Январь на старорусском языке

Содержание

Славянские названия месяцев: мудрость календаря предков

Зародилось на небе Молодое Солнце, Коляда, начался новый круг солнечного колеса. Нынче начало года с 1 января считают, в старину же иначе было. Исконные славянские названия месяцев несли в себе глубокий смысл и отражали сущность природы вокруг.

Новолетие в разные века справляли весной или осенью, а с праздника Коляды начинался новый год для земледельцев. О том, каким видели год наши Предки, рассказывают славянские названия месяцев да поговорки, что хранит земля северная. О том в статье сей поведаем.

Название месяцев по народному календарю отражает, чем в это время природа богата. В январе растет день, растет и холод, а весной и оглобля травой за ночь зарастает. Славяне то издревле примечали, да давали народные названия месяцев, подсказывающие, чего от матушки-природы ждать следует.

Сколько календарей было у славян?

Издревле пользовались славяне природным календарем, Месяцесловом. Его вышивали каргопольские мастерицы на старинных сарафанах да передниках. Славянские названия месяцев в разных местностях ведали свои.

На юге «червень», месяц созревания ягод, уж в июне наступал, на севере – в июле. Народные названия месяцев отражали дары природы, характерные для определенного сезона, оттого и разнились для юга и севера. А всё одно были частью единого природного календаря!

Каргопольский календарь на переднике и сарафане

После пришла к нам христианская вера, да иноземные названия месяцев в календаре. Так появились на Руси три календаря сразу: календарь «мирской», который знаем нынче, церковный с христианскими праздниками, да земледельческий, с традиционными народными славянскими названиями месяцев.

Славянские названия месяцев

Славянские названия месяцев, будто образы младых парней, зрелых мужей да стариков проходят перед нами в хороводе. Кто ласков, добр, да, подобно юному парню, малыми богатствами владеет, а кто суров, да большую мудрость хранит.

Открывает год январь, Просинец месяц. Молодого Коляду в это время чествуем. Солнышко прибывать начинает, словно «просияло» небо, отсюда название месяца. А уж в конце Просинца станет небо светлым, бирюзово-синим. Знамо, скоро февраль, Сечень, в гости ждать. Название месяца по народному календарю подсказывает, что в феврале зима с весной впервой встречаются, Велесова Стреча зиму надвое рассекает, скоро весну пора ждать. Напоследок повоюет ещё зима, оттого зовут февраль ещё Снежень, из-за частых метелей.

Ну, а в народе начиналось время смотрин:

—Что ль по первой порошѣ,
Чтоль по первой порошѣ,
Шелъ парень хорошiй.
По другой порошѣ,
Бѣлой кудреватой.
Не путемъ шелъ, не дорогой –
Чужею межою.
Не чужею шелъ межою–
Къ сударушкѣ въ гости.

Славянские названия месяцев зимы: Студень, Просинец, Сечень

Окончится зима, придет весна! Всем красна, да голодна. Славянские названия месяцев весенних:

Зимобор, март месяц – первые Заклички Весны, предчувствие скорого тепла. В конце марта, в день весеннего равноденствия, Бога Ярило встречаем.

Народные названия месяцев весенних: Зимобор, Березень, Травник

Другое дело июнь – Разноцвет, Хлеборост. Цветы да травы всюду растут, радость в жизнь приносят. Хлеб в рост идет, потому в июне день с год, надобно в полях многое успеть. Находится время в июне и для праздника макушки лета – встречи Бога Купало.

Следом июль: и косит, и жнет, спать не дает. Название июля месяца по народному календарю – Страдник, Червень. Червень – от того, что поспевают в лесах, в садах ягоды червонные, черно-красные. Июнь месяц богатый, а август ещё богаче будет!

Жнивень, Серпень, славянские названия месяца августа. Начинается жатва, праздник спожинки, пекут первый хлеб нового урожая, благодарят Богов за плодородие Земли, да одним глазком в будущее заглядывают.

Что ждет осенью?

— Какъ ходили мы съ тобой, бѣлая лебедушка,
По изюмныя по красныя по ягодки,
Мы ходили-красовалися,
Мы гуляли-ликовалися!

Славянские названия месяцев лета: Разноцвет, Страдник, Жнивень

Откроет осень сентябрь, Хмурень месяц. Название месяца по народному календарю отражает поговорка: в сентябре днем погоже, а по утрам негоже. Сказывают ещё, холоден сентябрь, да сыт. В сентябре убирают остатки урожая, встречают в день осеннего солнечного излома Бога Авсеня. Наступает время свадеб.

— Соловьи жупятъ по-лѣтнему,
Птички жупятъ по-межонному.
Просидѣла красна дѣвушка
Со головки дорогу волю
Со косы да алы ленточки —
По прозванью косоплеточьки.
Хоть сидитъ не отсидитися.

Сменится щедрый сентябрь октябрем, месяцем, когда мужик живет с оглядкою. Листопад, октябрь, щедрых плодов не дарит. Кто не успел подготовиться к зиме, тому худо нынче будет. Сказывают ещё, в октябре ни на колесах, ни на полозьях дороги нет – ещё одно славянское название месяца Грязень.

Ноябрь, Грудень за ночь зиму ставит, приносит первую зимнюю, «грудную» дорогу, состоящую из замерзшей земли и снега. Открывается санный путь, женщины устраивают льняные смотрины, мужчины готовят зерно к зимним торгам.

Названия осенних месяцев в народном календаре: Хмурень, Листопад, Грудень

Завершает год декабрь, Студень. В начале декабря приходит на землю Мороз, Дух Зимы. Покрывает льдом реки, зимнюю дорогу мостит, крыши гвоздит, приколачивает, закрывает дома ледяной коркой на зиму, защищает людей от лютой стужи.

Декабрь Солнцеворотом славен! Как повернется солнышко, встретим молодого Коляду, начнется новый круг, новая встреча с двенадцатью славянскими месяцами!

Где нынче найти календарь с народными названиями месяцев?

В издательстве «Северная сказка» подготовили традиционный, природный календарь на следующий 2017 год со славянскими названиями месяцев и датами традиционных праздников.

Источник

Русский земледельческий календарь (Месяцеслов)

В основе народных календарей славян лежит церковный (православный или католический) календарь, определяющий состав, порядок, иерархию единиц годового времени (прежде всего праздников, постов и мясоедов), в значительной степени и их терминологию. Однако содержательная сторона календарей, интерпретация праздников, периодов и сезонов, а также приуроченные к ним обряды, обычаи, запреты, предписания в целом не выводимы из христианского учения и являются органическим компонентом народной традиции [1]. Славянский народный календарь можно квалифицировать как дохристианский ибо его мифопоэтическое содержание мало связано с христианской символикой [2].

Однако, содержательную основу календарей составляет мифологическая трактовка времени, различение времени сакрального, чистого, доброго и — нечистого, злого, опасного, что находит отражение в языке (в названиях праздников, почитаемых и опасных дней и периодов) [1].

Народные календари сохранились в основном в устной форме, отчасти также в форме рукописных списков праздников; у всех славян были в обиходе ещё и примитивные деревянные календари (бирки, резы, работа, болг. четули, польск. karby), на которых даты праздников и важнейших событий обозначались зарубками. Отдельные славянские традиции обнаруживают значительные различия в составе, соотношении, толковании, оценке и терминологии единиц времени, составляющих народный календарь [1].

Южные и восточные славяне являются в известном смысле преемниками переднеазиатской традиции отсчитывать новый год с начала весны или от даты весеннего равноденствия [2]. (Из Википедии)

Звёздное небо – это Сварга, именуемое Колесом Сварога. Оно укреплено у Полярной звезды или Седава-звезды, на Стожаре-Стлязи – небесной оси. Оно проворачивается вокруг Стожара за одни сутки и делает оборот за год. Самое же медленное, ведомое только мудрецам вращение, длится около 27-ми тысяч лет. И приводит это вращение к тому, что медленно сменяют друг друга зодиакальные созвездия, видимые в момент весеннего равноденствия на Севере. Это время именуют Сутками Сварога. Они делятся на двенадцать зодиакальных эпох, каждая из которых продолжается чуть более двух тысяч лет. Солнце движется по поясу солнопутья и переходит за одну зодиакальную эпоху из одного знака зодиака в другой. Ныне мы живем в лютую эпоху Рыб, близится эпоха Крышня-Водолея. Вычисляет продолжительность эпох и длительность Дней Сварога, бог времени и звездочетов – Числобог.

Почти все праздники и будни совпадают с циклом жизни Земли и её движением среди звёзд, поэтому празднование дней по старому календарю – есть приобщение к природе, привнесение в свою жизнь чувства того, что Земля – живая. Даже если не праздновать эти дни, а просто помнить о них – перед человеком уже пройдет юность, зрелость и старость нашей Матери. Тысячи лет календари служили людям, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотиться и рыбачить. Год, поделенный на двенадцать частей, изображался на ритуальных чашах, вышивках и каждому месяцу соответствовал особый знак. Годовое колесо – Коло Сварога – несло в себе особый смысл, который заключался в вечном перерождении и обновлении всего живого.

Ниже приведены русские праздники с наложившимися христианскими названиями. Дата указана на момент принятия календаря в 45 г. до н.э. В скобках: первая дата по гражданскому (юлианскому) календарю начала XX века – старый стиль, вторая дата по современному календарю русской православной церкви – новый стиль. Некоторые приметы, вероятно, соответствуют датам календаря XVI века (см. В. Власов «Русский календарный стиль»).

Славянская календарная система

Год в Древней Руси начинался в сентябре. Также когда-то праздновали новый год и в день весеннего солнцестояния (22 марта).

Славянские названия календарных месяцев

Славянские языческие названия дней недели

Зимние народные праздники у славян

Январские народные праздники у славян

Студич, сечен, просинец, стужайло. Укр. – січень, студень, сніговик, тріскун, вогневик, льодовик, щипун, лютовій.

1 января (01.01/14.01) Авсень, Василь-день. Утром проводится обряд «посевания», чтобы в наступившем году был добрый урожай и достаток. C 1-го января начинаются Страшные вечера – на Василь-вечер ведьмы скрадывают месяц. 2 января (02.01/15.01) День Кура и Курки, Селиверстов день. «Святой Сильверст гонит лихоманок-сестёр за семьдесят семь верст». Не только на земле зимой студено-морозно, но и под землею: выгоняет мороз лихих сестёр из самого ада. 3 января (03.01/16.01) Доильница, Пророк Малахия. В этот день лечили (отчитывали) припадочных, скаженных. Считалось, что если на Малахию можно из человека выгнать нечистую силу, то с особой силой она нападает на скотину. 4 января (04.01/17.01) Изгнание нечистого, Феклист. Считалось, что в этот день нечистая сила возвращается в свои владенья, стараясь напоследок натворить как можно больше бед. В этот день по обычаю гнали чёрта из деревни. 5 января (05.01/18.01) Водяная коляда, Крещенский сочельник. Последний день Коляд. Ходят ряженые вокруг деревни, горящие головни носят. Медвежьей лапой во всякое окошко стучат. Последние святочные гадания. 6 января (06.01/19.01) Водокрещи, Крещение. Богоявленская вода знаменует одухотворение и преображение стихий. Освящённую воду бережно приносят в дом. Все ею омываются, питаются, очищаются и орошаются. 7 января (07.01/20.01) Свадебник, Бражник, Иоанн Креститель. Начало малой свадебной поры. От Крещения до Масленицы – время свадеб. К родителям невесты засылают сватов и играют свадьбы. 8 января (08.01/21.01) Отдание Святок, Емельян зимний. В Белоруссии говорили: «До обеда Коляда» – окончательно прощались со Святками. До обеда не работали, а после обеда уже брались за отложенные занятия. 9 января (09.01/22.01) Скрута будняя, Филипп. Будни подкатились. В этот день принято было в банях омываться. Недаром говорили: «в деревнях печи топятся, в банях девки моются, а в добрых людях силы копятся». 10 января (10.01/23.01) Летоуказатель, Григорий. Примечают, какое лето будет: засушливое или дождливое. Выходят в этот день смотреть на сенные стога и хлебные скирды и если заметят, что на них есть иней, то лето наступит серое и мокрое. 11 января (11.01/24.01) Весняк, Худосей, Федосей. Оттепели никак не ко времени: «Коли в январе март, бойся в марте января». Дальний путь в этот день заказан. Мороз худ, готовит хлуд. В этом морозе – пагуба силы неведомой. 12 января (12.01/25.01) Бабий кут, Татьянин день. Бабий кут – место у печи, где стояла утварь домашняя. Коли девушка хотела поскорее к парню в дом войти, она должна была незаметно оставить в бабьем куту, в избе у парня, шесточную ометалочку. 13 января (13.01/26.01) Ерёма на печи, Ермил. Коли неможется, тянет и крутит и боль в ногах, то погляди – где кошка любит лежать? Ступи на то место. Не сходи подольше. Говорили: «Ерёма на печи, а кошка в печурке». 14 января (14.01/27.01) Обряд скотины, Нина. Корову «ладили», о домашней скотинке думали. Выбрасывали из-под коровы навоз. Стлали золотистую солому. Коровушка тяжелее ходила – скоро отёл. 15 января (15.01/28.01) Павел – дня прибавил. Павел взмок – дня приволок. Коли ветер, будет год сырой. Звёздная ночь с этого дня на следующий – к урожаю льна. 16 января (16.01/29.01) Полукорм, Пётр. На день Петра-полукорма выходят осматривать сенники и амбары. В сенниках, осматривая сено и солому, замечают, сколько вышло корму для скотины и сколько его осталось до весны. 17 января (17.01/30.01) Перезимник, Антон. Перезимник – обнадёжит, обтеплит, а потом обманет – всё морозом стянет. «Обнадежит Антон теплом на один день», ибо «Хитёр Антон со всех сторон». 18 января (18.01/31.01) Ломонос, «Изгнание ведьм», Афанасий. На Афанасия-ломоноса знахари ведьм со Святой Руси гонят. Только на афанасьевские морозы можно изгнать ведьм. 19 января (19.01/01.02) Макар валенком раздувает самовар, Макарьев день. Макаром в старину прозывали мужичка, что слыл пройдохой и плутом. Мол, он душой не худ, а просто плут. Но вот чаёк с ним попить – одно удовольствие! Поутру – лечебный чай. 20 января (20.01/02.02) Ефим, Ефимкины недели. На Ефима – тут уж девкам неймётся, узнать торопятся: «Какова сударыня Маслена будет? А старики подначивали: «Налетели с утра метели – быть Маслене метельной». 21 января (21.01/03.02) Утешитель, Максим. Если в жизни что-то не ладилось, муж и жена выходили с крыльца, взявшись за руки, подходили к яблоне и отряхивали снег-иней неразведенными руками – на счастье. 22 января (22.01/04.02) Полузимник, Тимофей. О нынешней стуже месяцесловы загодя предупреждали: «Не диво, что Афанасий-ломонос морозит нос, а ты погоди, дождись Тимофея-полузимника». С ветром стужа – что есть хуже, чем позимы! 23 января (23.01/05.02) Полухлебник, Агафий. На Агафия забота: «Надобно еще раз закрома оглядеть. Запасы хлебные пить-есть не просят. Но коли за ними не доглядишь оком, то заплатишь боком». 24 января (24.01/06.02) Весноуказник, Аксинья. Этот день называли – весноуказник, потому что «Какова Аксинья – такова и весна», то есть если на Аксинью хорошая погода, то и весна будет красная. 25 января (25.01/07.02) Зимоуказчик, Григорий Богослов. Этот день – зимоуказчик следующего года. Каков день с утра, такова будет первая половина следующей зимы. А погода с полудня до вечера предвещает вторую её половину. 26 января (26.01/08.02) Заметуха, Федор Студит – землю студит. Кольнёт мороз и отскочит, затаится в крепях таежных за колодиной, в поле за сугробами. Воет по-волчьи ветер, шатая деревья перелеска, мигают в острастку колючим блеском звёзды. 27 января (27.01/09.02) Златоустьев огонь, Иоанн Златоуст. Наслушивают огонь. Если в этот день без разбора знобит, в квашне спорынью унимает, то большуха русскую печь топит так, чтобы, когда поленья огнём занимаются, золотым бы устье печи казалось. 28 января (28.01/10.02) Кудесы домового, Ефрем Сирин. Кудесы – день угощения домового. Домовой обычно это рачительный, заботливый дух («хозяин»), помогающий трудолюбивой, дружной семье. Но в этот день буйствует и проказничает. 29 января (29.01/11.02) Морозобитная былинка, Герасим. По народному поверью, ведьмы устраивают в этот день пережины, заломы сухой травы, снегом незанесённой. Потому старики ходили в поле смотреть: не наследили там, случаем, нечистые? 30 января (30.01/12.02) Звериный свадебник, Три Святителя. В это глухое зимнее время в лесу идут яростные схватки на выносливость, за право владеть лесными крепями. Звериный род берёт рост. 31 января (31.01/13.02) Коник, Никита Новгородский. Конёк над избой – охлупень, оберегающий избу, мол, лешим облюбован. Оседлает леший конька – и шатнётся изба, худые ветра подступят ко крыльцу. Потому забота у Никиты за коньком приглядеть.

Февральские народные праздники у славян

Ледич, сеченъ, снежень, бокогрей. Укр. – лютий, крутень, зимобор, криводорiг, казибрiд, межень.

Весенние народные праздники у славян

Мартовские народные праздники у славян

Лютич, березозол, сухий, протальник, капельник, зимобор. Укр. – березень, запалі сніги, з гір потоки, соковик, марец.

1 марта (16.02/01.03) Ярило с вилами, Новый Год Света. Когда мартовские лучи солнца, как воткнутые в землю золотые спицы, сияли в полях, крестьяне говорили: «Ярило вздевает зиму на вилы». 1 марта (01.03/14.03) Весновка, Евдокия-плющиха Весновка весну сряжает, – говорят в народе, справляющем в день «Евдокеи – подмочи порог» первую встречу весны. Евдокея красна – и весна красна. Первые «Заклички» весны. 2 марта (02.03/15.03) Ветронос, Федот вешний. По этому дню судят о предстоящем лете: холодный день – лето будет не жарким, а дождь обещает мокрое лето. День обычно ветренный. «У Федота ветра, метели – бабам затеи.» 3 марта (03.03/16.03) Евтропий – снег топит. В древности был такой обряд: крестьяне поле крест-накрест проходили. Этим они напоминали солнцу, что недосуг отдыхать, надобно, мол, снежицей поле поить. 4 марта (04.03/17.03) Грачевники, Кикиморы. По наблюдениям поселян известно, что в этот день прилетают с тёплых стран на русскую землю грачи, первые весенние птицы. Если грачи прилетят прямо на гнездо, то весна будет дружная. 5 марта (05.03/18.03) Огородник. Конон-градарь: «Хотя бы в день Конона-градаря была и зима, начинай пахать огород, и ты только почни в этот день, непременно огород будет добр.» Пришла пора гряды назмить, навозом землю кормить. 6 марта (06.03/19.03) Константиновы круги. В этот день бабы и мужики обходят колодцы кругами, чтобы те горькими стоками не полнились, чтобы подземную водицу подпустили добрую. 9 марта (09.03/22.03) Жаворонки, Заклички Весны. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают первые жаворонки. Значит весна идёт. В этот день вторые «Заклички» весны. 13 марта (13.03/26.03) Медведь потягивается, Никифор. На Никифора – медведь в берлоге потягивается. С косогоров снег в низины сходит. Вот уже и логово космача вода вешняя обступила. 14 марта (14.03/27.03) Скотник, Федор. На это весеннее время приходится линька скотины. Обновляется волосяной покров у лошадей, у коров. Бери голик – коровий бок поскреби. 15 марта (15.03/28.03) Лесное ухожье, Никандр. Зимой волчья стая близко подходила к крестьянскому двору. Но теперь логово пришла пора волчице в глухих непроходимых лесных ухожьях устраивать, щениться, потомство оберегать. 16 марта (16.03/29.03) Тележный день, Савин. До большой воды надобно было снарядить телегу. Надобно было и колёса крепить, и оглобли ладить. Первой снаряжалась к полям телега-навозница. 17 марта (17.03/30.03) Позимный, Алексей – человек Божий. В этот день местами не работали. Устраивали проводы зимы с угощением жёниной родни. Полагалось пить праздничное питье – медово-берёзовый взвар. На Алексея нельзя садиться в сани. 18 марта (18.03/31.03) В облаках март, Трофим-Евкарп. Кирилл – дери полоз. Около этого времени дороги портятся, ездить на санях становится трудно. На Трофима-Евкарпа сзади и спереди – зима. 19 марта (19.03/01.04) Грязные пролубницы, Дарья – засори пролуби. Тают снега, проруби мутятся. С Дарьи холсты белят. Если вешняя вода на Дарью идёт с шумом – травы хорошие бывают. Какова погода в этот день, такова и на «Журавлиный лёт» (18 сентября). 20 марта (07.03/20.03) Северный капельник, «Раўнадзенства», Василий. «Зима убегает тёмными ночами». Видимо, неспроста откуда-то задувать стало на чердаке, петь по-худому в печном столбе. Надобно было подумать о добром духе дома. 20 марта (20.03/02.04) Колодезница, Фотиньи позимные. Старые люди отмечали, что вода, почерпнутая в этот день из колодца, обладает необычной силой – она пробуждается сама и вбирает в себя всю мощь весеннего воздуха, света. 21 марта (08.03/21.03) Вербоносица, «Раўнадзенства», Лазарь и Афанасий. Праздник Вербоносицы – этот день в деревнях посвящали тому, что бы набраться у вербы чистоты, красоты, здоровья и целомудрия. 21 марта (21.03/03.04) Дери полоз, Фома лихорадки гонит. Предел зимним забавам детворы, катанью с гор, крутых берегов на реку. Санки с вечера прятались, наутро будет меньше слёз: реви не реви – катаник твою утеху унёс! 22 марта (09.03/22.03) Сóроки, Кулики. На Сóроки хозяйки пекут из ржаной или овсяной муки сорок шариков – «сóроки святые – колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывают каждый день за окошко. 22 марта (22.03/04.04) Солнечник, Василий-капельник. Пекли в этот день калачи. И все домочадцы, пока по калачу за столом не съедят, других угощений не должны были трогать. Девицы песни-веснянки поют. 23 марта (10.03/23.03) Вешней воды указательница, Василиса. У Василисы – весенние заботы. Отвести воду от дома, чтобы в подпол вода не ушла. С этого дня ждут первую весеннюю грозу. 23 марта (23.03/05.04) Зяблик прилетает, Никон. Прилёт зябликов. Зазывали птиц ко крыльцу, потчевали крошками, зёрнышками, льняным семенем. Это был день «генеральной уборки» в доме и в саду. 24 марта (11.03/24.03) Заря-кукушка, Ефим. Всполашивается зорька утренняя, кукушкой голос подаёт. И порой день этот оборачивается кукушкиными слезами. 24 марта (24.03/06.04) Комоедица, Захарово очищение. Праздник пробуждающегося медведя и лешего. В этот день крестьяне порядок в доме наводят, очищают избу и двор от нечисти. Пятница перед 25 марта Весенняя Макошь, Благовещенская Пятница. Благовещенская пятница охраняет отмечающего её, по завету старых людей, человека «от скудности, от бедности, от найвеликаго недостатку». 25 марта (12.03/ 25.03) Проломи наст, Феофан, Григорий. В этот день привечали птиц к родным угодьям, к домам, к грядам льняным да конопляным семенем. Задумывали крестьяне на обильный урожай, на крепкие холсты. 25 марта (25.03/ 07.04) Зимобор, Весна, Благовещенье. На Благовещенье весна зиму поборола. Самый большой у бога праздник. Каково Благовещенье проведёшь, таково и весь год. 25 марта Великдень, Пасха. Пасха считается христианским праздником. Однако на него приходится много народных обрядов и традиций, явно ещё с дохристианских времён. Некоторые традиции похожи на «благовещенские». 26 марта (26.03/ 08.04) Благовест, Гавриил. Благовестник может оповестить о себе громом или молнией-блискавкою: наши предки считали, что пробуждение природы начинается тогда, когда впервые прогремит гром. 27 марта (27.03/ 09.04) Настовица, Матрёна. Настовица-птица, так называли чибиса. Матрёну называют полурепницей оттого, «что поселяне отбирают годные репы для семян, что и составляет у них отдельную, неприкосновенную половину». 28 марта (28.03/ 10.04) Мать-и-мачеха, Иларион. Мать-и-мачеха – дарует этот цветок всем на свете материнскую заботу, всем щедро отдаёт своё тепло. Обязательно благоухал в этот день в домах чай из золотистых цветов. 29 марта (29.03/ 11.04) Берещенье, Кирилл. Берестить – это обвивать, связывать берестою. «В огне крещается, берестой повивается», – сказано о горшке, самой древней посуде наших предков. В этот день слушали берёзы. 30 марта (30.03/ 12.04) «Проказы домового», Иоанн Лествичник. Чтобы небесные дожди на землю сошли, чтобы зелёные ростки скорее ввысь поднимались, кланялись Лествичнику крестьяне. «На Иоанна Лествичника домовой бесится». 31 марта (31.03/ 13.04) Огнище, Канун пролетья, Ипатий Чудотворец. В этот день наши предки чествовали огнище, вспоминая с благодарностью и любовью своих предков, сумевших найти и обжить это место. Домовые особенно «расходятся» в этот день.

Апрельские народные праздники у славян

Белояр, цветен, березень, березозол, снегогон, водолей, ручейник. Укр. – квітень, краснець, лукавець, дзюрчальник.

Майские народные праздники у славян

Ладо, травник, травный, травец, ярец, кресень, цветень. Укр. – травень, пісенник, місяць-громовик.

Летние народные праздники у славян

Июньские народные праздники у славян

Купало, изок (кузнечик), скопидом, хлеборост, разноцвет, кресень. Укр. – червень, кресень, гедзень, гнилець, iзок.

1 июня (01.06/14.06) Устин и Харитон, Июньский погодоуказатель. Гадали о погоде в июне. Сличали с тем, что сказал Григорий-летоуказатель 10 января. Красное утро на Устина – красный налив ржи. Дождливый и пасмурный Устинов день – к урожаю яри. 2 июня (02.06/15.06) Вьюн зелёный, Никифор дубодёр. Вьюны – песенные летние хороводы. Заигрывают парни с девушками, те тоже молодцев присмотрели – завлекают друг друга в круги, песни поют протяжные. 3 июня (03.06/16.06) Ветреник, Лукьян. Ветер – Дух Божий – говорят в народе. Дыхание Господне в летнее время благостно, и благодаря ему наши предки судили о перемене погоды. «Надобно караулить время, с уборкой не оплошать.» 4 июня Ярилин день. День Ярилы – бога весеннего тепла, любовной страсти и плодородия. Славяне справляли этот праздник на высоком месте массовыми игрищами и плясками. 4 июня (04.06/17.06) Красный сарафан, Митрофан. На Митрофана окликают ветер. Просят его пригнать дожди благодатные. Ветер, он всё скажет, но спрашивать его не торопись. 5 июня (05.06/18.06) День Волхва-Дорофея. Дорофей гадал по ветру и по воде. Он водил к лесному ключу, размыкал надсаду, утворял в душе веру. Дорофея просят сон дать, солнцу о загаданном сказать. 6 июня (06.06/19.06) Полольник, Лавривон. С этого дня обыкновенно начинается прополка льна, проса и других хлебов: «На Лавривона с поля сорняки тяни». Но и траву сорную полоть надобно было, ведая, на ущербе ли месяц стоит. 14 июня (14.06/27.06) Гречкосей, Поварки, Елисей. «Холь гречиху до посева да сохни до покоса» – нужен за капризой неотступный призор. Общинный праздник Поварки в Поморье. В этот день освящают всякую новую одежду. 15 июня (15.06/28.06) Скотный заступник, Модест, Амос. Пришел Амос – пошёл овёс в рост. Охраняют от скотины поле, а скотину от сочной зелени. А то и беда, бывает, к хлеву подступает. Вздует Пеструху, отъевшуюся на хлебном поле. 16 июня (16.06/29.06) Утишитель, Тихий Тихон. Солнце идёт тише. Смолкает птичья звонница – с этого дня начинают затихать птицы, кроме соловья и кукушки. На Тихона в сёлах толока на навозницу. Конец поздних яровых посевов. 17 июня (17.06/30.06) Солнцестой, Мануил. В этот день солнце застаивается, т.е. медлит в зените. Начинается бурный рост растительности. По омутам распускаются белые кувшинки. 18 июня (18.06/01.07) Федул. Народ связывал праздник Федула с подготовкой к жатве. Говорили: «Федул на двор заглянул – пора серпы зубить (точить), к жнитву готовятся загодя». 19 июня (19.06/02.07) Пчёльник, Пчёлы меда запасают, Зосима. Идёт активный медосбор. В этот день проводится осмотр ульев (колод, бортей). Проходя мимо колод и ульев, дети приговаривают: «Рой, гуди, в поля иди!». 20 июня (07.06/20.06) Урожайник, Налив, «Сонцаварот», Федот. Заботы о хлебной ниве не оставляли крестьянина. Тощее зерно в колосе тяжёлой надсадой ложилось на думы земледельцев. Если вёдро и тепло в этот день – зерно хорошо нальётся. 20 июня (20.06/03.07) Тенетник, Перепелятник, Мефодий. Тенета – паутина. К поведению пауков присматриваясь, строили о погоде наметки. С давьних пор замечено, что паук лучше всякого барометра предугадывает погоду за два-три дня. 21 июня (08.06/21.06) Колодезник, «Сонцаварот», Фёдор Стратилат. Накануне этого дня колодезники опрокидывают сковороды, чтобы узнать, где есть подземная водяная жила. С этого дня идёт навозница – вывозят навоз на паровой клин. 21 июня (21.06/04.07) Липов цвет, Ульян. Липа зацветает. И тут уже ребятишки не плошают. Липового цвета надо успеть собрать. В зимнем-то чае вспоминается месяц летний. Особирывают липовый цвет ребятишки в туеса. 22 июня (09.06/22.06) Солноворот, Кирилл. На Кирилу – конец весне, почин лету. На Кириллу отдает земля солнышку всю свою силу. В этот день проводили очищение детей Огнём, Водой и Мёдной Росой. 22 июня (22.06/05.07) Ульяна. Повсюду узорчато. Голубые колокольчики, белые ромашки, золотистые лютики, малиновые остроконечные шапки иван-чая, красные шашечки вьюнков. 23 июня (10.06/23.06) Знамения, Тимофей. В день Тимофея бывают разные знамения. Распускает Тимофей призраки. Гонят эти призраки вороньи стаи к деревне. К сердцам крестьян подступает тревога. 23 июня (23.06/06.07) Купальница, Аграфена. Этот праздник ассоциировался с началом купального сезона. Всё, что было связано с водой, баней и купанием нашло отражение в этот день. Подготовке к празднику Купалы. 24 июня (11.06/24.06) Варнава-земляничник. На Варнаву – не рви травы, ибо в этот день по травам, по лугам и полям, по лесам и долам в полдень сила неведомая катается. 24 июня (24.06/07.07) Купала, Иван-травник. Ещё накануне с утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе. 25 июня (12.06/25.06) Поворот, Пётр. На Солноворот конец весне, почин лету. С этого дня солнце на зиму, а лето на жары. С лета на зиму поворачивает «колесо солнца красного» бог-громовник – Перун. 25 июня (25.06/08.07) Русальницы, Петр и Феврония. Русалки хороводы затевают, прибывает в их царстве речном. С этого дня ожидается еще сорок жарких дней. Время большого сенокоса. Этот день благоприятен для влюблённых. 26 июня (13.06/26.06) Мирские каши, Гречишница, Задери хвосты, Акулина. Начало лета. На Акулину из гречи было принято готовить мирскую кашу «отсталой», т.е. оставшейся от предыдущего урожая, гречи для нищих и странников. Посев гречи. Появление оводов. 26 июня (26.06/09.07) Медосбор, Давид-земляничник. В деревне почитают ягоду землянику за целебную. В ней – солнечная нежность, дух земли. Земляникой лечили старые язвы. Шли за ягодой, пока ещё роса не опала. 27 июня (27.06/10.07) Сеногной, Самсон. Дождь в этот день, от которого может почернеть сено, полезен для проса, и наоборот, сухая погода, которая даёт возможность убрать сено зелёным, полезна для гречихи. 28 июня (28.06/11.07) Крапивное заговенье, Герман. Последние щи из молодой крапивы, из листочков нежных. Крапивный холст перед петровками вытканный, выплетенное крапивное полотнище помогает от болей в пояснице. 29 июня (29.06/12.07) Мирская свеча, Петров день. Вероятно в этот день заканчивался летний свадебный сезон. Устраивается братчина, в которой принимают участие, как правило, только женатые и старики. Тёщи зятьёв угощают. 30 июня (30.06/13.07) Поминки весны, Двенадцать апостолов «Двенадцать апостолов весну кличут, вернуться просят», да поздно, простилась умывающаяся трудовым потом деревня с крáсною. Выходят крестьяне на Красные горки, зоре-зорянице кланятся.

Июльские народные праздники у славян

Сенич, липец, червен, страдник, сенозарник, грозовик, жарник, серпень, сенозорник. Укр. – липень, білець, дощовик.

Августовские народные праздники у славян

Житнич, зарев, заревен, жнивень, густырь, разносол, вършен. Укр. – серпень, копень, хлібочол, жнивець, зоряничник.

Осенние народные праздники у славян

Сентябрьские народные праздники у славян

Венич, вересен, рюен, рюин, ревун, зоревик, коловоз. Укр. – вересень, зарев, покрійник, жовтень, маік.

Октябрьские народные праздники у славян

Зернич, листопад, грязник, жёлтень, позимник, паздерник. Укр. – жовтень, грязень, хмурень, листопадник, зазимник, весільник, жовтен. Белорус. – кастрычнік.

1 октября (01.10/14.10) Первое зазимье, Покров. Первый иней «покрывал» землю. В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой. И именно с этого дня начинались регулярные девичьи посиделки. 2 октября (02.10/15.10) День очищения от наваждений, Киприан и Устинья. Девушки продолжают ходить на вечерки, но в будни не играют, не веселятся. Сидят с прялкой или шитьём, за работой, часто поют проголосные песни. День очищения от наваждений. 3 октября (03.10/16.10) Осенние лихорадки, Позимний Денис – лихого глаза берегись. В этот день необходимо опасаться шабаша нечистой силы. Лютуют осенние лихорадки, шатаются по белу свету, мучаются сами и людей мучат. 4 октября (04.10/17.10) Лешегон, Ерофеев день На Ерофея леший сквозь землю проваливается. Расстаётся лесной хозяин со своим зелёным, успевшим уронить наземь почти всю листву, царством, – ломает с досады злой деревья встречные. 5 октября (05.10/18.10) Первые холстины, Харитины «Баба, смекать смекай да за кросны садись, холсты затыкай». Ткали и тонкое бельевое полотно, «сукман», засученный шерстью, для верхней одежды, армяков, азямов. 6 октября (06.10/19.10) Большие крома, Фома «Кром», «кромы», «крома» – в древности означало сусек, ларь для зерна и ломоть во всю краюху (а у северян одновременно ткацкий стан). 7 октября (07.10/20.10) Зиме начальник, Сергий зимний. Сергий зиму зачинает. «И увидел Сергий Павла, который стоял на пне, и птицы вились возле него, и он кормил их из своих рук. Тут же стоял медведь, ожидая пищи, и бегали вокруг него лисицы и зайцы.» 8 октября (08.10/21.10) Ознобицы, Трифон и Пелагея. С Трифона-Пелагеи все холоднее. Трифон шубу чинит, Пелагея рукавички шьёт барановы. Худо, коли зима врасплох застанет – шапкой с ног свалит. 9 октября (09.10/22.10) Древопилец, Яков. Наступает пора заготовки дров на зиму. Ожидали, что «Яков, Брат Божий, крупицу (снежную) пошлёт». Позже всех до сего дня растут сыроежки. 10 октября (10.10/23.10) Зимоуказатель, Евлампий. В этот день крестьяне выходили смотреть на месяц: куда он смотрит? Потому, что «Рога месяца на полночь (на север) – к метелям, к скорой, зиме». 11 октября (11.10/24.10) Филиппова канитель. Кичига и ворочь (водяного колеса лопасть) спорят. Крестьяне зерно на мельницу возят. Наступает канитель – распутица, на дорогах грязь. 12 октября (12.10/25.10) Звездочёт, День мельника, Андрон. Сказывают старожилы, что в этот день наблюдают появление звёзд с полудня и со полуночи. По звёздам гадают о погоде, об урожае. К этому дню в основном заканчивался осенний помол зерна. 13 октября (13.10/26.10) Банное обиходье, Злата-онучница. Выгоняли из больных падучую. На полке протопленной бани прели настои из целебных трав. «Вениамин – топи овин». 14 октября (14.10/27.10) Грязниха, Параскева-Пятница. Этот день отмечался неустойчивой погодой: слякоть, пороша, грязь. «На Грязниху не бывает сухо». Другое название этому дню – Параскева Трепальница – лён треплют. 15 октября (15.10/28.10) Льняницы, Луки, Ефим. Ефимий холодом корни трав и деревьев с землей смыкает, всякое насекомое в жухлой траве укрывает, сон навевает. 16 октября (16.10/29.10) День зрения, Лонгин-сотник. Лонгин-сотник считается целителем глазных болезней, поэтому ему люди молятся о прозрении ослепших и исцелении от «очных» болезней. 17 октября (17.10/30.10) Конец летнего пути, Осий-осенний. Конец летнего пути. На Осия – колесо с осью до весны прощается. Дай роздых лошади. Телегу на повети, в сарай втаскивали мужики. 18 октября (18.10/31.10) Лука. Подступило время, когда по сказу крестьянских календарей, «зима со бела гнезда сымается, к мужику в гости сряжается: дай-ка я на Руси погощу, деревни-села навещу, пива попью, пирогов поем». 19 октября (19.10/01.11) Конюхам отдых, Садок. Считали, что в эти дни конюшенный домовой баламутит. Гривы заплетает по ночам у коней, покой старых кобылиц рушит, гордых жеребцов встать на дыбы принуждает. 20 октября (20.10/02.11) День атаманов, Артемий. День атаманов, воинских предводителей. Бывало поверье, что на защиту рождённого в этот день встаёт «мати зверям» волчица. С этого дня начинается Родительская неделя. 21 октября (21.10/03.11) Первая пороша, Илларион. Первая пороша – не путь. Надо помнить: «Бездорожье хулить – по белу свету не ходить». И вправду, в колдобинах путь, в налитых дождем ямах предостерегает: не зевай по сторонам. 22 октября (22.10/04.11) Бабья заступница, Осенняя Казанская. Свадьбы старались играть на Казанской, так как «Кто на Казанской женится, счастлив будет». Казанскую называли зимотворной: «Казанская морозцам дорогу кажет». 23 октября (23.10/05.11) Гужники, Яков. Починка упряжи. Гуж – кожаная глухая петля, укрепляемая в хомутных клещах. Поэтому в этот день кланялись гужникам, хотя всё равно вожжи да гужи, дуги да оглобли – мужицкая забота. 24 октября (24.10/06.11) Русский светец, Арефа. Устраивали вечером девицы посиделки. Девицы собирались прясть, а сухие поленья на лучину приносили на посиделки парни. Светцем называли деревянный столбик с рогатиной наверху. 25 октября (25.10/07.11) Дедовские плачи, Маркиан. По наблюдениям наших предков, в этот день дождь и тот плачет. А если снег идёт, то снежинки катятся с небес, как слезы. Плачет весь белый свет. Поминают умерших родителей, дедов и прадедов. Суббота перед 26 октября Родительская суббота, Дмитриевские деды. В субботу перед днём св. Димитрия повсеместно на Руси справляли поминки по усопшим. Дмитровская неделя называлась родительской, дедовой. 26 октября (26.10/ 08.11) Большие Осенины, Дмитриев день. На Дмитрия заканчивается сезон сватовства. «До Дмитрá девка хитрá, а после Дмитра ещё хитрее (вышед замуж)», «Да Дзiмiтра баба хiтра, па Дзiмiтры – мужчыны хiтры (белорус.)». 27 октября (27.10/09.11) Обеты, Несторы. Обет или зарок – это наложенное на себя обещание, принятое самовольно во имя исполнения чего-либо. Для наших предков выполнение обета становилось святым долгом. 28 октября (28.10/10.11) Льняница, День Макоши, Параскева-Пятница. Макошь – богиня брака и родов, в её ведении находится такое ремесло, как пряжа. У славян считается покровительницей женского начала, защитницей женщин и девушек. 29 октября (29.10/11.11) Овечница, Настасья. На Анастасию начинали стричь овец. Всему был праздник на Анастасию: моткам овечьей шерсти, связанным платкам, шерстяным поддевкам, сшитым из овечьих шкур, шубам и тулупам. 30 октября (30.10/12.11) Синицын день, 3иновий. Первое массовое появление синиц около домов. У охотников и рыбаков была примета: первого зайца и первую рыбу поймать до Кузминок – всю зиму удача будет сопутствовать. 31 октября (31.10/13.11) День матицы, Никодим. Матица – мать дома. Благочестивые люди говаривали: «Порядки старины мы чествовали, под матицей мы сиживали, от людей спасибо слыхивали.» Подготовка к зимним Кузьминкам.

Ноябрьские народные праздники у славян

Овсенич, груден, листогной, полузимник. Укр. – листопад, груднем, грудкотрус, листопадець, листочный, братчини.

1 ноября (01.11/14.11) Рукомесленники, Кузьма-Демьян. Сварог, принявший в христианстве образ Кузьмы и Демьяна, – кузнец, покровитель ремёсел, брака и домашней птицы. Кузьминки – об осени поминки, встреча зимы. 2 ноября (02.11/15.11) Житницы, Акиндин и Пигасий. С Акундина по деревням постоянно слышались перестуки мялиц и цепов. Обминали коноплю и лён, продолжали обмолачивать хлеб. 3 ноября (03.11/16.11) Кросник, Агапий. Агапий глядит, может ли девушка поставить ткацкий стан без подсказки матери. Коли так, то она кросница, холста работница. На Агапия выткешь кросны, тогда и о женихе будет подумать не поздно. 4 ноября (04.11/17.11) Ерёма – сиди дома. В этот день по-за порогу крутит, мутит, беспутит. И ни огня, ни уголья из дома не дают, счастья пытать не идут. Светец лучину крепко держит, чтоб ни нагаринки из избы не утянула нечистая сила. 5 ноября (05.11/18.11) День Млечности, Галактион. Встарь то-то раздолье ворожбе, невестам-славутницам советы: «О женихах, девки, молитесь». Прошенье к Галактиону доходчиво, в зимний мясоед поставят под венец. Проводы рекрутов. 6 ноября (06.11/19.11) Ледоставы, Павел исповедник. Мороз и вьюга обнялись, в любви вечной поклялись. На многих речках появляется лёд. Снег в этот день – к снежной зиме. 7 ноября (07.11/20.11) Зимородок, Федот-ледостав. Этого дня весь деревенский люд ждал: «Лишь бы Федот льдом воду сплотил». Если ко дню Федота ручьи и реки вставали, то старики спорую зиму пророчили. 8 ноября (08.11/21.11) Дворовой, Михайлов день. Михайлов день – последний осенний праздник. В этот день, по народному обычаю, ублажали дворового – он считался младшим братом домового. 9 ноября (09.11/22.11) Зима становится, Матрёны зимние Раньше люди полагали, что с Матрёны зимней зима, которая была убита Михайловскими оттепелями, встаёт на ноги и морозы прилетают от железных гор. 10 ноября (10.11/23.11) Крепкий наст, Родион и Ераст. Настужает, морозит, что ни зорька. Но снег ноябрьский часто тает, покрываясь тонкой ледяной корой – наслудом. А вот наст – это снег слежавшийся, окрепший. Он охотнику путь укорачивает. 11 ноября (11.11/24.11) Студенец, Фёдор-студит. Со дня Фёдора Студита прилетают зимние ветры, бывает от них студёно на дворе и морозно на земле. Фёдор Студит на дворе студит, в окошко стучит, ветры голодным волком воют. 12 ноября (12.11/25.11) День подарков, Иван-милостивый. На Ивана – снегá. Перед Филиповским постом поминали предков. В Белорусском Полесье старались с кем-нибудь хоть чем-нибудь поделиться, подарить что-либо. 13 ноября (13.11/26.11) Осенние зяби, Иоанн Златоуст. Созывает зима свою свиту: вьюги и метели. На Украине в этот день ходили в гости сами и принимали гостей, стараясь съесть и выпить как можно больше скоромных продуктов. 14 ноября (14.11/27.11) Куделица, Филипповки. Конец свадебным неделям. День святого Филиппа праздновался широко, щедро: это было Заговенье (мясоед) перед Рождественским постом. Куделица – первая неделя прядения в Филиппов пост. 15 ноября (15.11/28.11) Зима на пегой кобыле, Гурий. С этого дня все нечистые убегают с земли завидев зиму на пегой кобыле. В Гурьев день зима с коня слезает, встаёт на ноги, куёт седые морозы, стелет по рекам, озерам ледяные мосты. 16 ноября (16.11/29.11) Зима потеет, Матвей. На Матвея погода ещё весьма непостоянная, осень никак не уступает зиме, и эта особенность природы передана в календарной примете: «На Матвея зима потеет, а земля преет». 17 ноября (17.11/30.11) Встреча Сивера, Григорий. Сивер – это северный ветер, старший из ветров, от него зависят и зимние дороги, и метели, и весь зимний промысел. Суровый северный ветер испытывает силу русского человека в этот день. 18 ноября (18.11/01.12) Зимоуказчики, Платон и Роман. Гляди зиму! С утра тепло – значит быть оттепелям в начале зимы, холод да вьюга в полдень – таковой будет и середина зимы, а если под вечер закрутит метель – то уйдёт зима с угрозами. 19 ноября (19.11/02.12) Радетель, Авдей. Метель дорогу перенимает, в щели земные, в трещины лихие болезни загоняет. Хитростью брала нечистая сила, и морозу, чтобы настигнуть её, нужна была хитрость и мудрость не меньшая. 20 ноября (20.11/03.12) Проклинатели нечисти, Прокл. Знахари, бабки-шептуньи нарасхват: «На Прокла всякую нечисть проклинают». Перед стужами провалилась сквозь землю некошная погань, сотворить же от неё заговор не хуже. 21 ноября (21.11/04.12) Ворота зимы, Введение. Введение – или зимы не ставит, или сряжает на зимний торг сани. Со Введеньева дня начинались зимние гулянки-катанья и зимние торги. Праздник молодой семьи. 22 ноября (22.11/05.12) Вехостав, Прокопий зимний. В обычае – с этого дня чистить от снега дороги, зимние вехи ставить, дорогу обозначать; местами вешать дорогу снопами вымолоченной ржи, по другим местам – сосенками да ёлочками. 23 ноября (23.11/06.12) Волхв, Митрофан, День памяти Александра Невского. Белорусы называют день «Варажбiт» – Волхв, ворожей, и в этот день не прядут. На Руси чтут память великого князя Александра Невского. 24 ноября (24.11/07.12) Санница, Катерина. Устраиваются гонки на санях. Всей деревней, стар и мал, собираются на каком-либо пригорке, чтобы посмотреть и поболеть за своих. С Екатерины мужики нередко уходили в извоз. 25 ноября (25.11/08.12) Холодный, Клим. Мороз в этот день ярый случается, мужика погоняет. В ригах продолжали молотить хлеб. Женщины садились поближе к окошкам с веретеном и прялкой, с пяльцами или коклюшками. 26 ноября (26.11/09.12) Волчий Заступник, Егорий зимний. Не напрасно существует так много высказываний о звере рыскучем. Волки на Егория хаживают возле дворов, норовят скороминку ухватить. 27 ноября (27.11/10.12) Знамение, Домочадцев день, Роман. Русский народ без родни не живёт. Сказывают люди: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Старики позорчей наблюдали за звёздами, ветрами, течением облаков. 28 ноября (28.11/11.12) Сойкин день, Степаны зимние. Сойка – заступница рождённого в этот день. Коли она позовёт в этот день, к окну прилетит или у крыльца станет кричать, – то это предвестие, знак следовать за ней. 29 ноября (29.11/012.12) Зорник, Парамон. «Утреннюю зарю смотри!» – наказ Парамона хоть домоседам, хоть тем, кто в пути. Багряная заря – к ветрам стылым, утро красно – быть дню ясному, коли утро снежное – быть метелям неутешным. 30 ноября (30.11/013.12) Андрей-ворожей, Андрей Первозванный. Поутру старики воду наслушивали и судили о погоде зимой. Ночь на 30 ноября называют в народе Андреевой – девушкам и юношам в Андрееву ночь являются образы их суженых.

Зимние народные праздники у славян

Декабрьские народные праздники у славян

Просич, студен, хмурень, стужайло. Укр. – грудень, студень, лютень, стужайло, мостовик, трусим. Белорус. – сьнежань.

1 декабря (01.12/14.12) Грамотник, Наум. По давно заведённому обычаю крестьяне с этого дня детей начинали учить грамоте. Более удобного времени для овладения азами чтения и счёта крестьянину не найти. 2 декабря (02.12/15.12) Аввакумовы обереги, Абакум. Следовали наши предки Аввакумовым обережениям: «У Господа испроси. Он светильник горящий и священный. К его Свету следуй!» Угрюмость и отчаяние в себе искореняй. 3 декабря (03.12/16.12) Безмолвник, Иван-молчальник. В этот день сведущие люди советовали молодежи попридержать язык, помолчать. Кто на Иоанна Молчальника помолчит, тот красноречив весь год будет. 4 декабря (04.12/17.12) Заваруха, Варвара – ночи урвала, Бабий праздник. Считается, что на Варвару день увеличивается! Этот день был «бабским» праздником, поэтому не прядут кудель, а вот толокно молоть и лён трепать дозволяется. Варваре молятся о лёгких родах. 5 декабря (05.12/18.12) Савва-с-салом. Не ходи за порог – не мешай мостить дорог. Савва салит, ледяные настилы стелет, гвозди острит. Укатает Савва, будет земля укрыта справно. 6 декабря (06.12/19.12) Зимник, Никола Чудотворец. «Никола – второй после бога заступник». Покровитель земледелия и скотоводства, хозяин земных вод, милостливый святой, заступник крестьян от всех бед и несчастий. 7 декабря (07.12/20.12) Абросим. «Преподобный Абросим сорок праздников отбросил». С этого дня до Рождества (25 декабря) нет никаких праздников. С особым усердием принимались девицы за шитьё. 14 декабря (14.12/27.12) Хозяин, Филимон. В это время выходят ехидны, кикиморы и жалятся у оконниц. Оборотень зловещий волком рыскучим по двору мечется. Но у хозяина одна забота – не встала бы в доме работа. 15 декабря (15.12/28.12) Заря в рукавицах, Трифон. Заря в рукавицах, красными радугами опоясана – значит, мороз грозен. Высыпал хозяин поутру раскалённые угли в снег, тем самым нечисть от дома отваживал. 16 декабря (16.12/29.12) Инесей, Аггей. Агей-пророк сеет иней на порог. В этот день внимательно следили за погодой. Если в этот день будет на деревьях иней, то Святки будут тёплыми. 17 декабря (17.12/30.12) Данииловы сборы. Даниил в путь сбирается, сны под головы в звёздную ночь кладёт, предвещает: «Сын Божий на землю идёт. Во снах не заспите святой земли!». 18 декабря (18.12/31.12) Покров скота, Модестов день. Святому Модесту молятся о защите скота от падежа. День этот отмечался мужскими братчинами с пивом и мясом, посвященными святому – заступнику животных. 19 декабря (19.12/01.01) День памяти Ильи Муромца, Вонифатий. День памяти былинного героя Ильи Муромца. В день этот полагалось поклониться Земле Родной и вспомнить славные подвиги народных героев – защитников Отечества. 20 декабря (20.12/02.01) Оберег дома, Игнатий. В этот день дом оберегали. Игнатию Богоносцу молебны служили, чтобы дом уберечь от всякой напасти. Дому надо было обязательно поклониться. 21 декабря (08.12/21.12) Рукодельница, «Сонцаварот», Анфиса. В этот день над шитьём девушки уже задумывали на суженых. «Иголка-сестричка, покажи мне суженого личико!» Девушка шьёт, но лишний глаз при том шитье – что сглаз. 21 декабря (21.12/03.01) Полукорм, Пётр. Прикидывает, хозяин, запас сена, соломы: достанет на сытную зимовку? Поутру ходил хозяин кромить сусеки, торкать (перелопачивать) зерно. Принято было в этот день «наслушивать» сусеки. 22 декабря (09.12/22.12) Тёмный день, Солнцеворот, Анна-тёмная. В этот день, по народному поверью, идёт страшная битва тёмных сил со светом Божиим. Анна считается заступницей и покровительницей беременных женщин. 22 декабря (22.12,/ 04.01) Узоразрешительница, Анастасия. Молитва к этой великомученице, – гласит простонародная мудрость, – способствует благополучному разрешению от бремени. 23 декабря (10.12/ 23.12) Оберег от полуночниц, Мина и Ермоген. Когда дитя не спит, ножками стучит, бабка омельной лопаточкой – куриным крылом над колыбелью качит, гонит полуночниц. Дни Спиридона Поворота начинаются и длятся по 29 декабря. 23 декабря (23.12,/ 05.01) Оберег скотины, Федул. Скотину недолго испортить в этакую морозную пору, не то, что человека. Лишний раз постелить корове, навести пойло коню. Ведь всякая скотинка от хозяйского глаза и добреет, и здоровеет. 24 декабря (11.12/ 24.12) Никон, Данила и Лука. В этот день говорили: «Никон стоит у икон». Молились святому, просили успокоить душу, отогнать нечистую силу, которая в снеговых бурях да метелях кружила. 24 декабря (24.12/06.01) Сочельник, Постная кутья. Под Рождество во дворе жгут навоз и солому среди двора, чтоб родители на том свете согревались. Стол к ужину, осыпается сеном, поверх стелется скатерть. 25 декабря (12.12/ 25.12) Солнцеворот, Спиридон. После осеннего равноденствия, по народному поверью, солнце умирало – и тогда начинал торжествовать мрак. На Спиридона солнце поворачивает на лето на радость свету. 25 декабря (25.12/07.01) Коляда, Рождество. Солнце, круто поворачивая с зимы на лето, словно возрождается к новой жизни с новой силою. Накануне в сумерки всей деревней собираются на высокие костры, молодёжь с вечера колядует. 26 декабря (13.12/26.12) Ведьмины посиделки, Евстрат – солнышку рад. В этот день бывали, по мнению русского народа, ведьмины посиделки и сборища, на которых они решали, как схватить солнце да сжить его с белого света. Нельзя в этот день сквернословить. 26 декабря (26.12/08.01) Бабьи каши, Праздник собора пресвятой Богородицы. В этот день принято чествовать повивальных бабок. Им приносили подарки и угощения, водку, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. 27 декабря (27.12/09.01) Степановы труды, Вождение медведя. День Стефана, который считается покровителем домашнего скота, особенно лошадей. На Стефанов день поят лошадей через серебро, чтобы не болели и были добрыми. Происходили выборы пастуха. 28 декабря (28.12/10.01) Домочадцев день, Агафия и Домна. В Домочадцев день вся семья приходила на Красную горку и повязывала на свои колья каждый свой лоскуток и загадывали желания. 29 декабря (29.12/11.01) День сказок и загадок, Страшный вечер. В сумерках, когда вся семья, за исключением молодёжи, проводившей время на посиделках, забиралась на печи, да на полати отдыхать, детям рассказывали сказки, да загадывали загадки. 30 декабря (30.12/12.01) Порезуха, Анисья-желудочница. Крестьяне режут свиней и гусей и по печени и селезенке судят о характере зимы. Если селезенка ровная и гладкая, то ожидай зиму суровую. 31 декабря (31.12/13.01) Щедрец, Маланья. Последний день святок – Щедрец, знаменит своими щедровками и праздничным пиром. Перед пиром необходимо повеселить народ щедровками. Состав ряженых такой же, как и на Коляде.

Сетевые источники о календаре древних славян

Библиография о земледельческих праздниках славян

Можно поискать нужную покупку в сетевом магазине Май-шоп по названию товара, фамилии автора (редактора) книги, режиссера фильма.

Источник

Читайте также:  Что такое лексика английский язык
Ответы на самые частые вопросы пользователей рунета
Добавить комментарий

Adblock
detector