Яко вси бози язык бесове

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Пс. 95:5

Свт. Афанасий Великий

Яко вcи бози язык бесове. Именуемые богами демоны оказались лукавыми, а наш Господь небеса сотвори.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори

В Священном Писании обычно демонами называются злые духи, как это видно из Евангелий, которые постоянно употребляют это выра­жение. Греки же, находя название почетным, называют их демонами, т.е. огненными и обладающими знанием, и этим, не ведая, вместо похвалы, себе наносят позор, поскольку это имя для демонов, как знающих нечестие, служит названием позорным. Симмах, вместо: бесов, перевел: несуществующие, так как демоны преданы нечестию, не имеющему для себя основания, а Акила: воображаемые, так как они владеют ложным и вымышленным именем.

Итак, все языческие боги – демоны: признают ли язычники одних из них меньшими, других – большими, все они одинаково принадлежат к враждебным и злым силам. Откуда это видно? «А Господь небеса сотворил», т.е. демоны не были бы низвер­жены с неба, если бы не отпали чрез свое нечестие от создавшего небеса.

Беседа на псалом 95.

Блж. Феодорит Кирский

«Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори». Так называемые боги оказались лукавыми демонами, а наш Бог показал, что Он – Творец небес.

Евфимий Зигабен

Яко вcи бози язык бесове; Господь же небеса сотвори.

Еллины называли их демонами, как сведущих по их мнению в добре, производя их имя от δαιω, знаю. А мы христиане, называем их демонами, как сведущих во зле. Таковы-то, говорит, боги язычников; а истинный Бог есть тот, который сотворил небеса и не только небеса, но и все прочие твари. Ибо все, по словам Иоанна, чрез Него произошло (Иоан. 1,6). А сказал Давид об одних только небесах потому, что небеса суть творения, превосходящие своим великолепием и изяществом все прочие.

Слова Кирилла: Это наиболее убеждает народы бояться Господа, что они видят, что мнимые их боги ложны. Ибо они увидели, что все они не боги, но демоны, т. е. злые и нечистые духи, похищавшие и усвоявшие себе славу Божию. Он собственно есть Бог, как Творец всего, а боги, которые небес и земли не сотворили, по написанному у Иеремии, должны погибнуть, как присвоившие себе чужое имя. Слова безъименного истолкователя: Господь называется великим не по росту и величине (ибо Он бестелесен), но по превосходству ни с чем несравненной творческой силы своей. Феодорита: Господь владеющий всем, имеет неизреченное величие и Он показал силу свою над лжеименными богами, изобличив их обман. Ложно так называемые боги оказались злыми демонами, а наш явился Творцом неба. Ибо во время вольного Его страдания не только омрачилось солнце и распались камни и катапетасма (закров) храма разорвалась, но и силы небесные поколебались и, кратко сказать, все угрожало разрушением, видя носящего все висевшим на кресте.

Лопухин А.П.

Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори.

Источник

Псалом 95

Псалом 95 предназначался для празднования славы грядущего царства Христа. Автор призывает не только всех людей, но и все земные стихии славить Его.

Текст молитвы псалом 95

На церковнославянском языке с ударениями

Хвала песни Давиду, внегда́ дом созидашеся по пленении, не надписан у еврей,

1 Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, воспо́йте Го́сподеви вся земля́,

2 воспо́йте Го́сподеви, благослови́те и́мя Его, благовести́те день от дне спасе́ние Его.

3 Возвести́те во язы́цех сла́ву Его, во всех лю́дех чудеса́ Его.

4 Яко Ве́лий Госпо́дь и хва́лен зело́, стра́шен есть над все́ми бо́ги.

5 Яко вси бо́зи язы́к бе́сове: Госпо́дь же небеса́ сотвори́.

6 Испове́дание и красота́ пред Ним, святы́ня и великоле́пие во святи́ле Его.

7 Принеси́те Го́сподеви оте́чествия язы́к, принеси́те Го́сподеви сла́ву и честь.

8 Принеси́те Го́сподеви сла́ву и́мени Его, возми́те же́ртвы, и входи́те во дворы́ Его.

9 Поклони́теся Го́сподеви во дворе́ святе́м Его, да подви́жится от лица́ Его вся земля́

10 Рцы́те во язы́цех, я́ко Госпо́дь воцари́ся, и́бо испра́ви вселе́нную, я́же не подви́жится: су́дит лю́дем пра́востию.

11 Да возвеселя́тся небеса́, и ра́дуется земля́, да подви́жится мо́ре и исполне́ние его.

12 Возра́дуются, поля́, и вся я́же на них, тогда́ возра́дуются вся древа́ дубра́вная от лица́ Госпо́дня,

13 Яко гряде́т, я́ко гряде́т суди́ти земли́, суди́ти вселе́нней в пра́вду, и лю́дем и́стиною Свое́ю.

На русском языке

Хвалебная песнь Давида, когда дом строился после плена. Не надписан у евреев.

1 Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля;

2 пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его;

3 возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его;

4 ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов.

5 Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил.

6 Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его.

7 Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь;

8 воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его;

9 поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицем Его, вся земля!

10 Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде.

11 Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его;

12 да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные

13 пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей.

История написания

Часть толкователей сходится во мнении, что псалом 95 был написан Давидом в честь внесения ковчега в город Давида. Надпись «когда дом строился после плена» может указывать на период либо возведения, либо восстановления иерусалимского храма, что относит написание псалма к периоду после освобождения из вавилонского плена или же к правлению царя Иосии.

Однако в тексте подразумеваются события более поздние. Речь идет о будущем торжестве Иеговы. Звучит призыв ко всем народам славить Господа и поклоняться Ему. В тексте псалма 95 содержится и предсказание о Страшном суде, когда Иисус будет судить живых и мертвых в соответствии с Божьими законами.

Для чего читается псалом 95?

Дома псалом 95 читают на русском языке в следующих случаях:

Известны случаи возвращения слуха людям, которые уже потеряли всякую надежду.

В православном богослужении псалом 95 читается на старославянском языке.

Толкование

В тексте псалма 95 мы встречаем перечисление различных способов восхваления Господа в виде указаний. Часто повторяются слова «воспойте», «воздайте» и «да веселятся… да радуется… да ликуют».

Чтобы лучше понять текст псалма 95, разберемся в толковании более подробно:

Источник

Толкование на Псалтирь 95:5

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Псалтирь 95:5 / Пс 95:5

Афанасий Великий (

Яко вcи бози язык бесове. Именуемые богами демоны оказались лукавыми, а наш Господь небеса сотвори.

Источник: Толкование на псалмы.

Иоанн Златоуст (

Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори

В Священном Писании обычно демонами называются злые духи, как это видно из Евангелий, которые постоянно употребляют это выра­жение. Греки же, находя название почетным, называют их демонами, т.е. огненными и обладающими знанием, и этим, не ведая, вместо похвалы, себе наносят позор, поскольку это имя для демонов, как знающих нечестие, служит названием позорным. Симмах, вместо: бесов, перевел: несуществующие, так как демоны преданы нечестию, не имеющему для себя основания, а Акила: воображаемые, так как они владеют ложным и вымышленным именем.

Итак, все языческие боги — демоны: признают ли язычники одних из них меньшими, других — большими, все они одинаково принадлежат к враждебным и злым силам. Откуда это видно? «А Господь небеса сотворил», т.е. демоны не были бы низвер­жены с неба, если бы не отпали чрез свое нечестие от создавшего небеса.

Источник: Беседа на псалом 95.

Феодорит Кирский (386/93−

«Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори». Так называемые боги оказались лукавыми демонами, а наш Бог показал, что Он — Творец небес.

Евфимий Зигабен (

Яко вcи бози язык бесове; Господь же небеса сотвори.

Еллины называли их демонами, как сведущих по их мнению в добре, производя их имя от δαιω, знаю. А мы христиане, называем их демонами, как сведущих во зле. Таковы-то, говорит, боги язычников; а истинный Бог есть тот, который сотворил небеса и не только небеса, но и все прочие твари. Ибо все, по словам Иоанна, чрез Него произошло (Иоан. 1,6). А сказал Давид об одних только небесах потому, что небеса суть творения, превосходящие своим великолепием и изяществом все прочие.

Слова Кирилла: Это наиболее убеждает народы бояться Господа, что они видят, что мнимые их боги ложны. Ибо они увидели, что все они не боги, но демоны, т. е. злые и нечистые духи, похищавшие и усвоявшие себе славу Божию. Он собственно есть Бог, как Творец всего, а боги, которые небес и земли не сотворили, по написанному у Иеремии, должны погибнуть, как присвоившие себе чужое имя. Слова безъименного истолкователя: Господь называется великим не по росту и величине (ибо Он бестелесен), но по превосходству ни с чем несравненной творческой силы своей. Феодорита: Господь владеющий всем, имеет неизреченное величие и Он показал силу свою над лжеименными богами, изобличив их обман. Ложно так называемые боги оказались злыми демонами, а наш явился Творцом неба. Ибо во время вольного Его страдания не только омрачилось солнце и распались камни и катапетасма (закров) храма разорвалась, но и силы небесные поколебались и, кратко сказать, все угрожало разрушением, видя носящего все висевшим на кресте.

Источник

Псалтирь 95 глава 5 стих

Толкование на группу стихов: Пс: 95: 5-5

Яко вси бози язык бесове. Именуемые богами демоны оказались лукавыми, а наш Господь небеса сотвори

Толкование на группу стихов: Пс: 95: 5-6

Толкование на группу стихов: Пс: 95: 5-5

Еллины называли их демонами, как сведущих по их мнению в добре, производя их имя от δαιω, знаю. А мы христиане, называем их демонами, как сведущих во зле. Таковы-то, говорит, боги язычников; а истинный Бог есть тот, который сотворил небеса и не только небеса, но и все прочие твари. Ибо все, по словам Иоанна, чрез Него произошло ( 6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Ин. 1:6). А сказал Давид об одних только небесах потому, что небеса суть творения, превосходящие своим великолепием и изяществом все прочие. Слова Кирилла: Это наиболее убеждает народы бояться Господа, что они видят, что мнимые их боги ложны. Ибо они увидели, что все они не боги, но демоны, т. е. злые и нечистые духи, похищавшие и усвоявшие себе славу Божию. Он собственно есть Бог, как Творец всего, а боги, которые небес и земли не сотворили, по написанному у Иеремии, должны погибнуть, как присвоившие себе чужое имя. Слова безъименного истолкователя: Господь называется великим не по росту и величине (ибо Он бестелесен), но по превосходству ни с чем несравненной творческой силы своей. Феодорита: Господь владеющий всем, имеет неизреченное величие и Он показал силу свою над лжеименными богами, изобличив их обман. Ложно так называемые боги оказались злыми демонами, а наш явился Творцом неба. Ибо во время вольного Его страдания не только омрачилось солнце и распались камни и катапетасма (закров) храма разорвалась, но и силы небесные поколебались и, кратко сказать, все угрожало разрушением, видя носящего все висевшим на кресте.

Толкование на группу стихов: Пс: 95: 4-5

4) Яко велий Господь и хвален зело, страшен есть над всеми боги. 5) Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори. Сими словами изображает, кто есть Бог оный, котораго прославлять повелевает, — дабы язычники не остались в своем заблуждении и, отринув суеверие, прилепились к истинной вере. Таким образом показывает, что един есть Бог, который достоин прославления: и купно научает, что те весьма обманываются, кои или идолам, или бесам, отводящим их от единаго истиннаго Бога, приписывают славу. Потом смеется безумию язычников, кои почитают за Божество одну токмо суету и ничтожество: ибо в Еврейском тексте, вместо бесове, положено слово, означающее суету и ничтожество, которое из презрения переносится к идолам. Итак, вся сущность слов состоит в том, что истинное и прямое Божество находится в одном токмо Творце мира, а языческия чтилища, искажающия истинное Богопочтение, не что иное суть, как пустыя и безумныя мечты. Но прежде нежели Пророк опроверг богов языческих, благоразумно нарекл Бога велиим и хвальным, то есть таким, котораго безпредельная слава превосходит все то, что люди ни мечтают о идолах своих. Здесь заметить должно способность пророческаго духа, который пренебрегши общее согласие всех языков, един мужественно защищает славу истиннаго Бога. Великий подлинно, и трудный подлежал тогда подвиг истинным Богопочитателям, противоборствующим толикому множеству суеверий, коими исполнен был весь почти мир: ибо истинный Бог в одной токмо Иудеи, аки в некоем сокровенном углу скрывался. Повсюду прославляем был Юпитер; целая Азия, Европа и Африка оглашаемы были именем его: и хотя каждая область имела своих особенных богов, но слава их гремела и в других странах света; един токмо истинный Бог лишался Своей чести. Почему хотя весь мир согласен был во лжи, но Пророк презирает здесь единодушное согласие всех смертных: ибо суета их не могла отнять славы у истиннаго Бога. Таким образом, доказав величие Бога от свойства Его, далее утверждает оное от творения мира, в котором проявляется образ Его: ибо как истинному Богу свойственно иметь бытие от Себя Самого: то следует, что ложные боги, кои не могли сотворить мира, суть одна токмо мечта и призрак. Небеса полагает чрез фигуру синекдоху: понеже в них более проявляется Божия сила по причине великолепия и красоты их.

Толкование на группу стихов: Пс: 95: 5-5

Толкование на группу стихов: Пс: 95: 2-6

Толкование на группу стихов: Пс: 95: 5-5

Так называемые боги оказались лукавыми демонами, а наш Бог показал, что Он — Творец небес.

Источник

Изъяснение псалма 95-го.

Песнь 25 «Давиду, внегда дом созидашеся по пленении, не надписан у Еврей». И сие надписание сделано не блаженным Давидом и не теми, которые в начале истолковали пророчество, но кто-нибудь другой, вероятно не глубоко вникнув в смысл псалма, приложил надписание сие. Буквальное значение псалма приличествует возвратившимся из Вавилона и построившим Божественный храм; потому что в них предызображалось спасение всех человеков. Но пророчество предвозвещает и первое и второе пришествие Бога и Спасителя нашего, будущий суд, и дарованное уже язычникам спасение.

«Воспойте Господеви песнь нову». При новом порядке дел потребно и новое песнопение.

«Воспойте Господеви вся земля». Как приличествует сие Иудеям, терпевшим нападения от всех людей? Видевшие их освобождение, не радовались, а напротив того огорчались и покушались подавить их всякаго рода бедствиями. Пророческое же слово целую вселенную призывает к ликованию.

«Воспойте Господеви, благословите имя Его: благовестите день от дне спасение Его». Каждый день поведывайте оказанное благодеяние. Потом Пророк показывает, к кому надобно обратиться, поведывая о сем.

«Возвестите во языцех славу Его, во встъх людех чудеса Его». Весь род человеческий да насладится таковым учением, и да познает чудеса Божия.

«Яко велий Господь и хвален зело: страшен есть над всеми боги». Неизреченно величие Господа всяческих; показал Он силу Свою на богах лжеименных, и обличил их прелесть. Сие и дает видеть Пророк в присовокупляемом.

«Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори». Так называемые боги оказались лукавыми демонами, а наш Бог показал, что Он – Творец небес.

«Исповедание и красота пред Ним: святыня и великолепие во святиле Его» ; потому что, и восприяв естество человеческое, и в нем явившись человекам, издает блистания собственнаго Своего великолепия, и всех влечет к поклонению. «Святилом» же Его Пророк нарек восприятый Им на Себя храм, а о красоте упоминал уже в псалме сорок четвертом; ибо сказал: «красен добротою паче сынов человеческих» ( Псал. 44, 3 ).

«Принесите Господеви отечествия язык, принесите Господеви славу и честь». «Принесите Господеви славу имени Его». Посему стекайтесь все человеки к хотящему спасти Владыке, и воздав подобающее Ему чествование, но не видя Благодетеля телесными очами, вознесите песнопение имени Его.

«Да подвижится от лица Его вся земля». Акила, а также и Симмах перевели: поболит от лица Его вся земля. А сие подобно сказанному Пророком Исаиею: «страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения Твоего, егоже сотворихом на земли» ( Ис. 26, 18 ). Посему и здесь пророческое слово повелевает язычникам, приявшим в себя спасительныя семена, поболеть и родить благочестие, и подвигнуться от места перваго стояния, основаться же и утвердиться на Божественных законах.

«Судит людем правостию». поелику Пророк показал, что Бог есть царь; то кстати упоминает и о суде, возвещая правоту и справедливость онаго.

«Да возвеселятся небеса, и радуется земля». Вся тварь, говорит Пророк, да приимет общение с человеками в веселии, и небесное и земное да исполнится радости. Ибо, если о едином кающемся грешнике радуются Ангелы, то, конечно, большее ощущают веселие при изменении всех людей.

«Да подвижится море и исполнение его». А Феодотион и Симмах перевели так: даст глас свой море с исполнением его; потому что вся жизнь человеческая, уподобляющаяся морскому волнению, приимет глас Божественных проповеданий. Предсказывает же вместе Пророк и бывшия востания неверных на проповедников истины, как показали мы и в других псалмах.

«Возрадуются поля, и вся яже на них». А Симмах перевел так: похвалится село и все, что на нем. Господь же, изъясняя причту о плевелах, «селом» наименовал мир ( Матф. 13, 38 ). Посему Пророк говорит, что все исполнится радости и удовольствия.

«Тогда возрадуются вся древа дубравная». А Акила перевел: тогда восхвалят все древа дубравныя. Они преимущественно вознесут песнопение Богу; потому что в числе их и то спасительное древо, на котором пригвождено было Спасителево тело, и от ко-тораго произрастают блага людям. Между тем надлежит знать, что пророческое слово употребило олицетворение; потому что и небо, и земля, и море, и поля, и древа, не имеют дара слова и неодушевленны, возносят же песнопение Богу сущие на них. Ибо среди моря обитают островитяне, на суше – жители твердой земли, а на небе – Ангелы; и те, которые видят дубравы свободными от служения идолов, возглашают песнь Богу. Так Пророк, описывая и исшествие сынов Израилевых из Египта, употребил опять олицетворение: «море виде и побеже, Иордан возвратися вспять: горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы овчии» ( Псал. 113, 3–4 ). Пророк предлагает вопрос, и получает ответ, выражая тем благодушие спасенных.

«От лица Господня, яко грядет, яко грядет судити земли». Прекрасно повторил Пророк два раза: «яко грядет, яко грядет» ; потому что первое пришествие даровало людям Богопознание, а второе произведет различение дел.

«Судит» 26 «вселенней в правду, и людем истиною Своею». Тогда-то, говорит Пророк, тогда сотворит праведный суд, не прежним уже водясь долготерпением, но изследывая истину дел и произнося о всех правый приговор».

Источник

Читайте также:  Что такое социальная обусловленность языка
Ответы на самые частые вопросы пользователей рунета
Добавить комментарий

Adblock
detector