Развивающие задачи урока иностранного языка

Цели и задачи урока иностранного языка

Подготовка к уроку начинается с формулировки целей. Основная цель определяет весь ход урока, его содержание, тип и этапы. Традиционно в методике обучения рассматриваются четыре аспекта ведущей цели: воспитательная, образовательная, развивающая и практическая. В соответствии с новыми стандартами системой обобщённых личностно ориентированных целей образования выступают планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные.

Достижение личностных результатов возможно при сформированности личностных универсальных учебных действий, которые направлены на самоопределение, смыслообразование, на нравственную, морально-этическую, социальную ориентацию. Вышесказанное соотносится с воспитательной целью, а именно с нравственным воспитанием учащихся, с формированием навыков и умений интеллектуального труда, с воспитанием интереса и положительного отношения к иноязычной культуре. Примерами воспитательной цели могут выступать следующие формулировки:

— воспитание культуры умственного труда;

— воспитание навыков самостоятельной работы;

— воспитание бережного отношения к природе, животным, растениям;

— воспитание уважительного и вежливого отношения к родителям, учителям, детям, к пожилым людям и др.;

— привитие интереса к чтению, к слушанию на иностранном языке;

— воспитание уважительного отношения к собеседнику в процессе общения, толерантного и дружелюбного отношения к людям других национальностей;

— воспитание чувства интернационализма, патриотизма, гордости за свою страну и язык;

— воспитание эстетического вкуса к музыке, к живописи, к театру и др.;

— пропаганда здорового образа жизни, любви к спорту;

— привитие интереса к истории, традициям своей страны, так и стран изучаемого языка;

— воспитание чувства взаимопомощи, дружбы, гостеприимства;

— воспитание интереса к изучению иностранного языка, желания узнавать что-то новое в иностранном языке и т.д.

Достижение метапредметных результатов связано с формированием регулятивных универсальных учебных действий, которые направлены на организацию учебной деятельности, среди них планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;

познавательных универсальных учебных действий, которые направлены на работу с информацией – анализ, синтез, выбор, восстановление, умение доказать свою точку зрения;

коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на коммуникативное взаимодействие – умение слушать, сотрудничать, вступать в диалог, разрешать конфликты.

Вышесказанное соотносится с образовательной целью, а именно с расширением филологического кругозора и с повышением общей культуры учащихся, а также с приобщением к иноязычной культуре. Примерами образовательной цели могут выступать следующие формулировки:

— знакомство с героями иностранных сказок, фильмов, книг и др.;

— получение сведений об архитектуре и культуре страны изучаемого языка;

— знакомство с традиционными иностранными блюдами, праздниками, традициями и др.;

— знакомство с понятиями «транскрипция», «артикль», «длительное время», «совершенное время» и др.;

— знакомство с новыми иностранными именами, фамилиями, формами приветствия, прощания, принятыми в изучаемом языке;

— знакомство с различными способами проведения досуга иностранными сверстниками;

— знакомство с различными видами популярного спорта;

— знакомство с иностранными стихотворениями, пословицами, поговорками, скороговорками, песнями, играми;

— знакомство с международной компьютерной сетью Интернет;

— знакомство с иностранными атрибутами: флаг, герб, гимн и др.

— знакомство с различными видами профессий и т.д.

Метарпедметные результаты соотносятся с развивающей целью, связанной с развитием интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сфер личности учащегося. Примерами развивающей цели могут выступать следующие формулировки:

— развитие учебно-организационных умений и навыков, например, умение работать в паре, умение работать самостоятельно, индивидуально, с книгой, со словарем, с текстом и др.;

— развитие учебно-интеллектуальных умений и навыков, например, имитация, абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, систематизация, дифференциация, логика и др.;

— развитие психофизиологических механизмов: памяти, внимания, воображения, фантазии, наблюдательности, фонематического слуха, языковой догадки (на основе словообразовательных элементов, по сходству с родным языком, по контексту), антиципации;

— развитие компенсаторных умений – при дефиците языковых средств выходить из трудного положения за счет использования различных вербальных средств (синонимы, антонимы, переспрос, перифраз и др.) и невербальных средств (мимика, жесты, эмоции, показ действия и др.);

— развитие коммуникативных умений и навыков в процессе общения на иностранном языке, например, коммуникабельность, саморегуляция, выражение различных эмоциональных состояний и др.

— формирование, совершенствование, развитие техники чтения вслух или про себя: овладение алфавитом, умение устанавливать звукобуквенные соответствия, правильно озвучивать графический образ слова, овладение основными правилами чтения, овладение определенной скоростью чтения с пониманием прочитанного, овладение средствами выразительного чтения (интонацией, паузированием, ударением) и др.;

— развитие умения читать с извлечением основной, полной, необходимой информации: понимание и осмысление главных фактов различных стилей текста, полное понимание несложного аутентичного текста, умение анализировать отдельные места текста и делать выборочный перевод, умение прочитать текст по диагонали и выбрать заданную информацию и др.;

— развитие монологической речи: умение подготовить высказывание на тему; умение передать прочитанное, услышанное; умение выразить свое отношение и др.;

— развитие диалогической речи: овладение различными видами диалога;

— развитие умения аудировать: восприятие на слух и понимание речи учителя или диктора, текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание;

— формирование, совершенствование, развитие навыков письма как графической системы: овладение графическими и орфографическими навыками и умение ими пользоваться в письменной форме на иностранном языке;

— развитие коммуникативных умений письма: умение письменно оформить и передать информацию в виде плана, выписки из текста, короткого поздравления, пожелания, анкеты и др. [1,6,7].

Задачи урока раскрывают предметные результаты урока иностранного языка и представляют собой поэтапные шаги, ведущие к этим результатам. Примерами задач урока могут выступить следующие формулировки:

в обучении фонетике:

1) ввести звуки … и научить учащихся узнавать их в словах, словосочетаниях, предложениях;

Читайте также:  Язык эльфов dragon age

2) научить произносить звуки … изолировано, в словах, во фразах;

3) научить учащихся воспроизводить рифмовку/скороговорку. со звуком. ;

4) научить учащихся читать вслух текст. содержащий слова со звуком…/звукосочетанием…/звуками…;

в обучении лексике:

1) ввести лексические единицы… и научить учащихся использовать их в ответах на вопросы;

2) научить учащихся понять содержание микротекста/текста, содержащего лексические единицы…;

3) научить учащихся вести беседу по ситуации…, используя лексические единицы…

4) научить учащихся делать монологическое высказывание по ситуации…, используя лексические единицы…

в обучении грамматике:

1) ввести грамматическую структуру…и научить учащихся понимать ее значение в контексте (ответы на вопросы учителя/ учащихся)

2) научить использовать структуру … в ответах на вопросы/ в собственных вопросах;

3) научить использовать структуру … в монологическом высказывании по ситуации…/ в диалогах по ситуации … с опорой на образец/ без опоры на образец;

в обучении говорению:

1) научить учащихся делать связанное монологическое высказывание – повествование/описание/рассуждение по ситуации…/ по тексту… (можно добавить «с опорой на наглядность/ на образец/ на план/ на ключевые слова»;

2) научить учащихся вести диалог (этикетного характера/диалог-обмен мнениями/ диалог-расспрос/ диалог-побуждение к действию) по ситуации…,

в обучении аудированию:

1) научить понимать основное содержание/полное содержание текста…в предъявлении учителя/ диктора;

2) научить учащихся прослушивать текст и найти информацию о…

3) научить учащихся понимать речь учителя в классе;

4) научить учащихся добивать понимания услышанного с помощью просьбы повторить, переспроса.

1) научить учащихся понимать основное содержание текста…;

2) научить учащихся искать необходимую информацию в тексте…;

3) научить учащихся понимать детали текста…;

в обучении техники письма:

1) научить учащихся писать буквы английского алфавита (указать какие);

2) научить учащихся писать букву… в буквосочетаниях, словах (указать каких)

3) научить учащихся правописанию слов… (указать каких) в процесс решения кроссворда/ребуса;

1) научить учащихся писать письмо личного характера/деловое письмо/заполнять формуляр (на основе образца/без опоры на образец);

Учитель решает на одном уроке до 3 практических задач, которые соотносятся с практической целью как частное и общее. Ставя задачи, учитель намечает определенный путь их решения.

Пример 1.На уроке учитель планирует осведомить учащихся о том, как можно проводить свои летние каникулы.

Предметные результаты: развитие монологических умений.

1) научить учащихся делать монологическое высказывание объемом 8-10 предложений по речевой ситуации «Путешествие на море» с опорой на ключевые слова…;

2) научить учащихся использовать время Future Simple в монологическом высказывании по ситуации…;

3) научить учащихся понимать основное содержание текста «Travelling Around Canada» по заголовку, по ключевым словам и предложениям абзацев текста.

Пример 2.На уроке учитель планирует ознакомить учащихся с новой лексикой по теме «Спорт».

Предметные результаты: развитие лексических навыков.

1) ввести лексические единицы: sport, jogging, extreme sports, roller-skating, skipping и научить учащихся отвечать на вопросы учителя, содержащие эти слова;

Задачи урока должны иметь четкую формулировку с тем, чтобы сам учитель и присутствующие на его уроке эксперты могли однозначно ответить на вопрос о том, решена та или иная задача урока, обозначенная в плане-конспекте [2].

В заключении отметим, что формулировка практической задачи урока должна соответствовать требованиям:

1. В формулировке должен быть заложен результат, к которому придут учащиеся.

2. Формулировка должна быть конкретной, т.е. включать конкретный материал, который осваивается на данном уроке.

3. Формулировка должна отвечать требованию посильности, т.е. формулируемая задача может быть решена за один отдельно взятый урок.

Источник

Цели урока иностранного языка и способы их достижения

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Виды планов (календарный, тематический, поурочный), задачи и особенности каждого из них

План служит основой любой работы. План – это своего рода фундамент: если он непрочный, таким будет и выстроенное на его основе здание. Кроме того, план не только минимальная гарантия успеха, но и залог уверенности в себе. В своё время Дидро сказал: «Предварительное знание того, что хочешь сделать, даёт смелость и легкость». Всё это полностью относится к учителю.

Перечислим условия, определяющие эффективное планирование:

1. Знание учителем целей обучения и требований к практическим навыкам и умениям учащихся по каждому классу в зависимости от типа школы.

2. Знание программного материала по каждому классу.

3. Знание учебников и учебных пособий.

4. Знание особенностей обучения учащихся различного возраста.

6. Знание основных методических требований к уроку.

7. Знание уровня владения ИЯ в каждом конкретном классе, общего развития учащихся и их отношения к предмету.

Различают следующие виды планов: календарный, тематический и план-конспект урока.

Алгоритм составления тематического плана:

1. Обратитесь к соответствующему разделу «Книги для учителя» и выясните, сколько уроков отводится на данную тему; велась ли работа над ней ранее; какой новый лексический и грамматический материал содержится в теме; каковы конкретные методические указания авторов по её изучению.

2. Наметьте конкретные практические цели работы над темой по видам речевой деятельности, т.е. чётко определите, что должны уметь делать учащиеся в говорении, чтении, аудировании и письме после прохождения данной темы. Очертите круг наиболее типичных ситуаций общения по данной теме, сформулируйте речевые задачи.

3. Составьте сценарий заключительного творческого урока по данной теме, целью которого было бы развитие неподготовленной речи на межтемной основе.

4. Тщательно изучите материал по теме в учебнике. Определите, какой материал следует сократить, а какой расширить для достижения намеченных практических целей.

Читайте также:  Фгос открытый урок русского языка

5. Соотнесите намеченные практические цели с конкретной целью каждого урока. Определите содержание речевого материала на каждом из уроков. Спланируйте цепочку уроков. Определите место каждого из них в цикле уроков.

6. Оцените тематический план с точки зрения взаимодействия видов речевой деятельности, взаимосвязи уроков и организации систематического повторения.

7. Спланируйте использование средств обучения на каждом уроке.

Схема последовательности действий учителя по составлению плана урока:

1. Определите тему урока.

2. Определите место данного урока в цикле уроков по теме.

3. Изучите методические указания к проведению этого урока по « Книге для учителя» и внесите коррективы с учётом индивидуальных особенностей группы.

4. Определите тип и вид данного урока, чётко сформулируйте цель и сопутствующие задачи.

5. Определите количество этапов урока и задачу каждого из них.

6. Продумайте форму проведения и содержание начала урока.

7. Подберите речевой материал и упражнения, адекватные задаче каждого этапа урока.

9. Определите режим выполнения каждого упражнения и языковые средства для реализации поставленной задачи.

10. Определите способы контроля навыков и умений учащихся на уроке.

11. Подготовьте необходимый наглядный и раздаточный материал, требуемый для достижения цели данного урока с учётом индивидуальных особенностей каждого учащегося.

12. Оптимально распределите рабочее время по этапам урока.

13. Продумайте форму разъяснения домашнего задания с учётом индивидуальных особенностей группы.

План-конспект урока иностранного языка

План-конспект урока студента-практиканта пишется очень подробно, перед уроком обязательно обсуждается с учителем и методистом, которые его подписывают. Наличие плана позволяет учителю делать все необходимые отступления, каждый раз возвращаясь на основную линию урока. В деятельности планирования урока обязательно учитывается логика урока, четыре её составляющие: целенаправленность, целостность, динамика и связность. С помощью плана обеспечивается необходимая жёсткость управления учебным процессом: имеется в виду детерминация целей, соблюдение временных параметров, обеспечение необходимой динамики развития учащихся, их познавательной активности, строгой последовательности выполнения упражнений. Но учитель должен быть и достаточно гибким импровизатором. Импровизация проявляется в оригинальности решений, в нестандартном подходе к организации упражнений, подбору дополнительного материала.

зачётного урока по английскому языку в 5-ом классе

средней школы № 13 г. Мозыря

студентки 5 курса, 1-ой группы

— Дата (число, месяц, год)

— Название темы (посередине)

— Оснащение (оборудование) урока

— Методист (его Ф.И.О.) – подпись

№ п/п; Название этапа (подэтапа); Задача этапа (подэтапа); Содержание урока (деятельность учителя / деятельность ученика, упражнения, задания, формы работы); время на каждый этап. Возможно включение раздела Контроль, Педагогическая модель; примечания.

К плану урока прилагается используемая наглядность, раздаточный материал, фономатериалы, компьютерные программы, тесты и т.д.

Написав план, следует ещё раз окинуть его взгля­дом, соотнеся друг с другом не только все моменты урока, но и уточнив тональность, в которой должно происходить действие урока. Иными словами, учителю важно планировать своё речевое и неречевое поведение, а не только последовательность упражнений.

Цели урока иностранного языка и способы их достижения

Подготовка к уроку начинается с формулировки целей. Основная цель определяет весь ход урока, все его составные компоненты. В соответствии с ней осуществляется выбор типа урока, его этапов, содержания учебного материала, способов достижения цели. Недостаточно ясное понимание целей урока ведёт за собой проблемы с подбором упражнений, выбором форм и приёмов обучения и т.д.

Цели урока не могут быть произвольными, они взаимосвязаны с содержанием того, что будет в поле зрения учителя на данном уроке.

Проиллюстрируем взаимосвязь практических целей урока с содержанием языковых знаний, навыков и коммуникативных умений по четырём видам речевой деятельности: чтению, говорению, аудированию, письму.

Вид речевой деятельности: чтение.
Примерные формулировки практических целей урока:

— формирование (совершенствование, развитие) навыков техники чтения вслух или про себя 9для начальной школы);

— развитие умения чтения и понимания с разной степенью полноты и глубины текстов различных функциональных стилей (художественного, общественно-политического, научно-популярного);

— развитие умения чтения с извлечением основной информации (ознакомительное чтение);

— развитие умения чтения с извлечением полной информации (изучающее чтение);

— развитие умения чтения с извлечением нужной информации (поисковое чтение);

— развитие умения выбрать из прочитанного то, что необходимо для использования в устном высказывании;

— развитие умении выбрать главное из текста или нескольких текстов.

Содержание языковых знаний, навыков и коммуникативных умений, соот­ветствующих данной цели:

Овладение алфавитом, умение устанавливать звуко-буквенные соответствия,
правильно озвучивать графический образ слова и соотносить его со значением; овладение основными правилами чтения; увеличение оперативной единицы восприя­тия текста (слог, слово, синтагма, фраза, абзац); овладение определенной скоростью чтения с пониманием прочитанного (в том числе за счёт языковой догадки и умения предвосхищать отдельные грамматические формы и содержание текста); овладение средствами выразительного чтения (интонацией, паузированием, иноязычным и ло­гическим ударением).

– Понимание и осмысление главных фактов нормативного несложного художе­ственного, научно-популярного, публицистического, прагматического текста, соот­ветствующего возрастным особенностям и интересам учащихся.

— Полное и точное понимание несложного аутентичного и адаптированного
текста; умение ориентироваться в лингвистических особенностях изучаемого языка;
умение анализировать отдельные места текста и делать выборочный перевод.

— Овладение просмотровым чтением, умение прочитать текст по диагонали и
выбрать заданную или интересующую информацию.

Вид речевой деятельности: говорение.

Примерные формулировки практических целей урока:

— развитие умения осуществлять диалогическое и монологическое общение, соответствующее цели, ситуации, реальным коммуникативным потребностям и воз­растным интересам учащихся;

— развитие умений речевого этикета;

— развитие умений выражать основные речевые функции: предложить, спрасить, узнать;

Читайте также:  Чеченский и даргинский языки

— развитие умения высказываться логично, связно;

— развитие умения передать прочитанное, увиденное, услышанное;

— развитие умения говорения (монологическая речь);

— развитие умения говорения (диалогическая речь).

Содержание языковых знаний, навыков и коммуникативных умений, соответст­вующих данной цели:

— умение подготовить связное высказывание по теме; умение передать прочи­танное с опорой на текст; умение кратко передать основную мысль прочитанного (услышанного) с опорой на текст; умение выразить своё отношение к прочитанному, используя речевые клише.

— овладение диалогом этикетного характера, диалогом-расспросом, диалогом-побуждением к действию, диалогом-обменом мнениями; полилогом (способностью к общению в группе).

Вид речевой деятельности: аудирование.

Примерные формулировки практических целей урока:

— развитие умения воспринимать на слух и понимать содержание разножанровых текстов при непосредственном и опосредованном общении;

— развитие умения аудирования;

— развитие умения понимать сказанное в нормальном темпе.

Содержание языковых знаний, навыков и коммуникативных умений, соответствующих данной цели:

— восприятие на слух и понимание речи, предъявляемой учителем или в звуко­записи; умение добиваться понимания партнёра с помощью переспроса, просьбы пояснить, перевести, повторить, выразить свою мысль иначе.

— восприятие на слух и понимание текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с полным пониманием основного содержания).

Вид речевой деятельности: письмо.

Примерные формулировки практических целей урока:

развитие умения передавать информацию с учетом коммуникативных задач и адресата; правильно оформлять письменное сообщение;

— формирование (совершенствование, развитие) навыков письма как графической системы;

— развитие коммуникативных умений письма;

– развитие умения написать и оформить личное (деловое) письмо.

Содержание языковых знаний, навыков и коммуникативных умений, соответствующих данной цели:

— овладение графическими и орфографическими навыками; умение ими поль­зоваться в письменной форме на иностранном языке.

— овладение письмом как средством фиксации звучащей речи; умение пись­менно оформить и передать элементарную информацию (план прочитанного или прослушанного текста, выписки из текста, короткое поздравление и пожелание, за­полнение формуляра, анкеты, написание письма с использованием формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка).

Методическое решение проблемы воспитания на уроке реализуется, прежде всего, в целостности учебно-воспитательного процесса. Именно системный подход позволяет наиболее полно использовать факторы обучения, несущие воспитательный потенциал. К этим факторам относятся:

• содержание учебного материала, в том числе лингвострановедческие и страноведческие знания;

• средства обучения, в том числе аутентичные материалы, которые больше всего помогут приблизить учащихся к естественной культурологической среде;

• формы организации познавательной деятельности;

• методы, формы и приёмы, которые использует учитель в учебном процессе;

• разнообразные формы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля учащихся;

• поддержание у учащихся интереса к предмету, формирование стойкой мотивации к изучаемому иностранному языку.

Примерные формулировки воспитательных целей урока:

— воспитание культуры мышления и поведения;

— обогащение духовного мира учащихся;

— формирование системы гуманистических ценностных ориентации;

— развитие умений самоконтроля и самооценки;

— формирование наыков самостоятельной работы;

— формирование готовности к общению на разных уровнях6 с одним собеседником, с группой собеседников, в официальной обстановке;

— воспитание уважения к культурным ценностям, традициям своего народа и других народов;

— понимание роли иностранного языка в будущей профессиональной деятельности;

— формирование интереса к чтению литературы авторов стран изучаемого языка;

— привитие праквил аккуратности и вежливости;

— воспитание терпимого отношения к ошибкам других;

— воспитание культуры взаимоотношений со сверстниками как на уроке, так и вне урока.

Примерные формулировки образовательных целей урока:

— овладение системой знаний об иноязычной культуре;

— формирование картины мира изучаемого языка;

— развитие умений сравнивать культуру своей страны с иноязычной культурой и достигать взаимопонимания с ее носителями;

– формирование знаний о системе английского языка в сравнении с родным;

– формирование знаний о нормах речевых отношений в стране изучаемого языка в сравнении с родной страной;

– формирование знаний о невербальных средствах общения в стране изучаемого языка в сравнении с родной страной;

— расширение лингвистического кругозора учащихся;

– формирование знаний о традициях, обычаях в стране изучаемого языка в сравнении с родной страной;

– расширение знаний и представлений о символике в стране изучаемого языка.

Развивающие цели урокамогут быть сформулированы следующим образом:

— формирование и развитие учебно-организационных умений и навыков (общеучебные и специальные умения и навыки, навыки самоконтроля, умения и навыки самостоятельной работы);

— формирование и развитие познавательных интересов и способностей, твор­ческого мышления;

— формирование и развитие умений и навыков самостоятельного умственного труда;

— развитие интеллектуальной, речемыслительной, волевой, деятельностной и мотивационной сфер языковой личности учащегося;

— формирование и развитие учебно-интеллектуальных умений и навыков (абстрагирование/анализ, синтез, сравнение, систематизация, логика);

— развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности;

— развитие учебно-информационных умений и навыков (при обучении чтению);

— развитие коммуникативных умений и навыков (в процессе общения на иностранном языке);

— развитие компенсаторных умений и навыков (умение при дефиците языковых средств выходить из трудного положения за счёт использования синонима, перифраза и т.д.);

— развитие способности к антиципации (предвосхищению, упреждению) структуры фразы, текста и содержания высказывания или текста;

— развитие языковой догадки на основе контекста, словообразования, словосложения, интуиции;

— развитие фонематического слуха;

— развитие умения планировать свое высказывание;

— развитие способности к логическому изложению содержания высказывания;

— развитие способности к узнаванию в тексте языковых и речевых единиц (зрительно и на слух).

Дата добавления: 2015-12-10 ; просмотров: 10467 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Ответы на самые частые вопросы пользователей рунета
Добавить комментарий

Adblock
detector