речи. «Из истории языка. Язык как система. Свойства языка»

Описание презентации по отдельным слайдам:

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Из истории русского языка. Язык как система, свойства языка. Преподаватель Олейникова О.Н.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

М.В. Ломоносов Язык необходим людям для «согласного общих дел течения, которое соединением разных мыслей управляется». По словам Ломоносова, без языка общество было бы похоже на несобранную машину, все части которой разрознены и бездействуют, отчего и самое «бытие их тщетно и бесполезно».

А.С. Пушкин Заслуги Пушкина перед Россией велики и достойны народной признательности. Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признаётся даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого». И.С. Тургенев

Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

«Язык – это то, что объединяет нас, когда мы говорим. Без языка мы не могли передавать наши мысли. Язык – ключ науки, орудие правды и разума. Язык помогает созидать города. Языком выражается любовь. Языком учат, убеждают, наставляют. Языком молятся, разъясняют, поют. Языком описывают, восхваляют, доказывают, утверждают. Языком мы произносим «любимая», и священное слово «мать». Это языком мы говорим «да». Это языком приказывают войскам победить». Эзоп Как вы думаете, все ли функции языка учитывает Эзоп в своей характеристике?

Язык – знаковая система Язык как система состоит из единиц: звук, морфема (приставка, корень, суффикс, окончание); слово; фразеологическая единица (устойчивое словосочетание); свободное словосочетание; предложение (простое, сложное); текст. Единицы языка связаны друг с другом. Однородные единицы (звуки, морфемы, слова) объединяются и образуют уровни языка.

Языковые знаки Языковые знаки самые сложные. Они могут состоять из одной единицы (слово, фразеологизм) или их комбинации (предложение). Языковые знаки указывают на какой-то предмет, качество, действие, событие. Языковой знак имеет форму (означаемое) и содержание (означающее). Самостоятельный языковой знак – слово. Морфема самостоятельно не функционирует в языке. Она проявляет себя только в слове, поэтому считается минимальным несамостоятельным языковым знаком. Предложение, высказывание, текст – составляют знаки разной степени сложности.

знаковая состоит из единиц и уровней Система естественная самобытная Язык Общение коллектива коммуникативная функция Средство мышление индивида и социума когнитивная функция сохранение культурно- исторических ценностей аккумулятивная функция

Номер материала: ДБ-089721

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тема 24. Нормы устной речи русского языка

1. Какое из приведенных утверждений является логическим определением понятия «язык»:

1) язык – ключ науки, орудие правды и разума;

2) языком учат, убеждают, наставляют;

3) язык – естественно возникающая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц;

4) язык – это то, что объединяет нас, когда мы говорим.

2. Какое из данных утверждений является неверным. Русский язык – это:

1) национальный язык Российской Федерации;

2) государственный язык Российской Федерации;

3) язык межнационального общения;

4) один из шести официальных языков ООН.

3. Найдите утверждение, не соответствующее действительности:

1) язык – явление природное, биологическое, а значит существование и развитие языка подчинено явлениям природы;

2) язык – это система искусственных знаков;

3) языком обладают только люди – это вторая сигнальная система, которой нет у животных;

4) общество не может жить, не пользуясь языком.

4. Найдите признак, который не относится к утверждению: Язык – это система:

1) которая состоит из множества элементов;

2) элементы которой представляют совокупность естественных знаков;

3) элементы которой образуют единство, одно целое;

4) элементы которой находятся в связи друг с другом.

5. Какой форме языка соответствует следующая фраза: В зале не было свободных местов:

1) литературному языку;

6. Какую форму существования языка иллюстрирует фраза: День работам, а ночь гулям да с оленями вперегонки бегам (С. Писахов):

4) литературный язык.

7. К какой форме существования языка относится фраза: Сижу в резервейшн и сквозь решетчатые виндау смотрю на блевый скай:

4) к литературному языку.

8. Отметьте правильный вариант ответа фраза: Язык до Киева доведет – относится:

3) к фразеологизмам.

9. Найдите правильное определение слова: Коммуникант – это:

1) аппарат для общения;

2) один из участников диалога;

3) общительный человек;

4) эрудированный человек.

10. Какое из данных ниже определений относится к латинскому выражению alma mater (альма матер) – это:

1) старинное традиционное название высшей школы;

2) старинный музыкальный инструмент;

3) медицинский термин (название болезни);

4) женщина с изысканными манерами.

11. Найдите утверждение, соответствующие действительности. Правильность речи означает:

1) её соответствие общепринятым нормам поведении;

2) её соответствие общепринятому употреблению языковых единиц;

3) её соответствие нормам литературного языка;

4) её соответствие диалектным нормам.

12. Найдите утверждение, не соответствующее действительности:

1) норма – это единообразное общепринятое образцовое употребление элементов литературного языка;

2) языковые нормы выдумываются учеными и писателями, поэтому образцом нормы является художественная литература;

Читайте также:  Японский язык пассивный залог

3) нормы помогают литературному языку сохранить свою целостность и общепонятность;

4) нормы помогают литературному языку сохранить общепонятность.

13. Отметьте неверное определение: Динамический характер нормы связан:

1) с развитием языка;

2) с развитием общества;

3) с развитием литературы;

4) с развитием мышления.

14. Что не является источником изменения норм:

2) разговорная речь;

15. Найдите ряд, в котором речь идет о диспозитивных нормах:

16. Найдите ряд, в котором речь идет об императивных нормах:

1) маркетинг (допуст. маркетинг);

2) лорн´ет [допуст. нэ];

4) лот’ерея [допут. тэ].

17. Равноправные акцентологические варианты представлены в ряду:

1) издрЕвле –Издревле;

2) издалекА– издалЁка;

3) издЁвка – издЕвка;

18. Не являются вариантами формы:

1) плЕсневелый – плесневЕлый;

2) мИзерный – мизЕрный;

3) овсянОй – овсЯный;

4) одноврЕменный – одновремЕнный.

19. Какое из значений соответствует слову кворум:

1) общее количество присутствующих на собрании;

2) число присутствующих на собрании, необходимое для того, чтобы признать собрание правомочным;

3) наиболее авторитетная часть присутствующих;

20. Какое из значений соответствует слову брифинг:

3) встреча с глазу на глаз;

21. Отметьте утверждение, соответствующее действительности. Ударение в русском языке называется разноместным, т. к.:

1) оно может падать на любой слог в разных словах;

2) оно может падать на любой слог в одном и том же слове;

3) в одном и том же слове в разных формах ударение может падать на разные слоги;

4) ударение в русском языке музыкальное, а не силовое.

22. Найдите утверждение, противоречащее действительности:

1) ударение в русском языке служит для различения семантики слов;

2) ударение в русском языке служит для различения многозначных слов;

3) ударение в русском языке может указывать на грамматическую форму слова;

4) ударение помогает различать значение слов и их форм.

23. Найдите правильный ответ. В словах Атлас и атлАс ударение служит:

1) для различения семантики слов;

2) для указания на разную грамматическую форму слова;

3) для различения значения слов и их формы;

4) для указания на варианты слова.

24. Найдите утверждение, соответствующее действительности. Орфоэпические нормы – это:

1) нормы ударения и произношения;

2) нормы построения словосочетаний и предложений;

3) нормы употребления многозначных слов;

4) нормы образования грамматических форм.

25. Найдите утверждение, не соответствующее действительности: Акцентологические нормы в русском языке вызваны следующими характеристиками русского ударения:

3) свободным характером;

4) фиксированностью ударения на определенном слоге.

26. Найдите пару слов, в которых оба варианта являются литературной нормой:

3) кУхонный – кухОнный;

4) ходАтайство – ходатАйство.

27. Определите, какое рассуждение является верным при анализе ударения в словах: компас и компас:

1) оба ударения соответствуют литературной норме;

2) одно ударение – компас – является нормой, а компас – просторечное;

3) одно ударение – компас – присуще профессиональной речи;

4) одно ударение – компас – устаревшее.

28. Отметьте ряд, где ударение служит для разграничения слов:

3) мышление – мышление;

4) вязанка – вязанка.

29. Отметьте ряд слов, в которых чаще всего допускаются акцентологические ошибки:

1) квартал, договор, туфля, средства, ходатайство;

2) лектор, стипендия, аппендицит, гусеница;

3) завидный, очевидный, невероятный, отчаянный;

4) играть, звонить, сидеть, висеть.

30. Равноправные варианты представлены в ряду:

2) закУпорить – закупОрить;

3) кАшлянуть – кашлянУть;

31. Невер ным является ударение в слове:

32. Неверным является ударение в слове:

33. Неверным является ударение в слове:

34. Неверным является ударение в слове:

35. Неверным является ударение в слове;

36. Неверно утверждение: Лексические нормы – это:

1) употребление слова в точном соответствии с тем значением, которое зафиксировано в словарях;

2) правила употребления терминов и иноязычных слов;

3) правила произношения сочетаний согласных в разных словах;

4) правила употребления синонимичных слов с учетом различных оттенков значения.

1) слова, противоположные по значению;

2) слова, одинаковые по значению, но разные по звучанию;

3) слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению;

4) слова однокоренные, имеющие разное значение и разную лексическую сочетаемость.

38. Делает данное предложение двусмысленным: Мы прослушали нужное объявление такое языковое явление, как:

39. Причиной возникновения речевой ошибки в предложении: Я решил стать офицером, потому что хочу продолжить семейную династию- является:

1) нарушение лексической сочетаемости слов;

2) употребление слова в несвойственном ему значении;

3) смешение паронимов;

4) неправильный выбор синонимичного слова.

40. Причиной речевой ошибки в предложении: Внутренний интерьер замка поразил туристов роскошью –является:

1) смешение паронимов;

2) употребление слова без учета семантики;

41. Представлены словосочетания с нарушением лексической сочетаемости в ряду:

1) закадычный друг, щекотливый вопрос;

2) играть роль, иметь значение;

3) оказать помощь, утолить жажду;

4) неминуемая встреча, скоропостижная победа.

42. Во фразе: Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов использовано языковое явление:

43. Плеонастическое сочетание (т.е. наблюдается речевое излишество) во фразе:

1) экспонаты выставки вызвали интерес у посетителей;

2) в магазине букинистической книги можно встретить весьма любопытные экземпляры;

3) в центре города возведен монументальный памятник солдатам Отечественной войны;

4) этот памятный сувенир привезен из Москвы.

44. Не являются синонимами слова:

1) свойство – качество;

2) нововведение – новация;

3) изморозь– изморось;

4) проигрыш – поражение.

45. Соответствует слову паритет значение:

1) равные отношения, одинаковое положение;

2) процесс заключения пари;

3) преимущество одной из сторон в споре;

4) доверительный разговор с глазу на глаз.

46. Не соответствует слову императив значение:

1) повелительное наклонение глагола;

2) безусловное нравственное веление;

4) почетный титул полководца в республиканском Риме.

47. Имеет значение подвергать резкой критике фразеологизм:

2) брать под обстрел;

3) брать под карандаш;

4) брать под своё крылышко.

48. Является фразеологизмом со значением обманывать кого-либо, представляя что-либо в искаженном, неправильном, но в выгодном для себя свете словосочетание:

49. Фразеологизм как дамоклов меч используется в ситуации, когда:

1) хотят сказать о чем-то надежном;

2) говорят о таком качестве, как крепкий;

3) говорят о постоянно нависшей опасности;

4) говорят о чем-то надоевшем.

50. Значение «крайне нерешительный человек, колеблющийся между двумя равносильными желаниями, равноценными возможностями» имеет фразеологизм:

Источник

Ответы на самые частые вопросы пользователей рунета
Добавить комментарий

Adblock
detector