Яко в древнерусском языке

Яко в древнерусском языке

А поганаго Кобяка изъ луку моря отъ желѣзныхъ великыхъ плъковъ Половецкыхъ, яко вихръ выторже (Святослав). 21—22. А ты, буи Романе, и Мстиславе! храбрая мысль носитъ ваю умъ на дѣло. Высоко плаваеши на дѣло въ буести, яко соколъ на вѣтрехъ ширяяся, хотя птицю въ буиствѣ одолѣти. 31.

1097: И посем удари и́ (Василька) в око, и изя зѣницю. И томъ часе бысть яко и мертвъ. Пов. врем. лет, 173 (1377 г. ← нач. XII в.). И видѣвъ (Нектонав) всего мира посреди небеси суща, и свѣтлость нѣкую узрѣвъ, яко солнцю посреди небеси суща. Александр., 15 (XV в. ← XII в.). Татарове же сташа яко пияны или неистовы. Еупатию тако бьяше их нещадно, яко и мечи притупишася. Пов. о Ник. Зараз., 293 (XVI в. ← XIV в.).

1132: А целовавъ (Всеволод) крестъ къ новгородцемъ, яко хоцю у васъ умерети. Новг. 1 лет., 22 (XIII в.). Они же рѣша, яко градъ, иже еси повелѣлъ дѣлати, всю вселенную накръмить. Александр., 33 (XV в. ← XII в.). Сь посла 50 талантъ злата Късенократу философу, он же не прия ихъ, рек, яко не требую ихъ. Пчела, 91 (XIV в. ← XIII в.). И въпросихомъ: «О госпоже, каково имя церкви»? Она же рече, яко имя себѣ хощу нарещи. Патер. Печ. (Абр.), 6 (XV в. ← XIII в.).

988: Епископъ же корсуньский с поцы царицины, огласивъ, крести Володимира. Яко възложи руку на нь, абье прозрѣ. Пов. врем. лет, 77 (1377 г. ← нач. XII в.). 1185: И яко приближися Игорь к полкомъ своимъ, и переѣхаша поперекъ и ту яша единъ перестрѣлъ одале от полку своего. Ипат. лет., 642 (XV в.). И яко обыиде двоичи, опровержеся конь Николинъ на колесницю, разбившююся съ пръвыми кони, и свалися долу Николаи. Александр., 22 (XV в. ← XII в.).

И въведе (Александр) матерь свою къ Филипу, отьцу своему, и рече: «Отьче, обратися къ женѣ своеи. Нынѣ отьцемь тя възглашаю, яко и ты чяда своего послушаеши». Александр., 24 (XV в. ← XII в.). Тѣмъ разумѣють вси, яко мои ученици есте, яко любите другъ друга. Пчела, 53 (XIV в. ← XIII в.). Блаженный же моляше мя глаголя: Ни, брате, не отходи от мѣста того, да не како тобою похваляться злии бѣси, яко побѣдивше тя, и бѣгуна тя сътворять, и оттолѣ большее зло начнуть ти творити. Патер. Печ. (Абр.), 49 (XV в. ← XIII в.).

Аште ли хульни есте въ имя Христосово, блажени есте, яко слава и божии духъ на васъ есть и почиваеть. Изб. Св. 1073 г. (Бод.), 165. 1184: Пошелъ бяше оканьныи и безбожныи и треклятыи Кончакъ со мьножествомь половець на Русь похупся, яко плѣнити хотя грады рускыѣ и пожещи огньмь. Ипат. лет., 634 (XV в.). Видѣ Филипъ отроча, еже роди Алумпиа, и рече: Мыслилъ есмь не кръмити его, яко не от мене ся есть родилъ. Александр., 15 (XV в. ← XII в.). И бысть отъ бога възвѣщение игумену: Пусти, — рече, — Антониа въ Русию, яко требую его. Патер. Печ. (Абр.), 17 (XV в. ← XIII в.).

1146: И начаша ся звенигородьци оттолѣ бити безъ льсти. Видивъ же то Всеволодъ, нача доспѣвати, яко взяти городъ. Ипат. лет., 320 (XV в.). И въжегъ (Нектонав) свѣтилникъ от зелии, призываше заклинаа бѣсы, иже бяху на се надобѣ, яко призрѣния творити Алумпиадѣ. Александр., 9 (XV в. ← XII в.). 1204: А сына его Олексу затвори въ стѣнахъ высокыхъ стражею, яко не вынидеть. Новг. 1 лет., 46 (XIII в.).

Вьсе свое хотѣние въ бесъмрътьное житие правляаху, и о томъ [е]диномь въздыхааху и моляаху въшью бога, яко достоиномъ его явити ся. Изб. Св. 1076 г., 6 об. 1097: Всеволожая же и митрополитъ придоста к Володимеру и молистася ему, и повѣдаста молбу кыϐݑʬ яко творити миръ, и блюсти землѣ Русьскиѣ; и брань имѣти с погаными. Пов. врем. лет, 175 (1377 г. ← нач. XII в.). 1136: Новгородьци призваша пльсковиче и ладожаны и сдумаша, яко изгонити князя своего Всѣволода. Новг. 1 лет., 24 (XIII в.).

902: Семионъ же увѣдѣвъ, на угры възвратися, и угре противу поидоша и побѣдиша болгары, яко одва Семионъ въ Деръстръ убѣжа. Пов. врем. лет (Радз.), 23 (XV в. ← нач. XII в.). 1145: Потомь наиде дъжгь, яко не видехомъ ясна дни ни до зимы. Новг. 1 лет., 27 (XIII в.). Прѣд всѣми Нектонавъ, сътворивъся змиемъ великымъ, вниде посредѣ полаты, и посвиста страшнѣ, яко потрястися основаниемъ полатнымъ. Александр., 13 (XV в. ← XII в.). Тѣло же пакы трудом и подвизаниемь дручаше (Феодосий), яко дивитися преподобному Антонию и великому Никону смирению его и покорению. Патер. Печ. (Абр.), 29 (XV в. ← XIII в.).

Смотреть что такое «яко» в других словарях:

ЯКО — ЯКО, союз (книжн. церк. устар., теперь шутл., ирон.). Как, что; ибо, потому что. Яко благ, яко наг, яко нет ничего. шутл. погов. «Лакей Готлиб, яко немец, получал с едой четыреста восемьдесят рублей в год.» Салтыков Щедрин. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

яко — ровно, будто, что, словно, как, будто бы, словно бы, точно, в качестве, подобно как, потому что, как бы, так, как будто Словарь русских синонимов. яко см. как бы 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е … Словарь синонимов

яко — ЯКО, арх., Как, словно; чтобы как. – Пошто хоронишься, яко зверь? (2. 59); …И к тому к таковым злым не помешаютца да не в горшее впадут тяжести ж ради греха опитемьям подлагаемы да будут, яко да явитца истинное тех покаяние (3. 394 395) … Словарь трилогии «Государева вотчина»

Читайте также:  Словарь русского языка ожегова 1949

ЯКО — ЯКО, якобы, якоже, см. як. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

яко — яко, союз … Русский орфографический словарь

яко — союз. Устар. 1. Присоединяет сравнительные обороты; словно, точно, как. Увидел меня и исчез, яко дым. Мудрый, яко змий, и кроткий, яко голубь. 2. Присоединяет обороты, имеющие оттенок сравнения; в качестве, как. Взятки берёт, но яко благодарность … Энциклопедический словарь

яко — союз.; устар. 1) Присоединяет сравнительные обороты; словно, точно, как. Увидел меня и исчез, яко дым. Мудрый, яко змий, и кроткий, яко голубь. 2) Присоединяет обороты, имеющие оттенок сравнения; в качестве, как. Взятки берёт, но яко… … Словарь многих выражений

яко — присл. Св. Наче; як; так як; подібно як; о скільки. Яко отец ти то гварю, жебы с пішов вчытися … Словник лемківскої говірки

Источник

КРАТКИЙ ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКО-РУССКИЙ СЛОВАРЬ

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ
МАЛОПОНЯТНЫХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА,
ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В МОЛИТВОСЛОВЕ
.

АБИЕ – тотчас, сразу

АКАФИСТ – «неседальный», – молитва, при чтении которой не сидят

АЛЛИЛУИА – «хвалите Бога»

АМИНЬ – истинно; истинно так

БЕ – он был, она была, оно было

БЕЗВЕСТНЫЙ – неведомый, неизвестный

БЕЗМЕСТНЫЙ – неприличный, непристойный

БЕЗПРИКЛАДНЫЙ – беспримерный, несравненный

БЛАГОСТЫНЯ – добро, милосердие, правда

БЛАГОУТРОБИЕ – милосердие, доброта сердца

БЛАЖЕ – благой, добрый (звательный падеж)

БЛАЖИТИ – славить, восхвалять

БО – ибо, потому что

БОГОЛЕПНО – достойно Бога

БОГОРОДИЧЕН – краткое молитвословие в честь Богородицы

БЫСТЬ – он был, она была, оно было

ВЕЛЬМИ – весьма, очень

ВЕТИЯ, ВИТИЯ – красноречивый оратор, проповедник

ВИССОН – дорогая одежда пурпурного цвета

В КНИЗЕ ЖИВОТНЕЙ – в книге жизни

В ОНЬЖЕ – в который

ВОНЯ – запах, аромат

ВСКУЮ – зачем, для чего

В СТРАСЕ – в страхе

ВСЯЧЕСКАЯ – все, всех

ГЛАС – 1) голос; 2) один из восьми напевов церковных песнопений

ГЛУМИТИСЯ – размышлять; издеваться

ГОБЗОВАНИЕ – изобилие, многоплодие

ГОРЕЕ – превыше; хуже

ДА БЫХ АЗ ОТСЕЛЕ ПРЕСТАЛ – дабы я отныне перестал

ДА ДОВЛЕЕТ – пусть будет достаточна

ДЕСНИЦА – правая рука

ДЕТЕЛЬ – дело, деятельность

ДОБРОТА – добрые качества, красота

ДОГМАТИК –
песнь в честь Богородицы, содержащая догматическое учение о Сыне Божием Иисусе Христе

ДОЛЕ – внизу, в преисподней

ДОНДЕЖЕ – до тех пор, пока

ДРЕВЛЕ – некогда, когда-то, в древности

ДУШЕ – дух (звательный падеж)

ЕГДА – когда; в то время как

ЕДА – неужели; разве

ЕДА КАКО – чтобы не

ЕЖЕ – которое; чтобы. Иногда не переводится на русский язык

ЕММАНУИЛ – «с нами Бог»

ЕРОДИЙ – цапля, аист

ЕХИДНА – ядовитое животное; змея

ЖРЕТИ – приносить жертву

ЗАКОНОПОЛОЖИТИ – указывать путь закона

ЗАНЕ – ибо, так как, потому что

ЗАНЕЖЕ – ибо, так как, потому что

ЗЕЛИЕ – зелень, трава

ЗЕЛО – очень, весьма

ЗРАК – вид, образ, лицо

ИЖЕ – который, которые, что, тот, где. Иногда не переводится на русский язык

ИЗВЕСТВОВАТИ – утверждать, удостоверять

ИЗВЕСТНО – наверно, твердо

ИМЖЕ – тем, те; который, которым

ИМЯ РЕК – «назови имя»

ИНОГДА – некогда, когда-то

ИРМОС –
начальная песнь каждой песни канона. Обычно содержит ветхозаветные прообразы

ИСПЕРВА – из древности, из начала

ИСПОВЕДАНИЕ – открытое признание

ИССОП – трава, из которой делаются кропила

ИСТОЩАТИ – опустошать, разрушать

КАНОН –
песнопение в честь праздника или святаго. Обычно состоит из девяти песен (точнее – из восьми, т. к. вторая песнь опускается – она бывает в великопостных канонах), содержащих ирмос и составленные по образцу ирмоса тропари

КОЛЕСНИЦЕГОНИТЕЛЬ – правящий колесницей

КОЛЬКРАТЫ – сколько раз

КОНДАК –
краткое песнопение, излагающее смысл праздника или содержащее похвалу святому; более пространное песнопение такого же типа называется икосом

КУПИНА – куст, кустарник

ЛЕПОТА – красота, великолепие

ЛЕПТА – мелкая медная монета. Две лепте – две лепты

ЛИШШЕ – больше, сверх того

МЕРТВЫЕ ВЕКА – давно умершие

МЕСТНИК – злобный отмститель

МИЛОТЬ – верхняя шерстяная одежда, плащ

МНОГОЧАСТНЕ – много раз

НАИПАЧЕ – особенно же

НАКАЗАНИЕ – научение, вразумление

НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ – всегда светлый, незаходящий, вечный

НЕДЕЛЯ – воскресный день, когда «не делают» обычных работ, во исполнение заповеди

НЕ КТОМУ – более не

НЕ ЛЕТЬ – нельзя, невозможно, не подобает

НЕПОДОБНЫЙ – недостойный, непристойный

НЕПЩЕВАТИ ВИНЫ О ГРЕСЕХ – придумывать извинения своим грехам, искать причины, оправдывающие грех

НЕСЫТЫЙ – алчный, надменный

НИЖЕ – и не, также не

НИЦ – вниз, лицом на землю

НИЧТОЖЕ ВЕЛИЕ – ничего особенного

НИЧТОЖЕ ДИВНО – ничего удивительного

НЫРИЩЕ – нора, развалины здания

ОБЕТШАТИ – обессилеть, одряхлеть

ОБИНУТИСЯ – отступить от чего-либо; НЕ ОБИНУТИСЯ – смело поступать, не отступать

ОБОЮДУ – с той и с другой стороны

ОКАЯННЬИЙ – бедный, злосчастный, несчастный, мучительный

ОКРЕСТ – вокруг, около

ОЛЕ – восклицание, выражающее удивление или скорбь

ОМЕТЫ – края одежды

ОН ПОЛ – другая сторона

ОТЧАЯННЫЙ – потерявший всякую надежду

ОЧЕРВЛЕННЫЙ – окрашенный в багряный цвет

ОЧИМА – (двумя) глазами

ПАКИ – еще, снова, опять

ПАЧЕ – более, выше, превыше, лучше

ПОГЛУМИТИСЯ – размышлять; издеваться

ПОЖРАТИ – приносить жертву

ПОЖРУ – принесу жертву

ПОЛУДЕННЫЙ – бывающий в полдень; южный

ПОМАВАТИ – дать знак

ПОНЕ – хотя, по крайней мере

ПРЕВЫСПРЕННЫЙ – находящийся выше всего

ПРЕДВАРИТИ – предупредить, стать или сделать раньше

ПРЕЗИРАТИ – не смотреть, не придавать значения, не замечать

ПРЕЛОЖЕНИЕ ОСЕНЕНИЕ – тень, легкое подобие непостоянства

ПРЕМЕНЕНИЕ – перемена, изменчивость

ПРЕПОЛОВИТИ – достигнуть половины

ПРИЗИРАТИ – обращать внимание, благосклонно смотреть

ПРОБАВИТИ – продолжить, продлить

ПРОСТЫЙ – прямой, правый, простой

РЕКЛ ЕСИ – (ты) сказал

Читайте также:  Синтаксические ошибки русского языка

РОГ – символ крепости и славы

РУКАМА – (двумя) руками

СЕДМИЦА – семь дней, неделя

СЕНЕ – сень (звательный падеж)

СИМВОЛ ВЕРЫ – краткое изложение основ веры

СКИМЕН – молодой лев, львенок

СТЕЗЯ – тропа, узкая дорога

СТИХИРА – похвальная песнь в честь праздника или святаго

СТРАННА – таинственна, странствующа, непричастна

СТРАННО – таинственно, необъяснимо

СТРАСТЬ – страдание; страсть

СЫЙ – сущий, существующий

ТАЯЖДЕ – то же самое

ТЕМ (ТЕМЖЕ) – поэтому

ТЛЯ (ТЛЕНИЕ, ИСТЛЕНИЕ) – порча, разрушение; первородный грех

ТОКМО – только, лишь только

ТОЩНО – усердно, тщательно

ТРОПАРИ ТРОИЧНЫЕ – тропари в честь Святой Троицы

ТРОПАРЬ – краткая похвальная песнь в честь праздника или святаго

ТУНЕ – даром, напрасно

УБО – итак, следовательно

УГЛЕБАТИ – погрязать, тонуть

УСТАВИ СТРЕМЛЕНИЕ – останови поток

УЩЕДРИТИ – милосердовать, ущедрить

ХУДОЙ – плохой, злой

ЧЕСТНЫЙ – достойный, драгоценный, дорогой

ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦА – сорокадневный пост перед Пасхой (Великий пост)

ЯЖЕ – которая, которые, которых

ЯКО – как; так же, как; так как; что

ЯКО АЩЕ – чтобы, дабы, если

Оставить ответ Отменить ответ

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат), Тверская митрополия, Тверская епархия.

Храм Сорока мучеников Севастийских в г. Конаково

Радио «Вера»

Икона дня

Православный календарь

Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Сщмч. Симеона, еп. Персидского, и с ним мчч. Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата (Усфазана) евнуха, Фусика, Азата, мц. Аскитреи и иных многих (344). Прп. Акакия, еп. Мелитинского (ок. 435). Прп. Зосимы, игумена Соловецкого (1478).

Обре́тение мощей прп. Александра Свирского (1641). Прп. Паисия Киевского, Христа ради юродивого (1893). Мч. Адриана (251). Свт. Агапита, папы Римского (536).

Св. Михаила Новицкого исп., пресвитера (1935); сщмч. Феодора Недосекина пресвитера (1942).

Утр. – Евангелия Последования Святых Страстеи Господа нашего Иисуса Христа: 1-е.Ин., 46 зач., XIII, 31 – XVIII, 1. 2-е.Ин., 58 зач., XVIII, 1–28. 3-е.Мф., 109 зач., XXVI, 57–75. 4-е.Ин., 59 зач., XVIII, 28 – XIX, 16. 5-е.Мф., 111 зач., XXVII, 3–32. 6-е.Мк., 67 зач., XV, 16–32. 7-е.Мф., 113 зач., XXVII, 33–54. 8-е.Лк., 111 зач., XXIII, 32–49. 9-е.Ин., 61 зач., XIX, 25–37. 10-е.Мк., 69 зач., XV, 43–47. 11-е.Ин., 62 зач., XIX, 38–42. 12-е.Мф., 114 зач., XXVII, 62–66.

Литургии не положено.

На 1-м часе: Гал., 215 зач. (от полу́), VI, 14–18. Мф., 110 зач., XXVII, 1–56. На 3-м часе: Рим., 88 зач. (от полу́), V, 6–11. Мк., 67 зач., XV, 16–41. На 6-м часе: Евр., 306 зач., II, 11–18. Лк., 111 зач., XXIII, 32–49. На 9-м часе: Евр., 324 зач., X, 19–31. Ин., 59 зач., XVIII, 28 – XIX, 37. На веч.: 1 Кор., 125 зач., I, 18 – II, 2. Ев. составное: Мф., 110 зач., XXVII, 1–44; Лк., XXIII, 39–43; Мф., XXVII, 45–54; Ин., XIX, 31–37; Мф., XXVII, 55–61.

Обычно в четверг вечером совершается утреня с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа. 1-й час к утрене не присоединяется. Отпуст в конце утрени: «Иже оплевания, и биения, и заушения. ».

Утром в пятницу совершается Последование часов Великого Пятка с изобразительными. Во второй половине дня совершается вечерня, в конце которой во время пения тропарей по «Ныне отпущаеши» из алтаря через северные двери износится Святая Плащаница. Отпуст часов с изобразительными и вечерни: «Иже нас ради, человеков. ». После отпуста вечерни – малое повечерие с каноном «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы». Отпуст повечерия малый.

Во время целования Плащаницы принято петь стихиру «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго. ».

Источник

Православная Жизнь

Сегодня каждый православный христианин должен понимать церковнославянский язык — хотя бы на уровне основ грамматики, словаря богослужения и Священного Писания. Для помощи в этом мы составили словарик самых трудных слов.

О чём читают и поют за воскресным всенощным бдением? Церковнославянский язык, на котором совершается богослужение Православной Церкви, сложен и непонятен не только для нас: он оставался трудным и для наших предков, живших много столетий тому. Ведь относится он не к восточнославянским языкам, как древнерусский, русский и украинский, а совсем к другой языковой группе — южнославянской. Единственные его ближайшие родственники в современном мире — болгарский и македонский.

Во все эпохи он был сакральным языком молитвы и общения с Богом. Иметь для этой цели особенный язык, не затронутый суетой повседневности, нравилось славянам. Вместо того чтобы переводить богослужение на свои родные наречия, они учили церковнославянский. При храмах и монастырях открывались школы, которые постепенно становились центрами образования и культуры. Так благодаря церковнославянскому языку на Русь приходило просвещение.

Сегодня каждый православный христианин тоже должен выучить церковнославянский язык — хотя бы на уровне основ грамматики, словаря богослужения и Священного Писания. Для помощи в этом мы составили словарик самых трудных слов. Для удобства — не в алфавитном порядке, а в порядке хода богослужения. В этой публикации рассмотрим сложные для понимания слова великой вечерни.

Первая часть воскресного всенощного бдения называется великая вечерня.

Востáните! — возглашает диакон в начале неё. Это слово означает «встаньте». До этого пришедшие в храм помолиться могли сидеть, но началась служба, и нужно встать. Этот возглас также призывает пробудить на молитву свою душу.

За более-менее понятной молитвой «Приидите, поклонимся…», которая, по сути, — продолжение диаконского призыва встать на молитву, следует довольно трудный для понимания 103 псалом. Его также называют «предначинательный» — как и предыдущие слова, он призывает пробудить душу от духовного сна, чтобы она благословила Господа.

Многие слова в этом псалме знакомы нам по созвучным русским, а некоторые совершенно непонятны: мы слышим их только за богослужением и больше нигде. Как, например, «зело». Мы составили словарик из таких слов.

Зелó — очень.

Яко — как.

Превы́спренняя (покрывáяй водáми превы́спренняя Своя) — самая большая высота. Слово состоит из двух корней — «выс» — «высота» и «прен» от праславянского pyrъ «парить», а также приставки пре- в значении «очень», суффикса и окончания. Похожее русское слово высокопарный сегодня имеет несколько другое значение.

Читайте также:  Тест русского языка с ответами

Онáгри — дикие ослики.

Ероди́ево жили́ще (предводи́тельствует и́ми) — еродий по-церковнославянски «аист». Его жилище — гнездо, которое аист строит выше всех остальных птиц, как бы предводительствуя над ними.

Ски́мни рыкáющии — скимен значит «лев».

Персть (и в персть свою возвратя́тся) — «земля, прах».

Есть также слова, на первый взгляд знакомые нам, но в действительности означающие в церковно-славянском языке совсем не то, что в русском.

Исповéдание (во исповéдание и в велелéпоту облéкся еси́) — если с велелепотой (великолепием) всё интуитивно понятно, то что значит «облекся во исповедание»? В древнееврейском подлиннике псалма стоит слово, которое означает «слава». Церковнославянский глагол исповедати также имеет диапазон значений «открыто признавать, объявлять, воздавать славу, хвалить». Если углубиться в этимологию слова — поведать о чём-то всем, то есть прославить, сделать известным. Отсюда значение у существительного исповéдание в церковнославянском языке — не только «признание, объявление», но и «слава».

Кожа (простирáяй небо яко кожу) — на первый взгляд непонятно, причём тут кожа? Это перевод древнееврейского слова yeria, которое значит «полотнище, завеса». Славяне выделывали шкуры животных — получалась кожа, из которой делали различные завесы и шатры. Так что перед нами прекрасный поэтический образ: небо с его звёздами — лишь занавес, скрывающий за собой тайны вселенной и тайну Бога.

Твердь (основáяй землю на твéрди éя, не преклони́тся в век века) — значит не только твёрдую поверхность, но и «устои» — законы, на которых основана земля. Поэтому необязательно автор верил, что она стоит на спине слона или черепахи.

Запрещение (от запрещéния Твоегó побéгнут (воды)) — в церковнославянском вовсе не «запрет», а «угроза», а также «приказ».

Сельныя (звéри сéльныя) — «полевые». «Село» в церковнославянском значит «поле». Зато церковнославянское поле значит «равнину, долину». Древá польскáя дальше в этом псалме — деревья долин.

Тых (На ты́х птицы небéсныя привитáют) — «тех». Не на зверях полевых, а на горах, посреди которых пройдут воды.

Ругáтися (змий сей, егóже создáл еси́ ругáтися ему́) — «насмехаться». Так что змей ни с кем не ругается, а создан в шутку или в насмешку над духовным «змеем» — диаволом.

Живот (воспóю Гóсподеви в животé мóем) — «жизнь».

входя́щих вóнь — «входящих в него». В церковнославянском языке предлоги нередко соединяются с местоимением, создавая иллюзию нового слова. Онь (оный) — местоимение, которое означает «он» или «тот».

О благорастворéнии возду́хов — о хорошей погоде.

После великой ектении снова следуют псалмы, на сей раз 1-й, 2-й и 3-й. Первый псалом «Блажен муж» затем поётся с возгласом «Аллилуия».

Муж — речь не о чьём-то муже, а вообще о человеке. У древних евреев было принято обращаться преимущественно к мужчинам. По их линии даже велись родословные — без всякого упоминания о женщинах, за редким исключением.

Нань (надéющиися Нань) — вновь слитное написание предлога на с местоимением нь «него». Речь здесь идёт о Боге, поэтому Нань написано с большой буквы.

Стужающии — притесняющие.

Следом идёт малая ектения. Она так названа по сравнению с великой, которая была до неё.

Несмотря на то, что она практически в одну строчку, в ней тоже есть непонятные слова. Например, паки. Оно значит «снова».

Миром — «всей общиной». Слово мир имеет значение «народ» и «христианская община». А это же слово со значением «вселенная» пишется по-другому.

Затем звучат слова 140 и 141 псалмов — молитва «Господи, воззвах» и другие.

Исправится (да испрáвится моли́тва мóя) — исполнится (прозвучит).

Непщева́ти (не уклони́ се́рдце мое в словеса́ лука́вствия, непщева́ти вины́ о гресе́х) — оправдывать.

Нака́жет (нака́жет мя пра́ведник ми́лостию) — научит.

Мрежа (паду́т во мре́жу свою́ гре́шницы) — сеть.

Дондеже — до тех пор, пока.

После псалмов и стихир священник совершает вечерний вход. Диакон возглашает «Прему́дрость, прóсти!»

Прему́дрость — «поучение».

Прóсти — «встаньте прямо». Во время чтения псалмов в древности положено было сидеть. Слова диакона призывают встать и внимательно выслушать следующие затем поучение или молитву. Действительно, следом звучит очень важная молитва «Свете тихий».

Безсмéртнаго — «вечного».

Зáпад — «закат».

После вечернего входа диакон возносит сугубую ектению («усиленное моление»). Она начинается словами «рцем вси».

Рцем — «говорим». Это значит, что в молитве должны участвовать все пришедшие на богослужение.

Зде — здесь.

После ектении звучит «Молитва при наступлении вечера». Благословéн еси́, Господи, научи́ мя оправдáнием Твои́м.

Оправданием — «заповедям».

Затем звучит просительная ектения и, если это положено по уставу, совершается чин литии. Лития означает по-гречески «усердное моление». Во время неё священник выходит в притвор храма и становится вместе с мирянами. Диакон возносит молитву.

Возвыси рог христиан православных — поэтический оборот из псалмов, который означает «прославь». В ветхозаветной Церкви жертвенник был украшен изваяниями в виде рогов жертвенных животных. Когда иудеи лишились своего храма и были уведены в вавилонский плен, они молились «возвысь рог жертвенника» — то есть восстанови жертвенник и храм.

Рогами украшали жертвенники и язычники — это традиция, уходящая корнями глубоко в прошлое, возможно, ещё ко времени принесения первых жертв Каином и Авелем. Поэтому в псалмах неоднократно звучат слова о том, что Господь сломит рог нечестивых, а рог праведников вознесёт. Там же мы находим выражение «рог спасения» — оно относится к жертвеннику. По древней традиции, любой преступник, который успел добежать до Иерусалимского храма и ухватиться за рог жертвенника, должен был быть помилован.

Трус (о éже сохрани́тися грáду сему́… от глáда, губи́тельства, тру́са, потóпа) — «землетрясение».

Благоуветлив — снисходителен.

Прещение — «гнев».

Затем звучит молитва священника и молитва «Ныне отпущаеши» в исполнении клироса.

Свет во откровéние язы́ков — языков значит «народов», откровение — «просвещение».

После освящения хлебов опять звучит псалом. На сей раз 33-й, «Благословлю́ Гóспода на вся́кое врéмя, вы́ну хвалá Егó во устéх мóих».

Выну — «всегда».

Вкупе — «вместе».

На этом вечерня заканчивается, следом за ней начинается утреня.

Источник

Ответы на самые частые вопросы пользователей рунета
Добавить комментарий

Adblock
detector