Ссп спп сбп русский язык

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

Все сложные предложения можно разделить на союзные, части которого соединены при помощи подчинительных или сочинительных союзов, и бессоюзные предложения. В свою очередь союзные сложные предложения делятся на сложноподчиненные (СПП) и сложносочиненные (ССП). Знать различия СПП и ССП обязательно, так как тип предложения определяет расстановку знаков препинания.

Сложносочиненные предложения

В отличие от сложноподчиненного предложения, в ССП все части функционируют как равные. Это значит, что вы не сможете поставить вопросы определения, дополнения или обстоятельства от одной части к другой. Например:

Он вошел в комнату, и она замерла от удивления.

Я поступила на медицинский факультет, а она выбрала лингвистический.

Ещё одной отличительной особенностью ССП является наличие сочинительного союза на стыке двух частей.

Сочинительные союзы могут быть:

Не только птицы на улице запели, но и почки на деревьях начали распускаться.

Либо она ему соврала, либо он ее неправильно понял.

Он решил прочитать книгу, да она ему постоянно мешала.

Сложноподчиненное предложение

Отличительной особенностью СПП является то, что части предложения неравноправны, то есть от одной части к другой можно задать вопросы дополнения, обстоятельства или определения. В связи с этим части СПП подразделяются на главные и зависимые (или придаточные).

Я не приду к нему домой, потому что он меня сильно обидел своим поведением.

Я не приду к нему домой почему? – потому что он меня сильно обидел своим поведением.

«Я не приду к нему домой» — главная часть, так как она не зависит от других частей предложения и может функционировать сама по себе. Кроме того, именно от нее задается вопрос к другой части предложения.

«Потому что он меня сильно обидел…» — зависимая/придаточная часть, так как она полностью зависит от главной части предложения и не может функционировать сама по себе. Кроме того, мы не можем поставить от нее вопрос к другой части предложения.

В некоторых случаях мы можем задать вопрос от зависимой части к другой зависимой. Например: Я узнал, что это был дом, которого все боялись. Это наблюдается в предложениях с последовательным подчинением.

Ещё одной отличительной особенностью СПП является наличие подчинительных союзов или союзных слов зависимой части.

Как отличить СПП от ССП — памятка

Чтобы правильно определить тип сложного союзного предложения, попробуйте поставить вопрос определения, дополнения или обстоятельства от одной части к другой. Вопрос ставится – СПП, не ставится – ССП.

Обратите внимание на союзы и союзные слова. Если в предложении присутствуют сочинительные союзы, то это ССП, если подчинительные или союзные слова – СПП.

Проверьте себя и попробуйте определить тип предложения:

Источник

Синтаксический анализ предложения: ССП, СПП, БСП

Синтаксический анализ предложения (обобщение).

В задании ЕГЭ по русскому языку для разбора предлагается, как правило, сложное предложение, что, конечно, не исключает возможности разбора простого осложненного предложения. Наглядно представим краткую информацию о различиях простого и видах сложного предложений, знание которых тебе потребуется для успешного выполнения задания.

Правило.

— подлежащее + однородные сказуемые;

— однородные подлежащие + сказуемое во мн.ч.;

— грамматическая основа + причастный оборот/деепричастный оборот;

Проводив товарищей , Аня долго стояла молча.

— вводные слова, словосочетания и конструкции; вставные конструкции (попутные указания, замечания, выделяющиеся из синтаксической структуры). Они могут иметь грамматическую основу, но не входят (!) в состав предложения.

Как говорят старожилы, зима будет снежная.

Я не понимал (теперь я понял), что я делал с близкими мне существами.—2. Сложносочин.минимум две грамматические основыОсновы связаны друг с другом интонацией и сочинительными союзами. Основы равноправны (то есть от одной основы нельзя задать вопрос к другой).

Когда вода была спокойна? Когда ветер дул с суши.Союзы и союзные слова:когда, как, будто (словно), что, чтобы, потому что, так как, если; который, какой, чей, кто и т.д.4. Бессоюзное предложение (БСП)минимум две грамматические основыОсновы связаны друг с другом только интонацией. Графически бессоюзное предложение можно распознать с помощью знаков препинания между основами

Алгоритм действий.

1. Попробуйте действовать методом исключения неверных вариантов! Чаще всего, два варианта ЕГЭ заведомо неправильные, а остальные весьма похожи.

2. Выделить грамматические основы, определить их количество. Одна основа – предложение простое, если две и более – сложное.

Читайте также:  Словарь латинского языка с переводом

3. Обратить внимание на способы связи грамматических основ и на знаки препинания между ними.

Помни! Сочинительные союзы связывают не только грамматические основы, но и однородные члены предложения, а подчинительные – только грамматические основы!

4. Если предложение сложноподчиненное (СПП), то определить главное и придаточное (задать вопрос от одной основы к другой).

Разбор задания.

1. Какая характеристика соответствует предложению:

Видно, мало мы размышляем наедине, что до сих пор не знаем этого.

1) сложное с сочинительной и подчинительной связью

2) сложное с бессоюзной и подчинительной связью

3) сложносочиненное (ССП)

Выделяем грамматические основы и союзы:

Видно, мало мы размышляем наедине, что до сих пор не знаем этого.

Таким образом, в предложении 2 грамматические основы (видно является вводным словом, поэтому только осложняет первую основу). Варианты 1 и 3 исключатся, так как они предполагают наличие не менее трех основ. Так как в предложении присутствует подчинительный союз что, то это предложение сложноподчиненное (вариант 2).

1. Какая характеристика соответствует предложению:

Правда, когда известный сказочник Ганс Христиан Андерсен поселился в гостинице, в оловянной чернильнице оставалось еще немного чернил, которые можно было разбавить водой.

1. сложное с сочинительной и подчинительной связью

2. сложное с бессоюзной и подчинительной связью

4. сложное с бессоюзной и союзной (сочинительное и подчинительной) связью

Определяем количество грамматических основ и связь между ними:

Три основы (правда – вводное слово) связаны только подчинительной связью (союз когда и союзное слово которые).

Вариант ответа – 3.

2. Какая характеристика соответствует предложению:

Интересно, что за год до экспериментального открытия позитрона его существование было теоретически предсказано английским физиком Полем Дираком (существование именно такой частицы следовало из выведенного им уравнения).

2. сложное с бессоюзной и подчинительной связью

4. сложное со всеми видами связи.

Сложность этого задания заключается в том, что в скобках дана вставная конструкция. Конечно, на первый взгляд, она содержит грамматическую основу, но вставная конструкции не является членом предложения. В предложении основами являются интересно и существование было предсказано. Варианты 2 и 4 исключатся, так как они подразумевают наличие не менее трех грамматических основ. В предложении присутствует союз что, который указывает на подчинительную связь.

Таким образом, правильным является Вариант 1

Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Синтаксический анализ предложения: ССП, СПП, БСП

Источник

Рабочие карточки по теме ССП и СПП, русский язык

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их.

По хлебам на мгновение освещён..ым прокатилась легкая дрожь и они сделались совсем недвижны скл..нились покорно. 2. Звёзды еще св..ркали остро и холодно но небо на востоке уже стало светлеть. 3. Свистящим ш..потом перекликнулись между собой столетние сосны и сухой иней с мягким шелестом полился с потревожен..ых ветвей. 4. Лиса изв..ваясь прыгала вверх и пр..падая на передние лапы рыла ими окутывалась сияющей серебрян..ой пылью а хвост её мягко и плавно ск..льзнув л..жился на снег красным языком плам..ни. 5. То холодно то очень жарко то солнце прячется то светит слишком ярко.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания, объясните их.

1. В лесу было тихо а по вершинам деревьев уже разгуливал осен..ий ветер срывая листья с деревьев. 2. Но вот стукнул мороз распушил ин..ем макушки деревьев одел их в белоснежный наряд и лесная п..литра пр..обрела кристальную яркость. 3. Толстый только что пообедал на вокзале и губы его л..снились как спелые вишни. 4. Кое (где) при дороге поп..дались угрюмые р..киты или молодые берёзки тр..петали мелкими листочками только что выглянувш..ми из лопнувших почек. 5. Деревья и скалы нач..нали пр..обретать пр..чудливые очертания и всё кругом покрывалось сероватой дымкой. 6. Пугачёв дал знак и меня тотчас отпустили.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их.

1. Было всё так же темно сыро и холодно но рассвет близился и это пр..давало путникам бодрости.

2. Он н..когда не плакал зато врем..нами находило на него дикое упрямство. 3. Луна восход..т а в лесу л..жатся тени на р..су. 4. Мой спутник погружён..ый в свои рас..чёты и думы умолк я также не произносил ни слова потрясён..ый его рассказом. 5. В трёх верстах от станции стало накрапывать и через м..нуту проливной дождь вым..чил меня до нитки. 6. Через две недели ранен..ому стало лу..ше и врачи разрешили ему вставать с п..стели.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их.

1. Гаврила лежал на дне лодки закрыв лицо руками а Челкаш т..лкал его ногой и шипел бешен..о но тихо. 2. А над лугами ш..л холодный дождь и ветер налетал к..сыми ударами. 3. Дубровский д..ржал открытую книгу но глаза его были закрыты. 4. То слишком мороз..т то дождь м..росит. 5. Солнца не было видно но в..рхушка правой стороны оврага нач..нала освещаться. 6. Под облаками заливая воздух серебрян..ыми звуками дрожали жаворонки а над зелене..щими пашнями солидно и чин..о взмаивая крыльями носились грачи. 7. Кричали дрозды и по соседству в б..лотах что-то живое жалобно гудело точно дуло в пустую бутылку.

Читайте также:  Тирасполь на украинском языке

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их.

1. Далеко на носу лодки видна ж..лтая полоса песчан..ого берега а за кормой уходит вдаль море изрытое стаями волн. 2. Ласточки пропали а вчера с з..рёй всё грачи летали да как сеть м..лькали вон над той горой. 3. Грохот близкого боя ещё осенью поднял медведя из берлоги нарушив его зимнюю спячку и вот теперь голодный и злой бродил он по лесу не зная покоя. 4. Широкая река огибала р..внину уходящим от меня полукругом и стальные о..блески воды изредк.. и смутно мерцая отмечали её течение. 5. Словно вняв его тревоге д..лина размыкает об..ятия и река почуяв свободу рьяно бросается из стороны в сторону.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их.

1. Лес посеребрён..ый за ночь седой и весёлый засверкал на солнце иглистым ин..ем и как будто радуясь этому его внезапному пр..ображению защебетала запела зачирикала птичья братия почу..вшая гр..дущую весну. 2. Конь глухо звякая подковами по уст..лавшим дно голышкам на ходу пот..нулся было пить но всадник заторопил его. 3. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. 4. Остроконечные ели дремл..т в голубеющем утрен..ем небе и их вершины не хотят даже шевельнуться. 5. Иногда сквозь тучи пробивается солнце а свежий ветер срывает последние увя..шие листья и опавшая листва уст..лает ал..еи.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их.

1. Калиныч с досадой отворачивался а Хорь зал..вался смехом. 2. Нежась и пр..жимаясь ближе к берегам от ночного холода даёт Днепр по себе серебрян..ую струю и она вспыхивает будто полоса дамасской сабли. 3. Вечерело и среди спокойных серых облаков длин..ыми грядами закрывавших небо появились светло-оранжевые тени. 4. Не то дождь идёт не то мокрые хлопья снега падают на землю. 5. Становилось ужас..но холодно и сухой снег кружась набивался в рот в нос и заскакивал за шею. 6. Над лугом вились синие стрекозы и п..рхала от цветка к цветку белая бабочка.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания, объясните их.

1. Мы прод..лжали сидеть у костра пр..слушиваясь к окружавшей нас со всех сторон темноте но кругом было тихо. 2. День был бледно-серый прохладный и в свежем воздухе пахло морем наполнявшим ар..матом всю окрес..ность. 3. Бледный месяц освещал лесную тропинку да яркие звёзды помогали путнику не т..рять путь. 4. Загудели пч..лы перелетая с цветка на цветок и две пёстрые бабочки тоже закружились в саду словно играя друг с другом. 5. Оранжевый диск солнца вдруг вык..тился из(за) обл..ков и вечерняя з..ря запылала в (пол) неба.6. Гряды облаков потянулись к востоку и к вечеру на западе открылась полоса чистого и прозрачного как вымытое стекло неба.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их.

1. Меня несло всё дальше и дальше, но Терек словно заб..вляясь то приближаясь то удаляясь относил меня от берега. 2. Наступила весна и тихая дача огласилась громким говором скрипом колёс и топотом людей переносящих тяжести. 3. Он торопится прочитать как можно больше но от такого чтения в памяти всё нач..нает безнадёжно путаться. 4. Месяц всё выше заб..рался на небо и всё круче становились облака сбившиеся в северной части неба. 5. К вечеру ж..лтое небо сильно зарумян..лось и в связи с этим потеплело. 6. Пр..ятели советовали ему жаловаться но смотритель подумал м..хнул рукой и решился отступиться.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания, объясните их.

1. Скоро дорога мягкая и беззвучная ушла в сторону и я ступил на твёрдую тропку суетливо

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их.

1. На горе то расст..лался лес малахитового оттенка то т..нулись курчавые зар..сли то бл..стели на солнце травянистые поляны. 2. Сдержан..ые рыдания матери заставили ребёнка проснуться и взглянув на мать и на стоявшую в дверях с зажжён..ой восковой свеч..й бабушку ребёнок тоже заплакал. 3. Лишь изредка в небе проплывали распушившиеся на ветру облачка и по разливу лебедин..ой стаей ск..льзили их отражения. 4. Море гладя бока барж звучало просительно и глухо а они отвечали ему эхом гулким и холодным. 5. Морская пена тая шипела и вздыхала и всё кругом было заполнен..о музыкальным шумом и плеском.

Читайте также:  Синтаксис и семантика языка паскаль

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания, объясните их.

1. Солнце ещё не садилось за Иртышом а чистый серп месяца уже выплыл из (за) облачка и глядел на своего двойника упавшего в лужу. 2. Кругом т..ряясь в золотом тумане утра теснились вершины гор и Эльбрус на юге вставал белой гр..мадой замыкая цепь льдистых вершин. 3. Ветер гудел в туче снега а иногда вверху метель прорывалась и видны были одна-две испуган..ые звезды на сером небе. 4. В селе уже и без того наполовину обезлюдевшем заколочен..о было ещё несколько изб и хозяева их потихоньку отбыли в (не)известном направлении. 5. Прошло несколько лет и обстоятельства пр..вели меня в те же места.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания, объясните их.

1. То налетит резкий порыв ветра то ветка хвороста треснет то низкорослые кусты зашуршат.

2. Старцев всё соб..рался к Туркиным но в больнице было очень много работы и он н..как (не) мог выбрать свободного врем..ни. 3. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснёт (не)большая рыба и пр..брежный трос..ник слабо зашумит едва колебл..мый набежавшей волной. 4. По лужам протянулись ледяные иглы и стало в лесу (не)уютно глухо и (не)людимо. 5. Ветер пр..носит студён..ое дыхание моря и чувствуется близость долгих зимних холодов. 6. Прошло ещё несколько дней и каждая встреча каждая беседа вносили всё большее отчуждение и глухую (не)приязнь в их отношения.

Источник

Карточки по русскому языку 9 класс по теме «ССП и СПП»

Задание : расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные орфограммы, постройте схемы предложений ССП и СПП.

1.Сыпались звезды да иглы звенели.

2.Слышно было как слабо поскрипывали стволы сосен от верхнего течения воздуха.

3.Тихо а синева повисла между еще зелеными деревьями.

4.Сердце его сильно билось но страха (не) было в его душе.

5. Каждый день (по) своему чудесен и вечер чем(нибудь) хорош.

Задание : расставьте знаки препинания,вставьте пропущенные орфограммы, постройте схемы предложений ССП и СПП.

1.Рука бойцов колоть устала и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел.

2.Из-под таинстве..ой холодной полумаски светили мне твои пленительные глазки.

3.Потом все стихло и только морская даль все так(же) монотонно шумела.

4.Вскоре после восхода солнца наб..жала туча и брызнул короткий дождь

5.Слова людей забыл я и в груди моей родился тот ужасный крик как будто с детства мой язык к иному звуку не привык.

1.Приближалась осень и в старом саду было тихо и грустно.

3.(Кое)где при дороге попадается угрюмая ракита либо молодая березка.

4.В голубом небе плывут облака и проносятся перелетные птицы.

1.Щелк и выключила свет.

2.Рано утром разбудил меня барабан и я пошел на сборное место.

3.В тишине маленького дома потрескивала штукатурка так как топилась печь.

4.В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.

1.Изредка срывался ветер и тогда листья шумели шумным дождем щекотали лицо.

2.В это время тягуче скрипнула дверь и наружу просунулась голова.

3.Вдохнешь этот воздух и прибавится несколько месяцев жизни.

4.Сердце Данко пылало так ярко что лес замолчал освещенный этим факелом великой любви к людям.

1. Окна в сад открыты и оттуда веет прохладой.

2.Смысл и цель жизни человека заключается в том что он должен трудиться.

4.Когда в лесу начало темнеть мы отправились домой.

Карточки по теме 9 класс «Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения» можно использовать на повторении темы, при подготовке к контрольной работе.

Номер материала: ДБ-1561009

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Ответы на самые частые вопросы пользователей рунета
Добавить комментарий

Adblock
detector