Январь на калмыцком языке

Январь на калмыцком языке

Естественные знания. Калмыки в рассматриваемый нами период имели довольно общие географические понятия о земном шаре. Они думали, что наша планета состоит из четырех частей света (дервн тюве). Но что собой представляли эти части, не знали. По-видимому, такие «знания» о земле проникли из Индии через Тибет в связи с распространением ламаизма.

Калмыки знали о существовании морей (тенгис), океанов (дала), отдельных гор, о многих народах земли. Об этом свидетельствуют имеющиеся в калмыцком языке названия морей, океанов, гор и народов, зафиксированные дореволюционными учеными. Это и понятно, так как калмыкам приходилось бывать во многих странах. Ойраты были в Китае, Тибете, Афганистане, Иране, в Западной Европе.

В процессе многовековой трудовой практики скотоводы приобретали богатые знания по ботанике. Они хорошо изучили практическую ценность растений. Об этом свидетельствуют бытующие в калмыцком языке наименования растений, многие из которых употреблялись в пищу, другие служили сырьем для производства красок, третьи — использовались при выделке кожи. Характерно, что у калмыков существуют национальные названия многих плодовых культур: яблоко — альман, груша — кедмен, вишня — чи и пр. Для овощных культур также созданы собственные наименования: арбуз — тарвус, дыня — гу, лук — мянгрсн, тыква — хаваг, чаначи, картофель — бодонцг, капуста — хавстн. Калмыкам известно было много лекарственных растений. Они собирали полынь однолетнюю— шарлджин, жертвенную снежно-белую, различные луковые, горчицу сарептскую и др.

Но более всего были развиты знания по народной зоологии, анатомии животных, ветеринарии. Неслучайно, что калмык мог разделать тушу любого животного с помощью одного только ножа. О знаниях в области анатомии говорит и хорошо разработанная, установившаяся терминология для каждой части организма животных. Знание анатомии, передававшееся из поколения в поколение, закрепленное многолетними наблюдениями, помогало калмыкам-скотоводам в разведении и сохранении скота. Они умели лечить животных от основных и наиболее распространенных заболеваний. Лечили коров, страдающих воспалением молочных желез, прижиганием раскаленным железом. Лошадь, заболевшую гендовагинитом (воспалением сухожильных влагалищ), также лечили прижиганием. Применялись хирургические методы: своеобразная трепанация черепа и др. Особой популярностью пользовались костоправы, лечившие переломы, вывихи и другие травматические повреждения. Их лечение давало, как правило, положительные результаты.

Костоправы лечили не только скот, но и травматические поражения человека: вправляли вывихи, лечили переломы костей, забинтовав место травмы, заставляли больного лежать, не двигая поврежденной частью тела, в течение двух — трех недель, а то и больше. Иногда прибегали к удалению некоторых мелкораздробленных длинных костей, заменяя их костью молодого верблюда.

Известно много случаев вскрытия различных нарывов предварительно нагретым на огне ножом. Оперативным путем лечили и заболевания лимфатических желез.

Описанные выше факты говорят о том, что калмыки довольно широко применяли прижигание. Его производили, предварительно наложив на больное место сырое мясо. Для прекращения кровотечения из носа делали прижигание на лбу, как говорили калмыки — в области корня носа. Сибирскую язву также прижигали.

Туберкулез легких и заболевания желудочно-кишечного тракта лечили кумысом. При аппендиците больному давали бульон из свежего бараньего мяса. Встречались отдельные случаи лечения некоторых болезней сырым мясом. Например, при заболевании детей золотухой прикладывали к больным ушам сырое сердце, вынутое из овцы, принадлежавшей родным ребенка по линии матери.

По мнению калмыков, сердце овцы, пригнанной из отары без разрешения хозяина, высасывает из больных ушей весь гной, накопившийся в наружном слуховом проходе. Широко применялась и своеобразная лечебная диета, состоявшая в том, что больному давали кипяченую воду с маслом (тоста ус), полученным из чигяна, бараний бульон (шалдриг шелн), калмыцкий чай слабого завара (шингин ця).

Очевидно, калмыки не имели правильного представления о внутренних процессах, происходящих в организме человека и животных в связи с теми или иными болезнями. Очень немногое известно о существовании народной медицины и народной ветеринарии. Широко была распространена тибетская медицина, находившаяся целиком в руках ламаистского духовенства, в составе которого были особые эмчи (буквально: лекари) — врачи. Эмчи обучались тибетской медицине в Черехуруле и в некоторых других хурулах, встречались лица, проходившие медицинскую подготовку в Монголии, в Тибете. К ним калмыки обращались за помощью при всех заболеваниях. Эмчи «лечили» во многих случаях чтением молитв и заклинаний, но он умели устанавливать температуру тела больного. Больному давали лекарства, изготовленные самим лекарем из различных трав, коры деревьев, цветов, печени животных или приобретенные в готовом виде в Монголии и Тибете. Рассказывали, что калмыцкие эмчи знали до трех тысяч лекарств. Несомненно, ламаистская медицина впитала многовековой народный опыт и опиралась на достижения древней медицины многих стран Востока, в том числе Китая, Тибета, Индии и т. д.

Народная математика и меры. Никто из исследователей не обращался к изучению народных счетных знании калмыков, их «математики», имевшей большое практическое значение. Ни одна область жизни калмыков не обходилась без математики. Развитие ее тормозилось почти поголовной неграмотностью. Однако калмыки имели четко разработанные названия чисел, сходные с монгольскими и бурятскими, непохожие на наименования чисел, бытующих у других народов Азии и Европы.

В калмыцком языке используется не менее 17 основных названий чисел, известных калмыкам с детства: неген (1), хойер (2), горвн (3), дервн (4), тавн (5), зурган (6), делан (7), нямн (8), йесен (9), арвн (10), дечн (40), зун (100), мингн (1000), тюмн (10000), бум (100000), сайя (1000000), джова (10000000), джунгшур (100000000). Все эти числа являются исходными для составления остальных цифр. Их было вполне достаточно для практической жизни. Для выражения множества калмыки употребляли термин «олон» (много, множество), «дегед олон» (очень много), «шора» (так много, как пыли). Обращает внимание тот факт, что очень большое число можно выразить одним словом, тогда как в некоторых других языках требуется несколько слов. Есть серьезные основания предполагать, что предки современных калмыков знали сравнительно сложные математические вычисления. На это указывает слово «эсве» (элементарная математика), слово «зурха» связано с довольно сложными способами вычисления.

Читайте также:  Русский язык упражнение 323 разумовская

Судя по фольклорным и лингвистическим данным, у калмыков существовало понятие о геометрии: дервелджин (квадрат), дервелджин алд (квадратная сажень), горволджин (треугольник), тегриг (круг). Была создана целая система народных мер, широко применявшихся на практике вплоть до 1930 г. Десятеричной системе мер у калмыков предшествовали бытующие и в наши дни меры длины, в основе которых лежали расстояния, равные по длине различным частям тела человека. Например: тe (пядь) — это длина, равная расстоянию между вытянутыми большим и средним пальцами обычно правой руки (эта мера находила применение в плотничьем деле, у портных, сапожников и др.), тоха—локоть, алд (сажень) — расстояние, равное промежутку между концами пальцев вытянутых (горизонтально) рук взрослого человека. Они применялись у женщин, занимавшихся изготовлением различных веревок, тесьмы для кибитки, в плотничьем ремесле, при определении объема скирды сена и т. д. В тех же отраслях домашнего производства находил применение эрял алд (половина сажени). Эти меры известны сейчас, но в жизни, как правило, не применяются.

Мерой веса для сыпучих тел служила объемная посуда, альчур (платок), тулум — кожаная сумка, различные чашки (чаши для чая, таваг, фабричные русские). Наряду с этим широко вошли в быт дореволюционных калмыков русские меры веса (чингнюр). Меры веса сыпучих тел применялись в торговле, при получении друг у друга взаймы зерна, муки, иногда мяса.

Для измерения жидкости использовали различную посуду, сделанную стандартным способом, например, кожаное ведро (архад), калмыцкие чашки (ага, цекце), деревянные кадки (чигяна суулга), кожаные фляги (бортхо, берге, тортхо). В конце XIX — начале XX вв. в калмыцкий быт широко вошли русские меры жидкости: железные ведра, фарфоровые пиалы, тарелки, чашки бочки, кадки, четверть, бутылки и др.

Глубина воды в реках, озерах, заливах, колодцах измерялась различными народными мерами. Например: кюня шагаца — глубина до лодыжки человека, кюня овдгця — глубина до колена человека, кюня белкюсця — до поясницы, кюня кюзюця — до шеи человека, келян геня — вода перекатывается через голову и т. д. Мерой измерения глубины воды служила (за исключением воды в колодце) заседланная лошадь: мерня туруца — вода едва покрывает копыта лошади, мерня овдгця — глубина до голени лошади, мерня гесця — глубина до брюха лошади, мерня дередю шорня — глубина достигает стремени, мерня тохмуд кюрня — глубина до потника, мерня эмялду кюрня — глубина до деревянной части седла и т. п.

Народные меры вплоть до 1930 г. находили широкое применение в практической жизни калмыцкого народа. Они уходят своими корнями в глубокую древность, о них говорится во многих сказках. В советское время в связи с введением в СССР единой метрической системы мер калмыки пользуются ею.

Народный календарь. Вплоть до Октябрьской социалистической революции у калмыков, как и у других народов Азии, летосчисление велось по двенадцатилетнему циклу, согласно которому каждый год носил название определенного животного. Годы следовали в определенном порядке: бар джил (год барса), тула джил (год зайца), лу джил (год дракона), мога джил (год змеи), мерн джил (год лошади), хен джил (год овцы, барана), мечнн джил (год обезьяны), така джил (год курицы), ноха джил (год собаки), гаха джил (год свиньи), хулгун джил (год мыши) и укр джил (год коровы). Начало года примерно соответствовало весеннему равноденствию, и открывал его праздник Цаган Сар, отмечавшийся ежегодно во второй половине февраля или в начале марта.

Год у калмыков, как и у многих народов Центральной Азии, издавна делился на 12 месяцев (арвн хойр cap). За каждым месяцем также закреплено название одного из животных. Бар cap (месяц барса) — декабрь, тула cap (месяц зайца)—январь, лу сар( месяц дракона)—февраль, мога cap (месяц змеи) —март, мерн cap (месяц лошади) — апрель, хен cap (месяц барана) — май, мечин cap (месяц обезьяны) — июнь, така cap (месяц курицы) — июль, ноха cap (месяц собаки) —август, гаха cap (месяц свиньи)—сентябрь, хулгун cap (месяц мыши)—октябрь, укр cap (месяц коровы) — ноябрь. Но этими названиями население пользовалось мало. Обычно в основе отсчета месяцев лежал характер сезонных работ. Каждый сезон состоял из трех месяцев: хаврин горвн cap (весенние три месяца), зунин горвн cap (летние три месяца), намрин горвн cap (осенние три месяца), увлин горвн cap (зимние три месяца).

В отличие от принятого в Европе века, состоящего из 100 лет, век у калмыков, как и у всех народов, которые пользовались циклическим календарем, состоял из 60 лет. Данная циклическая календарная система возникла в Древнем Китае, а затем она нашла широкое применение у многих народов Востока, в том числе в Монголии и Калмыкии.

Весь цикл, представленный в виде таблицы, состоял из пяти вертикальных двойных столбцов, соответствующих пяти «стихиям», или «небесным ветвям».

Необходимо отметить, что каждая стихия была представлена в двух состояниях, как мужская (нечетные столбцы, т. е. 1, 3, 5, 7, 9 и как женская (четные столбцы, т. е. 2, 4, 6, 8, 10). Кроме того, каждая из стихий обозначалась одним из следующих цветов: белый, черный, синий, красный, желтый, а в Китае — циклическим знаком.

Весь 60-летний цикл делился на 12 периодов (горизонтальные строки), которые также имели свои символические знаки, представляющие собой «земные ветви». Около 2000 лет назад к знакам периодов, т. е. к земным ветвям, были прибавлены еще названия животных. В отличие от китайского цикла, который начинался годом мыши, калмыцкий цикл начинается с года барса. Переход от одного к другому году данного цикла, представленного в виде таблицы, происходит по диагонали сверху вниз и слева направо.

В обиходе, когда речь идет о годе рождения какого-либо лица, то калмыки, как и другие народы, пользующиеся этим календарем, называют животное соответствующей земной ветви. Например: «Он родился в год барса».

Читайте также:  Разделы грамматики русского языка таблица

Перенести годы 60-летнего восточного цикла к существующему сейчас летосчислению практически несложно. Для этого имеется специально составленная таблица.

Судя по сказкам, с глубокой древности основной мерой времени у калмыков служили сутки — хонг.

По народному календарю сутки делились на рассвет (йурин орля), середину утра (йурин йуд), полдень (йуд), середину вечера (асхан йуд), закат солнца (нарн орхо), сумерки (бывают светлые—бюрил, полусветлые — гегята, темные — таш харангу), полночь (сеннь орял), от полуночи до рассвета (эр цяха). Калмыки не знали часов. В солнечные дни любого периода года они определяли время (часть дня) по тому, на какую часть кибитки и на какие предметы в ней падает солнечный свет.

Определение времени по предметам, размещенным внутри кибитки, последовательно освещавшимся солнцем, практиковалось, как правило, летом, но нередко и в другие времена года, когда солнце заглядывало в кибитку. Возможность исчисления времени по вещам, находившимся в кибитке, обуславливалась тем, что ее дверь была всегда обращена на юг, и все предметы располагались по единому принципу.

Т радиционный калмыцкий календарь

Источник

Калмыцкий лунный календарь — Хальмг лит

автор: Ахаджаева Алтана Эренценовна

ученица МБОУ «СОШ №3 им. Сергиенко Н.Г.»

Лиджиева Наталья Васильевна

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №3 им. Сергиенко Н.Г.»

Калмыцкий лунный календарь — Хальмг лит

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

МБОУ «СОШ №3 им. Сергиенко Н.Г.»

Исследовательская работа

Калмыцкий лунный календарь

Работу выполнила: Ахаджаева А.

ученица 4 «е» класса

Руководитель: Лиджиева Н.В.

Элиста

2020 г.

а) История создания калмыцкого календаря.

Актуальность моей работы заключается в необходимости сберечь, традиции и обычаи связанные с народным календарём калмыков, привлечь интерес школьников к своим корням.

Цель моей работы изучить историю калмыцкого календаря.

Объект исследования: калмыцкий лунный календарь и его

В своей исследовательской работе я использовала следующие

Ещё в древние времена человек столкнулся с проблемой, как определять время, узнавать какой сейчас день, месяц, год. Мы привыкли жить по календарю, но ведь так было не всегда. И поэтому я хотела узнать:

1.Когда и как возник калмыцкий календарь;

2.Откуда он пришёл в нашу жизнь;

3.Особенности календаря калмыков.

Значительным фактом, свидетельствующим о развитии просвещения и культуры у калмыков, является калмыцкий календарь – «лит». Начало календарного летоисчисления у всех монгольских народов установлено с 1027 года Европейского календаря.

У калмыков, как у народов Восточной и Центральной Азии, бытовал лунно- солнечный календарь двенадцатилетнего животного цикла. Впервые среди монголоязычных народов, в том числе ойратов, календарь был введён в 13 веке императором Хубилаем.

Как и любой календарь, он исходит из основной единицы измерения времени — суток, потом идут неделя, месяц, год, век. Астрономической основой лунно- солнечного календаря служили наблюдения за движениями Луны вокруг Земли (месяц), Земли вокруг Солнца (земной год), Юпитера вокруг Солнца (обращение, равное 12 земным годам).

январь – туула (заяц),

апрель –морн (лошадь),

июнь –мочн (обезьяна)

август –ноха (собака),

сентябрь –hаха (свинья)

октябрь –хулhн (мышь),

ноябрь – укр (корова),

В числе животных, названиями которых обозначены года, нет верблюда, такого важного животного в хозяйстве кочевников. Он служил транспортом. До изобретения телеги кочевники с места на место перевозили имущество на верблюдах. Животное кормило кочевника мясом, молоком. Верблюжье молоко очень густое, жирное, полезное питание, в жару долго не прокисает. Из него готовили напиток, напоминающий кумыс. Верблюд спасал кочевника от холода, из шерсти изготовляли очень тёплую одежду. Верблюд обязательно должен был войти в название годов. Но верблюду помешала мышь.

Существует легенда, как мышь вошла в название года. Когда были названы 11 годов, оставался один год для верблюда. За него поспорили мышь и верблюд. Чтобы разрешить этот долгий спор, они условились посостязаться: кто раньше увидит восход солнца, его название и получит оставшийся двенадцатый год калмыцкого календаря.

И вот однажды верблюд, вытянув длинную шею, стал смотреть в сторону восхода солнца, а хитрая мышь, незаметно прошмыгнув между ног верблюда, залезла на его горб. Так как она находилась выше, то первой заметила солнечный луч, мелькнувший между гор. Так, обманув верблюда, мышь вошла в название одного из годов калмыцкого народа. А обманутый с тех пор голову свою держит очень высоко, и всё время осматривается вокруг, словно чего-то ищет.

И вот однажды верблюд, вытянув длинную шею, стал смотреть в сторону восхода солнца, а хитрая мышь, незаметно прошмыгнув между ног верблюда, залезла на его горб. Так как она находилась выше, то первой заметила солнечный луч, мелькнувший между гор. Так, обманув верблюда, мышь вошла в название одного из годов калмыцкого народа. А обманутый с тех пор голову свою держит очень высоко и всё время осматривается вокруг, словно чего-то ищет. И вот однажды верблюд, вытянув длинную шею, стал смотреть в сторону восхода солнца, а хитрая мышь, незаметно прошмыгнув между ног верблюда, залезла на его горб. Так как она находилась выше, то первой заметила солнечный луч, мелькнувший между гор. Так, обманув верблюда, мышь вошла в название одного из годов калмыцкого народа. А обманутый с тех пор голову свою держит очень высоко и всё время осматривается вокруг, словно чего-то ищет.

Каждый месяц делится на 4 недели.

понедельник – Сар – Луна,

вторник – Мигмр – Марс,

среда – Yлмж, — Меркурий,

четверг – Пурвя – Юпитер,

пятница – Басн, — Венера,

суббота – Бембя – Сатурн,

воскресенье – Нарн – Солнце.

СУТКИ (хонг ) являются наименьшей единицей календаря. Они делились на части:

рассвет – өр цәәлhн, ѳ рунә герл;

середину утра — ѳ руня уд:

середину вечера – асхан үд;

закат солнца – нарн орх цаг;

полночь – с ѳѳ ни ѳ рял.

Читайте также:  Чем достигается величие русского языка

Каждый отдельный год повторяется 5 раз, и получается 60 лет – век по калмыцкому календарю. Человек, проживший столько, считался проживший свой век, отпущенный природой, года свыше 60-ти считались даром всевышнего, их надо было проводить, отрекшись от мирных дел, посвятив себя духовному очищению.

Целью использования календарей у калмыков было вызвано стремлением предохранить себя от бед, неурожая, падежа скота и обеспечить хозяйственное и семейное благополучие. Таким образом, календарная система калмыков, представляет собой органический синтез сезонного народного и циклического календарей.

Ежегодно калмыцкий хурул издает калмыцкий лунный календарь на год, которым пользуются многие калмыки.

Мною было проведено анкетирование моих одноклассников на знание калмыцкого календаря. Были составлены вопросы.

По данным проведённого мною опроса в 4 «е» классе (участвовали 16 учащихся), следует отметить следующее:

На второй вопрос «Когда вы родились (дата, в год какого животного по калмыцкому календарю?» 100 % учащихся отметили дату своего рождения. 65 % — указали в какой год животного они родились.

На вопрос «Какой сейчас век, год, месяц, день недели?» все участники анкетирования дали ответ.

На вопрос «Знаете ли вы названия месяцев и дней на калмыцком языке» 65 % учащихся ответили, что знают, а остальные знают их частично. К сожалению некоторые ответили, что забыли названия месяцев и дней на калмыцком языке.

Отвечая на вопрос «Какие календарные праздники вы знаете?» 100% учащихся указали основные календарные праздники. 50% — помимо праздников «Зул» и « Цаhан Сар», выделили летний праздник Yрс Сар.

В целом, учащиеся 4 «е» класса имеют представление о калмыцком календаре, чётко знают дату своего рождения, в какой год животного они родились.
Большинство опрошенных отмечают названия месяцев и дней недели на калмыцком языке. Они знают основные календарные праздники калмыков.

Работая над этой темой, я узнала много интересного и нового. Теперь я знаю не только этапы развития календаря, но какое значение имеет календарь в жизни человека. Данная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Она может быть использована как материал для проведения уроков, классных часов, а также для создания экспозиции в школьном музее.

Источник

Тибетский культурный центр

Любой календарь, в том числе и калмыцкий, составляется из основной единицы измерения времени по движению планет: сутки, неделя, месяц, год. Движение планеты Луна вокруг Земли происходит за 29,5 дня, которые составляют месяц. Земля движется вокруг Солнца в течение 365 дней, или 12 месяцев, которые образуют год. Планета Юпитер делает оборот вокруг Солнца в течение 12 лет, т.е. круг Юпитера вокруг Солнца разделен на 12 равных частей, на 12 лет. По восточному календарю каждый из 12 лет (частей) круга Юпитера имеет название определенного животного, что составляет животный цикл календаря. Калмыцкий календарь начинается с года Барса.

1. Барс — лев. 2.Туула — заяц. 3. Лу — дракон. 4.Moha — змея

5.Мөрн — лошадь. 6. Хөн — овца. 7. Мөчн — обезьяна. 8. Така — курица.

9. Ноха — собака. 10. Гаха — свинья.11. Хулhна — мышь.

12 месяцев имеют те же названия животных: декабрь — барс, январь — туула, февраль — лу, март — Moha, апрель — мөрн, май—хөн, июнь — мөчн, июль — така, август — ноха, сентябрь — гаха, октябрь — хулhна, ноябрь — үкр.

По восточному календарю животного цикла 12 лет разделены по пяти стихиям природы: огонь, земля, железо, вода, дерево. Это повторяется пять раз, образует 60 лет, век по восточному календарю.

В народе Зул отмечается как окончание одного года и начало другого, нового года. В этот день каждый человек получает один год возраста, становится старше на один год.

Зул — подношение огнем

Калмыцкий новый год ЗУЛ

Зул отмечается 25 — го числа үкр сара, т.е. ноября месяца по калмыцкому календарю. Это число каждый год не совпадает, — Зул может отмечаться раньше или позже. Так как по европейскому календарю месяц имеет 30, 31, 28 дней, а по калмыцкому календарю все 12 месяцев имеют 30 дней. На самом деле, мы уже говорили, что Луна совершает круг вокруг Земли за 29,5 дня. Из-за этого возникает разница в. количестве дней года. Чтобы урегулировать эту разницу, по калмыцкому календарю набираются лишние дни месяца, “давхр өдр” (двойные дни), или же, чтобы не обозначать неблагополучные дни календаря, их вообще не указывают, их отмечают как “тасрха өдр” (прерванные дни).

Праздник Зул

К празднику готовились заранее: чистили, убирали в доме, готовили угощения для гостей, навещали своих родственников, все друг друга поздравляли, произносили благопожелания.

Нужно отметить, что в день Зула получали новый возраст не все. Мужчины получали новый возраст неделю спустя, 1-го числа следующего месяца барс, когда хозяин нового года, “шин җилин эзн” вступал в свои права.

В связи с праздником нового года Зул, у калмыков очень интересна система подсчёта лет. Только что родившийся ребенок уже имеет один год возраста. Если он родился накануне Зула, в день Зула получает еще год. Может так случиться, что ребенку всего несколько дней или же несколько месяцев, а по калмыцкому исчислению возраста ему будет уже два года. Через год, в день Зула получает еще год, и хотя ребенку только год, он будет считаться уже трехлетним. В таких случаях говорят “ки наста”, т.е. он имеет пустые, дутые лета. И очень трудно определить такому ребенку свой животный знак. Допустим, 1992 год — год обезьяны “мөчн”, а родившийся после Зула, в конце декабря 1992 г. будет считаться, что родился в год курицы, “така җилтә“.

Как всегда, во время праздников все друг друга поздравляли, желали счастья, здоровья, благополучной зимовки скота, ходили в гости друг к другу, навещали родственников, особенно старших по возрасту, оказывали знаки внимания им.

Материал подготовлен по архивным источникам

Источник

Ответы на самые частые вопросы пользователей рунета
Добавить комментарий

Adblock
detector