Сознание и язык виды языка

48. Сознание и язык. Проблема происхождения. Язык как знаковая система. Основные функции языка.

этнические языки, т. е. стихийно возникшие и развивающиеся естественные языки, служащие (или служившие) в первую очередь средством общения между представителями определённого этноса (иногда — субэтноса или группы этносов); контактные языки (в частности, пиджины), т. е. стихийно возникшие в условиях межэтнических контактов естественные языки, не играющие роль родного языка ни для одного этноса; плановые языки, т. е. искусственные языки для общения людей (например, волапюк, эсперанто);

жестовые языки глухих; формальные языки: компьютерные языки (например, Алгол, SQL); языки животных;

знаковые системы частного характера (например, система дорожных знаков или язык цветов).

Языки изучает лингвистика (языкознание). Знаковые системы — предмет изучения семиотики. Влияние структуры языка на человеческое мышление и поведение изучается психолингвистикой.

Язык — многофункциональное явление. Все функции языка проявляются в коммуникации. Выделяют следующие функции языка: коммуникативная (или функция общения) — основная функция языка, использование языка для передачи информации; конструктивная (или мыслеформирующая) — передача информации и её хранение; познавательная (или аккумулятивная функция) — формирование мышления индивида и общества; эмоционально-экспрессивная — выражение чувств, эмоций; волюнтативная (или призывно-побудительная функция) — функция воздействия; метаязыковая (металингвистическая) — разъяснения средствами языка самого языка. По отношению ко всем знаковым системам язык является орудием объяснения и организации. Речь идет о том, что метаязык любого кода формируется в словах; фатическая (или контактоустанавливающая) — использование языка для установления психологического контакта собеседников; идеологическая функция — использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений. Например, ирландский язык используется главным образом не для общения, а в качестве символа ирландской государственности. Использование традиционных систем письма часто воспринимается как культурная преемственность, а переход на латиницу — как модернизаторство; омадативная (или формирующая реальность) — создание реальностей и их контроль; номинативная (или назывная) — язык называет различные объекты; денотативная, репрезентативная — ориентация на адресата; конативная — передача информации, представление; эстетическая — сфера творчества; аксиологическая — оценочное суждение (хорошо/плохо); референтная (или отражательная) — функция языка, в которой язык является средством накопления человеческого опыта.

Источник

Медицинские интернет-конференции

Аристанова Л.С., Араньязова Э.Р.

Резюме

Ключевые слова

Статья

Язык и сознание. Диалектика их взаимосвязи.

Аристанова Л.С., Араньязова Э.Р.

Научный руководитель: Кузнецова М.Н.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Язык и сознание. Диалектика их взаимосвязи.

Аристанова Л.С., Араньязова Э.Р.

Научный руководитель: Кузнецова М.Н.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

В философии понятия сознания и языка тесно связаны,
а это говорит о том, что узнать внутренний мир человека можно, проанализировав то,
что он говорит и как.

Язык так же древен, как и сознание. Язык во взаимосвязи с сознанием представляют органическое единство, не исключающее и противоречия между ними. Сущность языка обнаруживает себя в его функциях.

В начале 20 ст. возникает новое направление, называемое «философия языка», согласно которому сознание оказывает влияние на мировосприятие человека, на его речь и, следовательно, на общение
с окружающими. Основоположником этого течения считается философ Вильгельм Гумбольд.

Прежде всего, язык выступает как средство общения, передачи мыслей, т.е выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. А в роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и значения, понятия. Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства общения.

Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому выразить и усвоить мысль — значит облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языковые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово — это знак особого рода:
в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи,
явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака — представителя целого класса сходных предметов, т.е. в роли знака понятия.

Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей. Через речь осуществляется мощное воздействие одних людей на других. Эта роль языка видна в процессе обучения в том значении, которое в наши дни приобрели средства массовой информации. Вместе с тем успехи в познании мира, накопление знаний ведут к обогащению языка, его словарного запаса. С возникновением письменности знания и опыт закрепляются в рукописях, книгах и становятся общественным достоянием.

Языку присущи следующие функции:

Можно выделить следующие виды речи:

Слово, как единица языка, имеет внешнезвуковую (фонетическую) и внутреннесмысловую (семантическую) стороны. Среди неязыковых знаков выделяют знаки-копии (отпечатки), знаки-признаки, знаки-сигналы, знаки-символы. Различают также специализированные (системы символов в математике, физике, химии, лингвистике) и неспециализированные языки (эсперанто). В процессе исторического развития языка сформировался язык науки, отличающийся точностью, строгостью, однозначностью понятий, что способствует точности, ясности формулировок. В социально-гуманитарном познании использование искусственного языка затруднительно.

Изучая воздействие языка на мышление, можно сказать, что как язык вызывается мышлением, так и мышление развивается через язык. Именно обратным воздействием языка на мышление можно объяснить возникновение первых слов у ребенка, как результат проснувшейся языковой способности, которая, действуя в ребенке, побуждает его через называние предметов к различению объективного и субъективного, окружающего мира и себя как индивидуума, что находит свое выражение в произнесении местоимения «я».

Читайте также:  Язык html это какой язык

Возникая и развиваясь в обществе, в процессе общения людей между собой, язык представляет собой объективное явление. Это значит, что, будучи продуктом, созданным обществом, язык существует независимо от отдельных людей. Каждое поколение застает язык уже выработанным предшествующими поколениями и овладевает им, т. е. учится пользоваться им в общении.

Люди воспринимают слова языка так же, как и другие явления окружающей их действительности, т. е. как раздражители, воздействующие на органы чувств. Однако особенность явлений языка заключается в том, что они передают закрепленное в звуках отражение людьми других явлений, результаты познания действительности. Существуя в виде материальных явлений — звуков речи или письменного их изображения, — явления языка в то же время передают знания, понятия, мысли людей, т. е. воплощают в себе явления идеальные, явления общественного сознания.

В процессе развития труда и трудовых общественных связей людей друг с другом вместе с языком возникает, следовательно, особая форма отражения людьми действительности — их сознание.

Необходимо различать общественное и индивидуальное сознание.

К явлениям общественного сознания принадлежат создаваемые обществом знания о природе, обществе,
о человеческом мышлении. Индивидуальное сознание — это высшая форма отражения действительности отдельным человеком, членом общества.

Общественное сознание возникает вместе с формированием этой новой, высшей формы психического отражения действительности отдельных людей, членов общества.

Таким образом, сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство языка и мышления не означает их тождества. Действительно, мысль, понятие как значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак — средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу — национален.
Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание.

Источник

Лекция 4. СОЗНАНИЕ И ЯЗЫК

1. Понятия языка и речи. Функции речи. Семиотика.

2. Образ и знак, значение и смысл.

3. Разновидности речи в жизни людей.

5. Невербальная коммуникация и ее возможности. Параязык (внешности, одежды, поведения, молчания, интерьера, т.п.).

Основная литература

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М., 2004. С. 347-350.

Дополнительная литература

Знаковые системы в социальных и когнитивных процессах. – Новосибирск, 1990.

Каган М.С. Мир общения. М., 1985.

Мы живем среди людей. Кодекс поведения. М., 1989 (“Культура устной речи”).

Мышление и язык /Под ред. Д.П.Горского. – М., 1957.

Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000-2001.

Хрестоматия по философии: учеб. пособие / Сост. П.В.Алексеев. – М., 2006. С. 373-389.

1. Понятия языка и речи. Функции речи

Специфика сознательного восприятия и в том, что оно происходит в форме языка. Язык возникает в начале первобытной эпохи как решающий рубеж и признак очеловечивания. Согласно разным гипотезам, язык сформировался из звуковых сигналов высших животных (приматов) или (скорее) из их же жизненных шумов (сопровождающих отдых, агрессию и т.п. типичные состояния организма животного). Рождение звуковой речи потребовало параллельного изменения головного мозга (формирование коры больших полушарий, способной обрабатывать “второсигналы”, по И.П. Павлову) и усложнения социальной организации обезьянолюдей до уровня общин-коллективов, внутри которых “работала” речь. Слово — “сигнал сигналов”, поскольку вбирает в себя такой массив информации, какого не уместить в сенсорных образах зрения, слуха и остальных органов чувств.

язык понимается как объективная и общезначимая система знаков;

речь рассматривается в качестве внешней формы межсубъек­тивных отношений общения и употребления языка в самых различных письменных и устных разновидностях. В речи воплощается мыслительная дея­тельность субъекта, это внутренняя речевая форма выражения со­держательной характеристики сознания, мышления. Речь — это язык в действии, в процессе вербализированного мышления или общения.

— внутренняя (скрытая, отчасти редуцированная);

-письменная (формализованная с помощью искусственных языков и технических устройств).

Функции языка и речи:

· интеллектуально-познавательная (для сбора и обработки информации о мире и субъекте речи);

· коммуникативная (для общения между людьми, согласования их намерений и поступков);

· экспрессивная (для выражения чувств, регуляции эмоционального напряжения, его снижения или повышения);

· мнемическая (для сохранения информации в памяти или в письменной форме);

· этнокультурная (сплочения народа, выражения его культурных предпочтений и достижений, оформления индивидуального самосознания);

· прогностическая (для планирования, проектирования своей деятельности).

Язык и мышление связаны между собой, но не тождественны друг другу. Русский психолог Л.С. Выготский подчеркивал, что мысль никогда не равна прямому значению слова, однако она и не возможна без слов. Язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуру общества, а мышление связано с овладением закона­ми логики и зависит от познавательных способно­стей каждого человека.

Хотя мышление не тождественно языку (поскольку важная его часть может осуществляться на уровне бессознательной интуиции, невербально), но обойтись без хотя бы частичной вербализации интеллект человека не может.

Будучи прежде всего, как уже говорилось, знаковой системой, язык изучается и моделируется такой научной дисциплиной, как семиотика (греч. semа — знак) — общая теория знаковых систем. Ее важнейшие разделы:

· семантика — отношение слов и предложений ко внеязыковой реальности, т.е. учение о значении и смысле языковых выражений; с ее точки зрения языку задается вопрос “Что?” (именно он выражает);

· синтаксис — структура знаковых систем, т.е. правила их образования и преобразования; иначе говоря, “Как?” (сочетаются слова и предложения друг с другом внутри данного языка);

· прагматика — отношение между знаками языка и их пользователями, т.е. теми индивидами и группами, которые применяют определенный язык для своих целей; “Кто?” они;

· стилистика занимается выразительностью, красотой языковых построений; “Насколько?” те гармоничны;

· риторика — трактует убедительность речи для аудитории, “Кому?” адресуется речевое высказывание.

2. Образ и знак, значение и смысл

Читайте также:  Ругательства на чеченском языке

Применительно к процессу и результатам воспроизведения мира в человеческом сознании надо различать понятия“образ” и “знак”. Язык – это система знаков, приспособленная для выражения образов внешнего и внутреннего мира, а также стоящих за образами идейных сущностей.

Образ — это подобие, более или менее точная копия объекта в сознании человека или результатах его деятельности. Проще сказать, некая “картинка”, более или менее реалистично, общезначимо для всех людей описывающая некий участок, момент реальности. Примерами образов могут служить наши аудиовизуальные впечатления в виде восприятий и представлений, а также реалистичные картины (скажем, пейзаж), скульптуры, фотография и кинематограф, так называемые изоморфные (однозначные) подобия чего-то (от греч. isos — одинаковый, morphe— форма).

Знакусловное обозначение объекта. Тут перед нами явление гомоморфизма (от греч. homoios — подобный, morphe— форма) упрощенного уподобления (напр., отношение между кар­той и местностью, между грамзаписью и ее оригиналом — звуковыми колеба­ниями воздушной среды). За одним объектом в нашем сознании стоит другой, ставший символом первого. Знак поэтому сугубо конвенциален, т.е. существует только в рамках договоренности между людьми, официальной или же негласной, по обычаю. Большинство знаков поэтому же носят эзотеричный, т.е. тайный для непосвященных характер.

Согласно разъяснению-метафоре А.Эйнштейна, образ относится к реальности как бульон к мясу, а знак — как номерок гардероба к сданному туда на хранение пальто.

Двойственная — образно-знаковая природа языка предполагает сочетание при его формировании и функционировании реалистических, объективизированных, с одной стороны, а с другой, — символических, условно-вариативных начал.

В любом знаке различаются:

· значение — т.е. отражаемый им предмет или множество предметов, а точнее — закодированная понятным для субъекта способом информация о них;

· смысл — мыслимое с его помощью содержание предмета или множества, совокупность их существенных признаков.

Эти две характеристики любого знака находятся в обратном отношении друг к другу: чем шире значение какого-то термина, тем уже его смысл и наоборот.

Способ организации смысловой информации в обществе людей представляет собой текст. Мы привыкли называть текстом графическую запись речи. Однако в современной философии и науке это понятие значительно расширилось и углубилось. Текст в полном смысле этого слова представляет собой любое сообщение, которое человек воспринимает с помощью последовательности взаимосвязанных знаков. Текст может быть выражен как вербально, так и в любой иной форме. Главное, что требуется от текста — возможность его понимания, “прочтения” кем-либо, интерпретации заложенных в него смыслов. Так что своего рода текстами являются и страницы книги, и сообщения на экранах мониторов, и любая созерцаемая нами натура, и замеченные нами мимика и жесты другого человека. Текст материализует каждый акт речи поскольку он воспринимается кем-то, кто владеет “шифром” для его “перевода” на понятный для себя язык. По текстовым каналам циркулирует вся необходимая нам и еще кому-то информация.

Текст — это знак знаков. Он представляет собой систему смысловых элементов, чья структура может меняться в зависимости от той или иной цели общения. В этой системе объединяются в той или иной пропорции различные способности человеческой психики. Прежде всего, это мысль, но кроме нее обычно еще и эмоции, и воля. За словами любого собеседника всегда стоит его личность, со своими переживаниями и намерениями, влечениями. Текст как целостность можно препарировать как всякий организм, но при этом помнить о единстве выделенных компонентов. Интерпретация текста означает углубление от явного смысла к скрытому (подтексту, контексту). Цель интерпретации — понимание. Эта последняя процедура состоит в том, чтобы перенести смысловую связь из другого мира (иной эпохи, иной души) в свой собственный. Иначе говоря, встать как бы на место источника информации, мысленно перенестись в чужую жизнь. Искусство интерпретации текста, его методики называются герменевтика(от античного бога Гермеса, который выступал вестником олимпийских богов). Это одно из влиятельных ныне направлений в философии и гуманитарном познании в целом.

3. Разновидности речи в жизни людей

Типология языков делит их, прежде всего, на естественные или же национальные (“мертвые” и живые) и искусственные (науки, техники, другой сложной практики). Искусственные языки отличаются тем, что за каждым термином в их составе закреплено одно-единственное значение, строго определены и правила оперирования терминами, соблюдение которых дает заранее ожидаемый результат (как при написании химических формул, математических подсчетах и т.п. операциях с искусственными языками науки и практики). Образцами искусственных языков могут служить знаки и формулы математики или химии; программы компьютеров.

Любой национальный же язык, в свою очередь, состоит из таких подсистем, как:

· просторечие, т.е. язык повседневного общения большинства населения, с менее строгими нормами правильности и множеством вариантов высказываний;

· литературный язык, на котором говорят все образованные люди, интеллектуалы, представители творческих профессий, особенно руководители любого ранга, их представители в условиях официального общения, находясь на работе;

· упрощенные, искаженные варианты языка — они отражают особенности отдельных профессий или слоев общества, условия жизни и труда их рядовых представителей (скажем, моряков, шоферов, спортсменов и т.д.; крестьян, мещан и т.п.; представителей преступного мира); областной диалект, возрастной (подростковый) или сословный жаргоны (арго, сленг, “феня”) облегают общение в соответствующих группах людей, служат их “визитной карточкой”.

Проблемы, с решением которых столкнулись в своем развитии логика и математика, а затем и кибернетика, заставили более внимательно взглянуть на роль языка не только в этих науках, но и вообще в научном познании. Стало ясно, что естественный язык не вполне пригоден для описания результатов научных исследований. Слова естественного языка многозначны. В одном и том же языке отсутствуют единые, строгие и однозначные правила, регулирующие морфологию слов, словосочетаний. Имеется множество исключений из действующих правил. При использовании естественного языка в научных исследованиях появляются громоздкие и трудно воспринимаемые слушателем или читателем высказывания.

Искусственные языки создаются для решения специальных задач науки и приспособлены к описанию определенных предметных областей, являясь средством эффективного мышления в границах логики, математики, физики, химии, медицины и других наук. Отметим, что без естественного языка искусственный язык не мог бы существовать, так как был бы непонятен людям.

Читайте также:  Французский язык в ярославле

Большим преимуществом искусственных языков является использование особых знаков (символов), таких, например, как отдельные буквы обычных алфавитов, вместо целых слов обыденного языка. Благодаря этому предложения становятся компактными, обозримыми, более точными и адекватными.

Благодаря введению специальных терминов, значение которых определяется специальными семантическими правилами или задается различного типа определениями, из искусственного языка исключается многозначность терминов, что является важным условием точности искусственного языка. При построении искусственного языка в ряде случаев необходимо создавать новые термины или вводить особые символы и знаки, выражающие новое содержание, чтобы исключить нежелательные ассоциации, неизбежные при употреблении даже уточненных слов обыденного языка.

Тенденция к развитию языка науки приводит к созданию формализованных языков. Формализованные языки внешне характеризуются тем, что вместо слов обычного языка вводятся специальные знаки, образующие алфавит таких языков и отличающиеся компактностью и обозримостью. В таких языках не только заданы исходные символы, но четко и явно сформулированы правила построения имен и осмысленных выражений, правила преобразования одних выражений в другие.

Использование формализованных языков предусматривает их интерпретацию, которая подчиняется определенным правилам. Эти правила дают возможность понять термины формализованного языка:

· правило обозначения требует, чтобы значение элемента формализованной системы было одним и тем же, сколько бы раз он ни встречался в системе;

· правило непротиворечивости предполагает, что каждый элемент формализованной системы должен получить строго фиксированное значение;

5. Невербальная коммуникация и ее возможности. Параязык

Параязык осуществляет передачу и обработку информации на невербальной основе, с помощью мимики и жестов, телодвижений; одежды, интерьера, материализованных символов (знаков дорожного движения); даже молчание, пауза при речевом общении решает важные языковые задачи.

Источник

Сознание и язык виды языка

Процесс сознания может существовать лишь в материальной форме, которая выражается в языке.

Язык и сознание являются теснейшим образом взаимосвязанными процессами, но следует отметить, что это единство не является диалектическим, но следует отметить, что это единство не является диалектическим и не исключает наличия отличий между данными явлениями.

Язык не может существовать без мышления, так же, как и мышление в свою очередь не может развиваться без языка. Однако эти процессы имеют различную структуру. Этот факт подтверждается тем, что закономерности и формы мышления являются едиными для всех людей, а вот язык является национальной принадлежностью.

Готовые работы на аналогичную тему

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что связь языка и мышления — это связь различных компонентов, к возникшая в процессе общественно-трудовой практики.

Высшие животные обладают элементарным образным мышлением и способностью издавать определенные звуки, но данные способности между собой никак не связаны. Человек является существом, которое производит в процессе своей деятельности предметный окружающий мир, и с помощью него развивается и сам.

Еще одним отличием человеческого существа от животных является социально выработанная в течение жизни программа действий, тогда как жизнедеятельность животного в основном является генетически запрограммированной.

Жизнь человека неразрывно связана с совместной социальной деятельностью, опыт человека существует только в виде общественного опыта, которые не передается генетическим путем, а только с помощью коммуникации. Именно поэтому человеку необходим язык и его влияние на жизнедеятельность человека трудно переоценить. Он возникает в качестве средства осуществления человеческой деятельности, общения, управления проявлениями поведения, орудием познания и самопознания.

Для того, чтобы зафиксировать знания, полученные в процессе восприятия событий и явлений окружающего мира, человеку необходим язык, выражающийся в слове и речи.

Общая характеристика слова как единицы речи человека

Слово имеет сложную структуру и служит своеобразным заменителем воспринимаемых предметов, оно обозначает предмет. Это обозначение выражает значение слова, его идеальный смысл.

Знак – это материальный заменитель предмета, служащий для получения, хранения и распространения полученной информации.

Таким образом можно сказать, что знак — это чувственно-воспринимаемое обозначение предмета. Внешнего сходства между знаком и предметом полностью отсутствует, есть лишь небольшое количество звукоподражательных слов, в которых знак и предмет образуют некоторое единство, например, слово кукушка.

Процесс мышления всегда представляет собой умственную деятельность человека на каком – либо языке. Каждый язык, существующий на планете Земля схож с другими языками по своей логической структуре, которая определяется особенностями единого земного мышления. Но вместе с тем эти единые нормы мышления осуществляются различными языковыми способами.

У каждого национального языка есть своя особенная структурная и смысловая специфика. Именно поэтому точка зрения, утверждающая, что представители разных языковых культур мыслят по-разному абсолютно неверна. Если бы эта теория была верной перевод с одного языка на другой был бы попросту невозможен.

Сознание и язык представляют собой особое единство, при котором определяющей его стороной является сознание. Являясь процессом отражения окружающей действительности именно сознание формирует формы и законы речевого бытия человека. Сознание всегда есть знаково выраженное отражение. В ситуации, когда нет языка, нет и отражения окружающего мира.

Именно в процессе осуществления речевой деятельности человек мыслит, а в процессе мыслительной деятельности он осуществляет речевую деятельность. Невозможно оторвать язык от процесса мышления и сознания, однако нельзя также полностью отождествлять процесс мышления с языком. Говорить еще не значит осуществлять мыслительную деятельность.

Однако мыслить всегда значит одновременно формировать мысли и соответствующие речевые структуры. Именно в речи мысли формируются и формулируются.

Возможно ли осуществление процесса мышления вне речи? Исследования доказывают, что мысли человека могут и не иметь словесного выражения, они могут найти другие формы проявления – танцы, музыка, изобразительное искусство.

Однако теснейшая связь между мышлением и речью – это непреложное правило, нарушение процесса мышления всегда отражается в нарушениях речи.

Особенности проявления сознания человека

Подводя итог вышесказанному и обобщая наиболее значимые особенности процесса сознания можно определить его как:

Таким образом можно сделать вывод о том, что сознание является основной функцией мозга и уровень его развития находится в прямой зависимости от степени организации деятельности головного мозга человека и развития его речевых функций. Взаимосвязь сознания и языка человека является не просто теснейшей, но и взаимонеобходимой для обоих процессов.

Источник

Ответы на самые частые вопросы пользователей рунета
Добавить комментарий

Adblock
detector