Языческое мировоззрение славян в языке

Содержание

Следы языческих верований в современном русском языке

Исследование влияния языческих верований древних славян на лексику современного русского языка. Связь между словами, не являющимися однокоренными (родственными). Имена славянских языческих богов в современной лексике. Анализ русского народного творчества.

РубрикаИностранные языки и языкознание
Видстатья
Языкрусский
Дата добавления16.04.2014
Размер файла29,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Следы языческих верований в современном русском языке

Аннотация


Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


1) Исследовать литературу по данной теме.


2) Провести словообразовательную цепочку.


Для того, чтобы обеспечить глубокое понимание изученного материала, использовала методы наблюдения (наглядный), объяснения (словесный) и метод творческой работы (творческий).


В процессе выполнения работы мною были получены следующие данные:


1) Раскрыты знания многих непонятных до начала работы слов.


2) Выявлена связь между словами, не являющимися однокоренными (родственными) в современном русском языке.


Вывод: языческие традиции и верования древних славян оказали существенное влияние на лексику современного русского языка. Язычество как древняя религия исчезло около 1000 лет назад, но отголоски языческих верований слышны в нашей культуре.


Следы языческих верований в современном русском языке.


План исследования.


Я выдвинула такую проблему исследования: как влияют языческие верования древних славян на лексику современного языка.


Чтобы решить проблему, выдвинула гипотезу: отголоски верований древних славян есть в современной лексике русского языка.


При написании научной работы мною были использованы следующие методы научного исследования:


1) Сравнительный метод.


2) Изучение монографических публикаций и статей.


3) Аналитический метод.


4) Метод структурно-системного анализа.


Введение


Вот имена славянских богов: Перун, Лада, Стрибог, Даждьбог, Макошь. Мало людей слышало о них, а те, кто слышал, мало кто догадался бы, что произошли эти имена от наших русских слов.


В прежние времена некоторые современные слова имели другое значение или образовались от тех слов, которые мы бы не объединили в группу однокоренных слов или синонимов.


Основная часть


Даждьбог. Наверное, у многих появилась мысль, что это бог дождя, но это ошибочное суждение. На самом же деле часть слова «даждь» означает «дающий бог», «Податель всех благ», поэтому однокоренными словами будут являться слова: «дать» и «дождь», несмотря на то, что имя происходит не от него.


Желя. Об этой богини мало кто слышал. Она богиня смертной печали, жалости и скорби, предвестница смерти. Отсюда и появились наши слова: «жалеть», «жалость». Первоначально слово «жалеть» писали, как «желеть» (так до сих пор частенько пишут, делая ошибку. А может, они просто помнят, как писали это слово раньше).


Ладушки, ладушки.


Ладушки, ладушки!


Снова едем к бабушке.


2) Ладушки, ладушки.


Испечем оладушки.


На окно поставим.


Остывать заставим.


3) Ладушки, ладушки.


Не политы грядушки,


Неохота поливать,


Нужно в ладушки играть.


А другой гласит:


Ладушки, ладушки,

языческое верование русский язык

Теперь давайте поговорим о простых словах, которые мы используем каждый день. Ведь мы же не упоминаем каждый день имена славянских богов? Возьмем слова, которые употребляем в нашей повседневной речи, не догадываясь о многозначности слова. Под словом «старый» мы понимаем «дряхлый», «пожилой», «человек преклонного возраста». В прежние же времена основным смыслом этого слова было «крепкий», «матерый», «зрелый». Например, в былине про Илью Муромца встречается выражение:

Как на (имя виновника торжества)

Испекли мы каравай.

Кого хочешь, выбирай.

Заключение


Вывод: языческие верования древних славян оказали существенное влияние на лексику современного русского языка. Просто часто мы не видим связи между современными словами и верованиями славян.


Список литературы

2. Аничков Е. В, Язычество и древняя Русь. СПб, М., 2003.

3. Гаврилов Д.А., Наговицын А.Е. Боги славян. Язычество. Традиция.М., Рефл-бук. 2002.

4. Даль В.И. Русский народ: поверья, суеверья и предрассудки.М., Эскмо. 2005.

5. Д. Дудко. Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон. М.: Эскмо. 2002.

8. http: //.ru. wikipedia.org

10. http://slavyans. narod.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Краткие сведения из истории русской письменности. Понятие о лексике современного русского языка. Изобразительно-выразительные средства языка. Лексика русского языка. Фразеология современного русского языка. Речевой этикет. Типы словообразования.

шпаргалка [34,4 K], добавлен 20.03.2007

Основные группы исконных русских слов, объединенных по своему происхождению. Причины проникновения иноязычных слов в лексику русского языка. Заимствование слов старославянского и неславянского происхождения, примеры их использования в современной речи.

доклад [33,0 K], добавлен 18.12.2011

Рассмотрение понятия словообразования и выделение способов обогащения современного русского языка. Описание роли неологических процессов; исследование причин английских заимствований и их ассимиляции в русском языке. Изучение заимствованной лексики.

дипломная работа [124,7 K], добавлен 24.02.2015

Положение русского языка в мире, популяризация русского языка и литературы. Положение ударения в фонетической структуре слова и развитая система словоизменения с помощью окончаний (флексий) и приставок. Лексические заимствования в современном языке.

творческая работа [13,3 K], добавлен 02.04.2010

Славянские языки в индоевропейской семье языков. Особенности формирования русского языка. Праславянский язык как предок славянских языков. Стандартизация устной речи в России. Появление отдельных славянских языков. Территория образования славян.

реферат [22,0 K], добавлен 29.01.2015

Источник

«Отражение языческого мировоззрения славян в русском языке»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Таганрогский педагогический лицей-интернат»

Тема: «Отражение языческого мировоззрения славян в русском языке»

Автор работы: Сенченко Александра,

обучающаяся 10 И класса,

ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат»

1. Язычество Древней Руси 5

2. Отражение языческих мотивов в русских народных сказках 6

3. Отражение языческих мотивов в пословицах 8

4. Качественно-количественный анализ сказок 10

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 14

Понятие мировоззрение зародилось в философии, оно чаще всего определяется как система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Язычество—совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов, народная религия. Это религия такая же древняя, как и само человечество. До христианства и других религий все народы были язычниками.

Вместе с человечеством язычество исторически развивалось. Христианство, зародившееся вдали от славянских племён, восприняло славянское язычество как чуждую религию, и она жестоко уничтожалась сверху. В некоторые языческие приметы и обычаи мы верим, и по сей день.

Язычество древних славян просуществовало до Х века, когда в 988 году князь Владимир Святославич принял решение о крещении своей земли. Однако и после этого многие черты народной мифологии сохранялись в обрядах, поверьях, сказках, загадках и других произведениях народного творчества. Актуальность темы определяется востребованностью исследований отражения мировоззренческих аспектов в языковой картине мира.

Материалом исследований послужили русские народные сказки и пословицы.

Предметом исследования является мировоззренческий аспект языковой картины мира, созданный посредством качественно-количественного анализа синтаксического строя текста.

Цель исследования – отражение языческого мировоззрения как одной из черт языковой картины мира славян.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) определить особенности синтаксического строя речи сказок, рассмотреть конструкции экспрессивного синтаксиса и их поведение в речи;

3) провести качественно-количественный анализ конструкций экспрессивного синтаксиса и на его основании создать фрагмент языковой картины мира;

4) наметить перспективы исследований в данном направлении.

Максимальную результативность для выполнения поставленных задач имеют следующие методы и приемы, использованные в работе: метод лингвистического наблюдения и описания, метод качественно-количественного анализа и сравнительно-сопоставительный метод.

Язычество Древней Руси

Язычество Руси представляло собой обожествление природы. Солнце, месяц и звезды были первыми божествами древних славян. В народных сказках к

солнцу, месяцу и звездам обращаются герои в трудных случаях жизни, и божество дня, сострадая несчастью, помогает им. Вместе с этим солнце является и карателем всякого зла, то есть, по первоначальному воззрению, карателем нечистой силы, мрака и холода, неправды и нечестия. По народному представлению солнце утром рождается или загорается, а вечером погружается в море на отдых.

Весенние лучи солнца пробуждают природу от зимнего оцепенения. Солнце в поговорках разных славянских

народов является со значением божества благого, милосердного, приносящего счастье в дом, в который оно заглядывает.

Поутру Солнце в хорошем настроении, потому сильно не припекает. К обеду оно оголодает, рассердится и жжет беспощадно. На заходе оно устает и хочет только одного: поскорее закатиться в свое жилище на берегу моря.

Существует предание: когда Солнце готово выйти из своих чертогов, чтобы совершить дневную прогулку по белому свету, вся нечистая сила собирается и выжидает его появления, надеясь захватить божество небесного огня и умертвить его. Но при одном приближении Солнца нечисть разбегается, чувствуя свое бессилие.

Как все земледельческие народы, славяне поклонялись воде: важнейшие обряды происходили у реки, с которой были связаны русалки и священное дерево береза; до сих пор сохраняется повсеместная вера в чудесные источники. Они также поклонялись матери —сырой земле, которую олицетворяла богиня плодородия Макошь. Большое количество заговоров либо начиналось с обращения к Матери-Сырой земле, либо она была участницей заговорного события.

Культ Матери-Сырой земли просматривается в суеверных средствах лечения; родная земля служила

оберегом, являлась символом нравственной правды –ею клялись, к ней припадали. С принятием христианства образ языческой Матери-Сырой земли сблизился с культом Богородицы, а сама Мать-Сыра земля получает новое имя –«святая», «святорусская», что особенно ярко отразилось в пословицах: «Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля», «Земля русская вся под Богом». Кроме того древние восточные славяне поклонялись грому и молнии, деревьям, камням, рекам и источникам и покойникам. Славянами почитались и низшие демоны, духи лесов, источников —нимфы, дриады, леший, водяной и т. п.

2. Отражение языческих мотивов в русских народных сказках

Следы язычества можно найти в русских народных сказках. Одним из самых ярких проявлений язычества в сказках являются испытания, через которые проходят герои («Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый волк», «Царевна-Лягушка»).

Для понимания языческих представлений о смерти наиболее важно положение о том, что смерти в привычном для нас понимании у язычников нет. Основным источником изучения этих представлений является фольклор, так как в письменных памятниках они почти не получили отражения.

Преимущественное отражение они нашли в волшебных сказках, в особенности связанных с образом Бабы Яги. В русских сказках у Бабы-яги отталкивающая внешность. Обычно она предстает в образе старухи на

костяной ноге, плохо видящей или слепой. В сказках говорится о том, как Баба-яга похищает детей и жарит в печи, забрасывая их туда с помощью лопаты.

«Перепекание ребенка» — древний обряд. В одних местах к нему прибегали в случае рождения недоношенного, хилого младенца, при наличии прочих недугов. В других — отправляли в печь всех подряд новорожденных.

Считалось, что если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, то это значит, что «не дозрел» в материнском чреве. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы. Печь в традиции древних славян представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного, равно как и место общения с предками. Поэтому к ее помощи обращались, чтобы спасти недужное дитя.

Таким образом, можно предположить, что Баба-Яга скорее положительный персонаж, нежели отрицательный.

В восточнославянских сказках Кощей Бессмертный — злой чародей, всегда выступающий против главного героя. Чтобы попасть к Кощею, герой должен пройти сложным путем. По дороге он встречает волшебных помощников, от которых узнает секрет могущества и неуязвимости Кощея. Часто помощником героя становится захваченная Кощеем красавица. Она выведывает у Кощея секрет его смерти и рассказывает об этом герою, который собирается ее освободить. Кощей наделен чертами оборотня и чародея. Он обладает сверхъестественными способностями, поэтому герой борется с ним долго и трудно. Поединок всегда заканчивается победой над Кощеем и гибелью его царства.

Начиная с середины XVIII века, оно становится наименованием сказочного персонажа и из фольклора проникает в художественную литературу. С образом Кощея связываются и отрицательные человеческие

качества, прежде всего непомерная скупость, жадность, коварство и лицемерие.

Отражение языческих мотивов в пословицах

Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое согласовывалось с образом жизни и мыслями множества людей –такое изречение могло существовать тысячелетия, переход из века в век. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают –они просто утверждают или отрицают что-

либо в уверенности, что все ими сказанное –твердая истина.

Пословицы являются продуктом деятельности человека, они меняют свою структуру, направленность и содержание. Между мировоззрением и пословицами имеется двусторонняя зависимость: с одной стороны мировоззрение определяет содержание пословиц того или иного народа, а с другой стороны, пословицы влияют на мировоззрение.

Интерес к пословицам не случаен, ведь они представляют собой своеобразное хранилище народной мудрости, передаваясь из уст в уста от отцов детям;

данные единицы языка тесно связывают разные поколения. Среди пословиц и поговорок нередко встречаются и такие, где видны отголоски язычества

— «Солнце днем работает, а ночью отдых берет» (обожествление солнца)

— «Который бог замочит, тот и высушит» (многобожие)

— «Моленый баран отлучился, ин гулящий прилучился» (намек на жертвоприношение)

— «Жил в лесе, молился пням» (почитание лешего)

— «Храбр, силен, а все с лешим не справишься»

— «Был бы бес, будет и леший»

— «В лесу леший, а дома мачеха»

— «На печи сидел, кирпичам молился» (почитание домового)

— «Домовой не полюбит (скотину), не что возьмешь»

— «Не все то русалка, что в воду ныряет»

— «Старый ворон мимо не каркнет»

— «Всякому черту вольно в своем болоте бродить» (водяной)

— «Не страшны злыдни за горами»

Таким образом, основные жанры устного народного творчества связаны именно с языческим прошлым русского народа. С развитием общества изменяется и сознание людей, эволюцию человечества можно проследить на примере пословиц, сказок, которые как нельзя лучше отражают основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Отражение языческих мотивов в пословицах

Был проведен качественно-количественный анализ 10 выборок по 100 предикативных единиц. В качестве языкового материала были использованы русские народные сказки.

Таблица 1. Представленность конструкций экспрессивного синтаксиса в русских народных сказках

Источник

Мировоззрение древних славян-язычников

Мы все прекрасно знаем, что древние славяне были язычниками, однако не все понимают, что это означает на самом деле. Часто под язычеством подразумевают примитивные верования, многобожие, идолопоклонство. Но это лишь поверхностные характеристики, которые не отражают сути феномена язычества.Мировоззрение древних славян-язычников очень отличалось от такового, если взять к примеру современные религии. В чем же оно заключалось?

Необходимо отметить, что язычество окутывало всю жизнь славян, начиная с рождения. Поэтому называть его религией не совсем правильно. Все-таки религия – это духовная жизнь. А вот язычество – это образ жизни, это мировоззрение. Все важные события, земледельческие обряды, праздники, традиции и обычаи были сторонами этого самого язычества. На нем как бы базировалась вся жизнедеятельность. Даже после того, как человек умирал физически, он попадал в другой мир, где продолжал жить. Такие представления славян-язычников доказаны многочисленными археологическими раскопками и данными других источников.

Природа и боги в язычестве

Язычество появилось еще на заре цивилизации и сохраняло за собой первенство на протяжении многих веков. Оно было своеобразным объяснением всего происходящего в мире. Ведь единственный источник познания мира для людей первобытно-общинного строя – это природа. Именно поэтому обращение к ней очень характерно для язычества. Говорят даже о неком культе природы.

Славяне-язычники считали все ее объекты живыми, имеющими душу. Они обожествляли Солнце, гром и молнию, ветер, дождь и другие явления.

А как же, по мнению славян, происходили эти процессы? Объяснялось все просто: есть боги, которые «отвечают» за все природные явления. Именно от них зависит, какой будет погода, каким будет урожай. Ведь не напрасно в языческом пантеоне есть боги (не один, а несколько, в зависимости от времени года) Солнца, бог ветра, бог грома и другие. Их старались задобрить, чтобы собрать богатый урожай со своей земли.

Но помимо богов природы, существовали и другие. Например, женские богини были покровительницами любви, красоты, семейного счастья и благополучия. То есть, по языческим понятиям, даже эти блага даются человеку свыше. А что же тогда мог сам человек, каково было его место в мире?

Славяне видели себя частью природы, ее детьми. Поэтому и отношение к ней было невероятно трепетным. Человек, живший во времена язычества, никогда не ставил себя выше природы, не называл себя ее венцом. Не было и представлений, что один человек может быть лучше или хуже другого. Кстати, одной из основных причин, почему язычество оттеснилось другими религиями, стала неспособность его отвечать на возникающие вопросы. Например, с появлением государственности произошло закономерное и неизбежное расслоение людей по социальному статусу, достатку. Да, человек теперь мог приобрести какое-то положение в обществе, социуме, государстве. А в рамках язычества этим государством была природа, перед силами которой все, абсолютно все равны.

Магия в язычестве

Другим важным аспектом в язычестве была вера людей в магию, в нечто таинственное. Славяне-язычники верили в заговоры, привороты, проклятья, сглазы и порчи. Все это родилось, очевидно, от представлений о добром и злом, об отрицательном и положительном. Наши предки четко понимали, что в мире есть некий баланс между черным и белым. Они не смотрели на жизнь в «розовых очках». Язычники всегда пытались уберечь себя, свою семью, свое жилище и имущество от злых сил. В этом-то и заключалась магия. Всевозможные обереги, символы, обряды часто имели целью защиту.

Взять даже праздники, которые проводили с громкими песнями, играми на музыкальных инструментах. Просто славяне были уверены – шум и веселье являются лучшими «отпугивателями» для зла и дурного влияния.

Культ предков в язычестве

Особое место в язычестве занимал и культ предков. Славяне очень уважали и чтили усопших родственников. Они верили, что их души бродят где-то рядом и следят за живыми. Поэтому они могли помочь или, напротив, навредить человеку. Отсюда становится понятным, почему славяне пытались задобрить их, устраивая поминальные дни, проводя погребальные обряды по всем правилам. Вообще уважение к старшим зародилось еще в первобытно-общинном строе. Сохранение родовых традиций, в том числе и в воспитании детей, было характерно для славянско-языческой культуры.

В заключение

На смену язычеству в конце первого тысячелетия пришло христианство и другие религии. Но нельзя с полной уверенностью сказать, что язычество кануло в лету. Оно скорее замаскировалось, отошло на второй план. Ведь христианство на Руси и в других государствах «легло» на языческую почву. Искоренить его полностью не удалось, да это было и невозможно. Ведь язычество для славян было мощнейшей системой взглядов, основой основ.

И сегодня мы наблюдаем интересную тенденцию – язычество вновь приобретает актуальность. Люди все больше стали углубляться в жизнь и историю своих предков, предпринимаются попытки восстановить и возродить их культуру (иногда это называют неоязычеством). Пока это, конечно, происходит в малых группах и организациях. Но, вполне возможно, что скоро эта волна «накроет» большую часть современного населения.

Источник

Исследовательская работа по литературе «Отражение языческого мировоззрения славян в пословицах и поговорках русского народа»

Исследовательская работа, представленная на конкурсе исследовательских работ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Слет научных обществ обучающихся

образовательных организаций общего

и дополнительного образования города

Нижневартовска в 2016-2017 учебном году

Секция 12. Филология (литература).

Тема: «Отражение языческого мировоззрения славян в поговорках и пословицах русского народа».

Петракова Екатерина Александровна, 5«А» класс.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №25».

Вайс Ирина Викторовна,

учитель русского языка и литературы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя школа №25».

Тема: «Отражение языческого мировоззрения славян в поговорках и

пословицах русского народа».

Петракова Екатерина Александровна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя школа №25», 5 «А» класс

Обычно считается, что изучение славянского язычества, представляет интерес только для изучения узкого круга специалистов, интересующихся культурой Древней Руси, историей религии или мифологией. В научной литературе можно встретить концепцию «двоеверия», что в древнерусской литературе тесно переплелись христианские и языческие мотивы. И всё же, сам феномен двоеверия трактуется учеными неоднозначно. Не имея представления о язычестве, невозможно понять древнерусские памятники литературы и искусства, русское народное творчество в различных его проявлениях (вышивка, резьба по дереву, игры, песни и др.).

Проблемный вопрос в том, что действительно ли пословица хранит в себе следы язычества?

Актуальность в том, что в современных условиях российской действительности идет процесс осмысления прошлого и настоящего в жизни общества. Духовное обновление немыслимо без усвоения общечеловеческих ценностей, поэтому весьма актуально изучение духовно-нравственной культуры наших предков.

Цель исследования : проанализировать, как в русских народных пословицах и поговорках интерпретируются языческие представления об устройстве мира, о жизни человека.

Задачи исследования : изучить литературу и Интернет-ресурсы по данной проблеме, рассмотреть систему многобожия на основе языческой мифологии, исследовать на основании изученного, как в пословицах, поговорках, интерпретируются представления об устройстве мира, о жизни человека, осознать влияние языческого мировоззрения на современное мировосприятие

Гипотеза : в русском фольклоре сохранились отголоски языческого мировоззрения славян, несмотря на тысячелетнюю главенствующую роль православной культуры.

Методы исследования. Теоретические – анализ источников, систематизация и обобщение информации. Эмпирические – наблюдение, сравнительный анализ.

Объект: пословицы и поговорки русского народа.

План исследовательской работы:

Октябрь − ноябрь 2016г. – выбор темы исследования, постановка цели, задач. Сбор информации.

Декабрь 2016 г. – январь 2017 г. – сбор пословиц и поговорок, отбор материала и его анализ.

Февраль 2017 г. – оформление исследовательской работы, подготовка презентации.

Тема: «Отражение языческого мировоззрения славян в поговорках и

пословицах русского народа».

Обожествление природы в язычестве.

Жанровое своеобразие пословиц и поговорок.

Исследование отображения мировоззрения славян в пословицах и поговорках.

Список литературы и Интернет-ресурсов

Тема: «Отражение языческого мировоззрения славян в поговорках и

пословицах русского народа».

Петракова Екатерина Александровна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя школа №25», 5 «А» класс

«Различны эпохи, породившие пословицы.

Необозримо многообразие человеческих

отношений, которые запечатлелись в чеканных

народных изречениях и афоризмах… Их тысячи,

десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают

из века в век, от одного поколения к другому,

и не видна та безграничная даль, куда

устремляет свой полет эта крылатая мудрость…»

Обычно считается, что изучение славянского язычества, представляет интерес только для изучения узкого круга специалистов, интересующихся культурой Древней Руси, историей религии или мифологией. В научной литературе можно встретить концепцию «двоеверия», что в древнерусской литературе тесно переплелись христианские и языческие мотивы. И всё же, хотя сам феномен двоеверия трактуется учеными неоднозначно. Не имея представления о язычестве невозможно понять древнерусские памятники литературы и искусства, русское народное творчество в различных его проявлениях (вышивка, резьба по дереву, игры, песни и др.).

1. Теоретическая часть

1.1. Древнерусское язычество.

Центральное место в культуре древних славян занимало язычество. Это религия такая же древняя, как и само человечество.

Язычество − совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов, народная религия.

Языческая культура, как историческая межа не могла не пустить свои корни в фольклоре как естественной форме мировосприятия народа. В нем представлены основные морально-этические ценности народа, то, что принято называть его «корнями» или «душой». Фольклор является не только «стержнем народной культуры, но и зеркальным отражением жизни общества в ходе его исторической эволюции».

1.2. Обожествление природы в язычестве.

Земледельческие обряды и почитание предков составляли основное ядро славянского мировоззрения.

В стародавние годы хлеб являлся для русского народа, для всех славян-земледельцев даром Земли и Неба. Эта могущественная чета возлагала на себя заботу о зарождении хлеба насущного для народа-землепашца, из года в год обновляясь и плодонося. Обнимая Землю со всех сторон, Небо орошает ее животворным дождем, пригревает ее лучами солнечными, и отвечает Мать-Сыра-Земля на это всякими плодами земными. Что ни новая весна – то и новое проявление любви всемогущих богов предстало пытливому взору народа-пахаря.

В стародавние времена у славян понятие о небе отождествлялось со Святовитом. К нему обращались с молитвами об урожае. Сохранились на Руси предания и о других олицетворителях земного плодородия – о Даждьбоге милостивом и ласковом, о Перуне, объединявшем в себе милость с грозною силою бога-громовника. Идею весенней плодоносящей силы воплощал светлый бог Ярило. Десятки, сотни сказаний ходили по Руси, подавая о старине живую весть. Отвела старина Домовому избы-дворы крестьянские; сохранила в темном дремучем лесу Лесовика – лесного хозяина; по лугам гуляет Луговой, живет в воображении народа до сих пор в каждой реке Водяной, с подвластным ему русальим народом.

проглотившей первую искру, которую высек Перун из своего ногтя. Обманывает стражу загробного мира и ускользает с того света живым.

В мифологических рассказах древней Руси все необычно. В этом сказочном мире все живут своей фантастической жизнью, каждое существо в природе разговаривает – общаются между собой звери и птицы, деревья и цветы.

Нет, это не сказки. Просто для земледельца-язычника все реально: и духи, и животные, и растения – в равной мере. В этом мире все стихии требуют особого отношения к себе, со всеми приходится вступать в какой-то договор, потому что все имеет образ и подобие человека, живет с ним не только в поле, в роще и в пути, но и в бревенчатых стенах избы. Язычник-славянин и мифологический мир взаимодействуют и взаимопрорастают друг в друга и вплетаются в общую канву под названием жизнь.

1.3. Жанровое своеобразие пословиц и поговорок.

Они просты и понятны. Не нужен особый талант, чтобы ими пользоваться. Пословицы не поются и не рассказываются, они бытуют, живут вместе с нами – из «уст в уста», как что-то свое, родное и близкое.

Пословицы плоть от плоти народа. В них – опыт многих и многих его поколений, память о пережитых драмах, трагедиях, радостях, поучительных происшествиях, колоритных исторических персонажах. В них отражена вся жизнь русского народа.

Чрезвычайная живучесть пословиц равно обеспечивается как заложенной в них житейской мудростью, глубоким многовековым смыслом, так и отшлифованной столетиями формой: эстетичной, легко запоминаемой, в которой нет ничего лишнего. Убери из пословицы внешнюю красоту, и она исчезнет, не останется в народной памяти. Следовательно, пословицам изначально присуща неразъемная слитность формы и содержания.

Сочный язык пословиц делает даже обыкновенную речь образной и красивой, выразительной и убедительной. Меткое пословичное слово позволяет во всей полноте ощутить значимость и многогранность мысли, побуждает слушателя к собственным размышлениям.

Пословицы не стоит воспринимать буквально, однозначно. В них, несмотря на краткость формы, может столько уместиться смысловых оттенков, что приходится удивляться.

Пословицы могут быть использованы и в качестве источника исторических знаний. Они позволяют нам понять, как и на каких ценностях выстраивалась русская цивилизация,

через какие этапы прошла, что из изначально присущего ей сохранила, а что, преодолев, заменила новым.

В русских пословицах и поговорках легко отыщутся следы древних верований, упоминания о существовавших некогда способах правления страной, применявшихся приемах хозяйствования, правилах жизни. В них сохранились старинные названия русских городов, волостей и губерний; денежных единиц, одежды, национальных блюд; предметов домашнего обихода.

Лапоть, соха, грош, скоморох, боярин – откуда узнаем мы смысл всех этих слов? Чаще всего из старинных пословиц, многие из которых живы и сегодня: «Один с сошкой, а семеро с ложкой», «Всякий спляшет, да не скоморох», «И мы не на руки лапти обуваем».

Без изучения пословиц не понять русского характера. Они охватывают все стороны жизни человека. По ним можно судить о нравственных устоях народа, присущих ему природных качествах – житейской мудрости, деловой сноровке, замечательной наблюдательности, удивительной смекалке.

Отражая народный душевный строй, пословицы и поговорки в значительной мере формируют внутренний мир русского человека. Русские пословицы деликатны, в них отсутствуют грубость и оскорбления. Ими не воспользуешься в гневе, ими не унизишь ближнего, не оскорбишь родных, не насмеешься над чем-то важным, святым. Они всегда полни веры в конечную справедливость.

Пословицы как фотоснимки народной памяти, пережитых народом событий. И горестных и радостных. Обращение к ним помогает сохранять жизненное равновесие («Жить широко – хорошо, но и уже не хуже»), преодолевать трудности («Все перемелится, мука будет», «Дождемся поры, что и мы из норы»). [1]

2. Практическая часть

2.1.Исследование отображения мировоззрения славян в пословицах и поговорках.

Не кланяюсь богачу, свою рожь молочу.

В пословицах и поговорках отображается основное занятие славян – земледелие.

Называются орудия труда – плуг, соха.

Рад другу, да надобно бресть к плугу.

Кто землю лелеет, того земля жалеет.

Мать- сыра земля всех кормит, всех поит, всех одевает.

Земелька черная, а хлебец белый родит.

Доброе семя – добрый и всход.

У матушки-сошки золотые рожки.

Русского мужика без каши не накормишь.

Каша составляла основное блюдо славянской национальной кухни.

Хлеб – признак достатка.

Где блины, тут и мы; где оладьи, там и ладно.

Блины – прообраз Солнца.

В слове «ладно» отголоски имени славянской богини Лады.

Слово «лад» означает:

2)поддержание определенного жизненного порядка.

Согласно Ладу складывались отношения между близкими и дальними родными в Роду.

Кто учится смолоду, не знает в старости голоду.

Пословицы о трудолюбии. Было устойчивое понимание, что от труда зависит и насколько добротным и сытным будет дом.

Не учи безделью, учи рукоделью!

В труде воля закаляется, а от безделья дурь наживается.

Конь с запинкой, да мужик с заминкой не надорвутся.

Мир животных тесно переплетается с миром человека, они взаимодействуют. Язычник тонко наблюдает природу.

Выменял кукушку на ястреба.

Рыба тухнет с головы.

Хорош и лунный свет, как солнца в небе нет.

Молись в тайне, воздастся в яве!

Интересна пословица присутствием в ней сочетания следов христианства и язычества.

В язычестве не было как таковой молитвы, а пелись гимны славянским богам. Но слово «явь» несет отголоски языческого мировосприятия; так мир делится на «Явь», «Правь», «Навь». Из Велесовой книги по интерпретации А. Асова:

Была бы голова, будет и булава.

Оружие «булава» мы наблюдаем в былинах.

Воинская удаль считалась главным достоинством. Нужно было уметь защищать и свой дом, семью, Родину.

Котору сторону воюет, в той и горюет.

У нас на Руси силу за пазухой носи.

Пословицы – прекрасный материал для исследовательских работ обучающихся, философов, историков, обществоведов. Каждый найдет в них для себя источник важной информации. Каждый через пословицы может по-новому взглянуть на изучаемые явления и события русской истории. Этнографы по пословицам, в которых легко угадываются и местный говор, и местный колорит, могут многое узнать о региональных традициях, обычаях российский народов и народностей, их укладе жизни и умонастроении.

С успехом могут быть использованы пословицы в качестве источника исторических познаний. Они позволяют нам понять, как и на каких основаниях, на каких ценностях выстраивалась русская цивилизация, через какие она этапы прошла, что из изначально присущего ей сохранила, а что, преодолев, заменила новым.

В начале исследовательской работы мы выдвинули гипотезу, что в пословицах и поговорках сохранились до наших дней отголоски языческого прошлого нашей Родины.

Центральными задачами было изучение фольклорных произведений русского народа, а также провести анализ ряда пословиц и поговорок, отыскать те пословицы, в которых отражается мировоззрение древних славян.

Проанализировав десятки пословиц, с уверенностью можем сделать следующие выводы:

На основе выводов мы предполагаем, что историческое наследие нашего народа можно изучать и на основе малых жанров фольклора.

[1] Пословицы. Русская классическая библиотека. – М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2013, 33с.

[2] Свято-Русские Веды. Книга Велеса.- М.:Гранд, 2005, 316-31с.

Источник

Читайте также:  Шейка матки на латинском языке
Ответы на самые частые вопросы пользователей рунета
Добавить комментарий

Adblock
detector