Развитие русского языка конспект урока

Периоды развития русского языка 10 класс
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: Периоды в истории развития русского языка.

Цели: Расширить знания учащихся о периодах развития русского языка;

Выработать умение соотносить понятия «период» и «возникновение языка»;

Тип урока: урок получения новых знаний.

Форма урока: школьная лекция (лекция-беседа) с использованием компьютерной презентации.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор.

Содержание медиа презентации

I. Актуализация темы, определение задания.

Вводное слово учителя:

«Мы с вами часто слышим, что русский язык за последнее время изменился не в лучшую сторону, поэтому на сегодняшнем уроке важно понять, как возник русский язык, какие изменения происходили в нём в различные исторические периоды.

Тема сегодняшнего урока: «Периоды в истории развития русского языка».

Задача сегодняшнего урока: понять, как формировался современный литературный русский язык,

научиться соотносить понятия «период» и «возникновение языка»;

II. Слушание лекции учителя (20–30 минут).

Современный русский язык начал формироваться достаточно давно. Многие учёные указывают 6-7 век. Однако большинство учёных в истории русского языка выделяют три периода:1) 10(6-7)вв-14 в; 2) 15-17вв3) 18-20вв.

Первый период начинается выделением языков восточных славян (предков русских, украинцев, белорусов) из общеславянского единства. С этого времени ведёт существование восточнославянский (древнерусский) язык.

Пример: Аще кто в печали человека призрит, как студеною водою напоить во знойный день.(Перевод: Если кто в печали человеку поможет, то как студеной водой его напоит в знойный день Моление Даниила Заточника)

-Какое событие из истории древней Руси дало толчок развитию языка (крещение Руси 988 года)?

-Какие памятники древнерусской литературы, относящиеся к первому периоду, вы знаете (Повесть Временных лет, Слово о полку Игореве)?

Начало второго периода – распад единого восточнославянского языка и образование языка великорусской народности. В это время происходит формирование

централизованного государства вокруг Москвы. Феодальная раздробленность сменяется новым объединением восточнославянских земель на северо-востоке.

Пример: От царя и Великого князя Ивана Васильевича всея Русии Василью Григорьевичю Грязному Ильину

Что писал еси, что по грехом взяли тебя в полон, ино было, Васюшка, без путя середи крымских улусов не заезжати; а уже заехано — ино было не по объездному спати: ты чаял, что в объезд приехал с собаками за зайцы — ажно крымцы самого тебя в торок ввязали. (Перевод: От царя и Великого князя Ивана Васильевича всея Руси Василию Григорьевичу Грязному-Ильину

Писал ты, что за грехи взяли тебя в плен, так надо было Васюшка, без пути средь крымских улусов не разъезжать; а уж как заехал, надо было не по-объездному спать: ты думал, что в объезд приехал с собаками и зайцами, а крымцы самого тебя к седлу и привязали. Послание Ивана Грозного Василию Грязному)

Вопрос для учащихся:

— Какие исторические события могли отразиться на формировании языка великорусской народности (Распад киевской Руси, монголо-татарское нашествие, изобретение книгопечатания Иваном Фёдоровым);

— Какие памятники письменности этого периода вы знаете (Задонщина, Хождение за три моря, Письма Ивана Грозного)

Третий период длится с начала 18 века по настоящее время. К середине 18 века складывается устно-разговорная разновидность русского языка. Развивается русский литературный язык в произведениях А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В.Ломоносова. В 19 веке А.С. Пушкин нашёл пути органического слияния трёх языковых стихий – славянизмов, народно-разговорных и западноевропейских элементов, которые оказали решающее влияние на выработку норм русского литературного языка.

В развитии современного русского литературного языка, формировании его норм сыграла языковая практика крупнейших писателей 19-20 веков. Со второй половины влияние на развитие литературного языка оказывает язык науки и публицистики.

Лексический состав русского языка является продуктом многовекового исторического развития. Он активно пополняется за счёт производных слов и заимствований их других языков. Открытость русского языка к заимствованиям – его характерная черта, свидетельствующая о гибкости его лексического строя и являющаяся одним из источников его словарного богатства.

Пример: Ложь и фальшь, вот что со всех сторон, и вот что иногда несносно! ( Словарь-конкорданс публицистики Ф.М.Достоевского |

Дневник писателя. 1876 (май-октябрь))

— Кто из русских писателей 19 века внёс вклад в развитие языка ( И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, А.М. Горький и др.)

Конспектирование, ответ на вопросы учителя

III. Активная работа учащихся в соответствии с индивидуальными или фронтальными заданиями учителя.

2. Упр 268 (Русский язык под. ред Власенкова А.И, Рыбченковой Л.М)

— академик И.И Срезневский утверждал, что развитие языка не зависит от воли отдельного человека. Согласны ли вы с этим? Приведите примеры, в каких значениях в тексте употреблено слово «язык».

3. Выделение тенденций развития современного русского языка: неоправданное заимствование слов, падение грамотности в результате влияния СМИ, сети Интернет.

Работа над выполнением заданий учителя с использованием конспекта лекции

Работа в группах и индивидуально над выполнением упр 268

IV. Обсуждение выполнения заданий.

Исправление ошибок учащихся.

V. Подведение итогов.

— Какие новые термины вы узнали?

-На какие периоды можно условно разделить историю русского языка?

2) Оценивание работы учащихся

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

…В сатире действительность как некое несовершенство противополагается идеалу, как высшей реальности. Ф.Шиллер.

Читайте также:  Слуга народа на украинском языке

Методическая проблема ШМО учителей русского языка и литературы: «Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования».

Индивидуальный план развития в межаттестационный период учителя русского языка и литературы.

Индивидуальный план повышенияпрофессионального уровняна межаттестационный периодучителя русского языка и литературыИшмухамедовой Гульнары Фиргатовны.

В работе рассматирвается история изучения заимствованной английской лексики в русском языке, делается сравнительный анализ словарей иностранных слов с точки зрения количества.

План самообразования на межаттестационный период уителя русского языка и литературы Мазитовой З.А. Тема самообразования: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского я.

ВВЕДЕНИЕС именем Михаила Васильевича Ломоносова связана реформа русского языка. Этот выдающийся ученый заложил основы русской научной терминологии. Ему же принадлежит учение о трех стилях, в котором о.

Источник

Урок русского языка «Периоды развития русского языка» 10 класс

Тема: Периоды в истории развития русского языка.

Цели: Расширить знания учащихся о периодах развития русского языка;

Выработать умение соотносить понятия «период» и «возникновение языка»;

Тип урока: урок получения новых знаний.

Форма урока: школьная лекция (лекция-беседа) с использованием компьютерной презентации.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор.

Вводное слово учителя:

«Мы с вами часто слышим, что русский язык за последнее время изменился не в лучшую сторону, поэтому на сегодняшнем уроке важно понять, как возник русский язык, какие изменения происходили в нём в различные исторические периоды.

Тема сегодняшнего урока: «Периоды в истории развития русского языка».

Задача сегодняшнего урока: понять, как формировался современный литературный русский язык,

научиться соотносить понятия «период» и «возникновение языка»;

II. Слушание лекции учителя (20–30 минут).

Современный русский язык начал формироваться достаточно давно. Многие учёные указывают 6-7 век. Однако большинство учёных в истории русского языка выделяют три периода:1) 10(6-7)вв-14 в; 2) 15-17вв3) 18-20вв.

Первый период начинается выделением языков восточных славян (предков русских, украинцев, белорусов) из общеславянского единства. С этого времени ведёт существование восточнославянский (древнерусский) язык.

Пример: Аще кто в печали человека призрит, как студеною водою напоить во знойный день.(Перевод: Если кто в печали человеку поможет, то как студеной водой его напоит в знойный день Моление Даниила Заточника)

-Какое событие из истории древней Руси дало толчок развитию языка (крещение Руси 988 года)?

-Какие памятники древнерусской литературы, относящиеся к первому периоду, вы знаете (Повесть Временных лет, Слово о полку Игореве)?

Начало второго периода – распад единого восточнославянского языка и образование языка великорусской народности. В это время происходит формирование

централизованного государства вокруг Москвы. Феодальная раздробленность сменяется новым объединением восточнославянских земель на северо-востоке.

Пример: От царя и Великого князя Ивана Васильевича всея Русии Василью Григорьевичю Грязному Ильину

Что писал еси, что по грехом взяли тебя в полон, ино было, Васюшка, без путя середи крымских улусов не заезжати; а уже заехано — ино было не по объездному спати: ты чаял, что в объезд приехал с собаками за зайцы — ажно крымцы самого тебя в торок ввязали. (Перевод: От царя и Великого князя Ивана Васильевича всея Руси Василию Григорьевичу Грязному-Ильину

Писал ты, что за грехи взяли тебя в плен, так надо было Васюшка, без пути средь крымских улусов не разъезжать; а уж как заехал, надо было не по-объездному спать: ты думал, что в объезд приехал с собаками и зайцами, а крымцы самого тебя к седлу и привязали. Послание Ивана Грозного Василию Грязному)

Вопрос для учащихся:

— Какие исторические события могли отразиться на формировании языка великорусской народности (Распад киевской Руси, монголо-татарское нашествие, изобретение книгопечатания Иваном Фёдоровым);

— Какие памятники письменности этого периода вы знаете (Задонщина, Хождение за три моря, Письма Ивана Грозного)

Третий период длится с начала 18 века по настоящее время. К середине 18 века складывается устно-разговорная разновидность русского языка. Развивается русский литературный язык в произведениях А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В.Ломоносова. В 19 веке А.С. Пушкин нашёл пути органического слияния трёх языковых стихий – славянизмов, народно-разговорных и западноевропейских элементов, которые оказали решающее влияние на выработку норм русского литературного языка.

В развитии современного русского литературного языка, формировании его норм сыграла языковая практика крупнейших писателей 19-20 веков. Со второй половины влияние на развитие литературного языка оказывает язык науки и публицистики.

Лексический состав русского языка является продуктом многовекового исторического развития. Он активно пополняется за счёт производных слов и заимствований их других языков. Открытость русского языка к заимствованиям – его характерная черта, свидетельствующая о гибкости его лексического строя и являющаяся одним из источников его словарного богатства.

Пример:Ложь и фальшь, вот что со всех сторон, и вот что иногда несносно!( Словарь-конкорданс публицистики Ф.М.Достоевского |

Дневник писателя. 1876 (май-октябрь))

— Кто из русских писателей 19 века внёс вклад в развитие языка ( И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, А.М. Горький и др.)

Конспектирование, ответ на вопросы учителя

III. Активная работа учащихся в соответствии с индивидуальными или фронтальными заданиями учителя.

Как вы понимаете значение выражений:

2. Упр 268 (Русский язык под. ред Власенкова А.И, Рыбченковой Л.М)

— академик И.И Срезневский утверждал, что развитие языка не зависит от воли отдельного человека. Согласны ли вы с этим? Приведите примеры, в каких значениях в тексте употреблено слово «язык».

3. Выделение тенденций развития современного русского языка: неоправданное заимствование слов, падение грамотности в результате влияния СМИ, сети Интернет.

Читайте также:  Русский язык в творчестве тургенева

Работа над выполнением заданий учителя с использованием конспекта лекции

Работа в группах и индивидуально над выполнением упр 268

IV. Обсуждение выполнения заданий.

Исправление ошибок учащихся.

V. Подведение итогов.

— Какие новые термины вы узнали?

-На какие периоды можно условно разделить историю русского языка?

Источник

Конспект урока родного языка (русского) для 9 класса. Тема: «Развитие языка как объективный процесс».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока родного языка (русского) для 9 класса. Тема: «Развитие языка как объективный процесс».»

Тема: «Развитие языка как объективный процесс».
Цели:1.Познакомить с активными процессами, происходящими в лексике, морфологии, и орфоэпии русского языка (устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы, историзмы, неологизмы).
2.Развивать познавательную активность, формировать грамотную по всем нормам разговорную речь, совершенствовать навыки комплексного разбора текста.
3.Воспитывать бережное отношение и любовь к русскому языку.

Ход урока:
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания

3. Постановка цели урока

«Язык есть самая живая, самая обильная

и прочная связь, соединяющая отжившие,

живущие и будущие поколения народа в

одно великое, историческое живое целое…»

— Итак, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

-Может, кто-то сможет назвать тему урока?

Тема нашего урока – «Развитие языка как объективный процесс».

— Открыли тетради, записали число, классная работа и тему сегодняшнего урока.

— Тема сегодняшнего урока поможет нам узнать об одном из необычных свойств языка. Ведь язык – это не просто средство передачи информации, орудие, которым мы привычно пользуемся. Язык может жить своей собственной жизнью. Он может диктовать нам свои условия и в то же время быть послушным и преданным человеку.

Задумайтесь: наш родной язык может удовлетворить потребности человека в общении и в эпоху княжеской Руси, и в век высочайших компьютерных технологий. Значит, язык способен развиваться и совершенствоваться, помогая в этом и нам.

Знаменитый древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и велел Эзопу приготовить для них самое лучшее на свете блюдо. Когда Эзоп подал гостям язык, гости удивились. Эзоп сказал: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, мы изучаем науки, люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, мириться, приветствовать… Поэтому нужно знать, что нет ничего лучше языка».

Против такого объяснения не нашлось возражений. В другой раз Ксанф приказал Эзопу приготовить самое худшее блюдо. Когда Эзоп вновь приготовил языки, все удивились и потребовали объяснений. Эзоп обратился к Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лгать, лицемерить, хитрить, ссориться. Он может вызвать войну. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!».

Гости и Ксанф не нашлись, что ответить Эзопу, имя которого до сих пор известно миру. Имена же тех, кто считал себе выше, безвозвратно канули в лету.

— На каких явлениях основана эта легенда?(Омонимия, многозначность).

— Какой язык имел в виду Эзоп в своих объяснениях?

— С каким значением слова язык мы имеем дело на уроках русского языка?

— Являются ли синонимами слова «язык» и «речь»? (Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств. Речь – способность говорить, говорение.

Язык служит для общения друг с другом, является средством связи между людьми для обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.)

— Да, «язык» мы рассматриваем часто как синоним слова «речь».

-Ребята, а сейчас я попрошу вас вспомнить фразеологизмы, пословицы, загадки со словом «язык».

1.Длинный язык, язык без костей (о болтливости).

2.Язык на плече, высунув язык (об усталости)

3.Найти общий язык (договориться).

4.Язык не повернется (не осмелится).

5.Держать язык за зубами, придержать язык (молчать).

6.Проглотить язык (лишиться дара речи).

7.Прикусить язык (пожалеть о сказанном).

8.Язык развязался, язык распустил (разговорился)

9.Язык чешется (хочется высказаться).

10.Черт за язык дернул, сорвалось с языка (пожалеть о сказанном)

11.Язык сломаешь (о трудно произносимом)

12.Не сходить с языка (постоянно говорить о чем-либо)

13.Говорить на разных языках (не понимать друг друга).

14.Вертится на языке (о невозможности вспомнить).

15.Язык до Киева доведет (люди помогут найти дорогу).

Орфоэпическая минутка. Расставьте ударения.

ДоговОр. столЯр, предположИть, красИвее, нАчал, партЕр, алфавИт, ржАветь, позвонИт, облегчИть, тОрты,досУг, кУхонный, балОванный,жалюзИ,завИдно, ломОть, бАрмен, фОрзац, срЕдства, слИвовый.

Фонетический разбор: язык, рукописи

Определите способ связи словосочетаний:

Язык Пушкина (управл), древнегреческий язык (согласов),

преемственное накопление (управл)),

современный язык (согласов), языковые явления (согласов),)

укоротить язык (управл), хорошо говорить (примык),

тянуть за язык (управл).

Синтаксический разбор предложения.

Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.

(Составная конструкция, состоящая из краткого прилагательного и инфинитива быть)

(Повест,, невоскл.. сложное, сложноподчиненное с придаточным изъяснительным; состоит из 2 простых предложений. Далее разбирается каждое простое предложение)

4. Работа над новым материалом.

Язык как объективное явление изменяется и развивается по своей внутренней логике, которая остается неизвестной говорящим. И только ученые, исследующие эволюцию языковой системы, в той или другой мере открывают тенденции развития языка, его направление и логику. Своеобразие этого развития заключается в том, что объектив­ный его ход слагается из субъективных намерений речевой деятельности участвующих в общении людей. Вспомним весьма при­мечательное суждение о том, что язык, будучи орудием сознания, сам по себе создание бессознательное. Говорящие на том или другом языке сознательно не участвовали в образовании имен существительных, прилагательных, наречий, фонем, определенного строя предложения и т. д. Все это образовалось в процессе эволюции языка объективно и стихийно, независимо от воли и намерений говорящих, отвечая потребностям человеческого общения, отражения и познания действительности, развития языка и мышления.

Читайте также:  Современное словотворчество носителей русского языка

В связи с этим возникает весьма важный не выясненный в языко­знании вопрос о том, существует ли определенная цель в этом объективном движении и развитии языка? Многие лингвисты оспари­вают самое постановку этого вопроса (А.А. Потебня, Е. Косериу и др.). В то же время эта проблема следует из всего содержания известного теоретического труда В. Гумбольдта.

Е. Косериу считает, что проводником изменений является речь. Если же мы зададимся вопросом о причине изменений языковых фактов, мы необходимо должны выяснять, для какой цели эти изме­нения произошли. «. Язык,— пишет Е. Косериу,— как объективный факт, как историческая техника речи ни к чему не стремится и не может стремиться. Телеологический подход, при котором языку приписывается стремление к внешней объективной цели, должен быть отвергнут».

Однако это суждение Е. Косериу требует уточнения. Разумеется, у языка нет какой-то внешней объективной цели или внешней тенден­ции развития. Но источник его внутреннего самодвижения, как мы хотели показать выше, есть. Источник самодвижения, надо пола­гать, определяет и направление движения и развития языка. В языке сквозь множество целей, в соответствии с которыми осуществляется речевая деятельность говорящих и образуются высказывания, в кото­рых язык и существует как явление, пробивает себе дорогу, как равнодействующая, определенное направление развития языка.Если бы в языке действовали только субъективные цели и отсутствовало детерминированное под воздействием прежде всего внутренних фак­торов закономерное развертывание и развитие языковой системы, то откуда бы могла сформироваться строгая система языка, точнее — система систем, в создании которой говорящие хотя и участвовали, но совершенно бессознательно, не догадываясь о происходящих глубин­ных процессах. Нам, разумеется, не дано знать предопределенности цели, но определение или угадывание направления движения языка на основе сравнения в синхронии и диахронии изменяющихся фактов возможно. Э. Сепир, например, писал: «У языкового движения есть свое направление. Направление это может быть в общих чертах выведено из прошлой истории языка».

Изменение — постоянно присущее языку свойство. «Язык создает­ся посредством изменения,— пишет Е. Косериу,— и «умирает» как таковой, когда он перестает изменяться». Задолго до Е. Ко­сериу сходное положение высказывал Д.Н. Ушаков: «Язык находится в постоянном изменении, в этом изменении и состоит жизнь языка». Изменение языка — это не просто модификация раз навсегда созданной, реализованной системы, а непрерывное создание системы. Система находится в постоянном движении и сози­дании, а язык тем самым пребывает в постоянном процессе система­тизации. Изменения не противостоят системе, они не могут быть восприняты вне непрерывности языка. Изменения не могут происхо­дить между двумя различными статичными состояниями языка; «со­стояние языка — это не статические этапы, а моменты непрерывной систематизации». Уже из того наблюдения, что форма изменений языка представляет собой сосуществование изофункциональных элементов, можно сделать вывод, что изменение — не изолированный факт, оно предполагает системные отношения.

-Какая существует актуальная проблема культуры речи на сегодняшний день?

Молодые люди по большей части общаются на уровне жаргонов и диалектов, забывая о литературном языке. Назначение этимологии приводит к безграмотности, к неуместному и неправильному употреблению слов в речи. Речь молодёжи плохо развита.

Исследовав русскую лексику с точки зрения происхождения и употребления, я думаю, что молодые люди поймут и осознают всю прелесть русского языка, научатся более грамотно и выразительно общаться – ведь русский язык, это наш родной язык

Проблемы Русский язык как средство общения и взаимопонимания граждан России:

засорение языка ненормативной лексикой, неоправданное употребление

иностранных слов, сленга

(Ключевое слово в сочетании «современный русский язык» слово русский. Это язык, созданный народом, на котором он строит свою культуру; для русского человека он – родной.

Среди более двух с половиной тысяч языков (по другим данным – около 3 500), известных на земном шаре, русский язык является одним из распространенных и удовлетворяет языковые потребности не только русских, но и людей других национальностей, живущих в России и за ее пределами).

-Какие разделы науки о языке вы знаете?

Давайте понаблюдаем над изменениями различных языковых норм с течением времени.

3. Выполнение тренировочных заданий.
Изменения орфоэпических норм
— Что такое орфоэпия?(Орфоэпия – это правила литературного произношения.)

— Непривычно звучит для уха?

Задание 2.Послушайте строчки из романа А. Пушкина «Евгений Онегин»:
« Гремит музыка полковая…», « Недуг, которому причину давно бы отыскать пора, подобный английскому сплину, короче: русская хандра им овладела понемногу».

Во времена Пушкина эти ударения были нормой

Задание 3. Изменение грамматических форм слов.
Шумит порывный ветр между дерев нагих.
И, желтый лист крутя, далеко завевает. ( Н. И. Гнедич. «Осень» )

— Определите тему предложения. (Поздняя осень.)
— Назовите ключевые слова. (Порывный ветр, дерев нагих, желтый лист.)
— Какие из названных слов не употребляются в современном русском языке? Назовите современные аналоги этих слов.
(Порывный – порывистый, ветр – ветер, дерев – деревьев.)

— Какие изменения произошли в процессе образования новых слов?
(Изменения в образовании прилагательных – с помощью суффикса – ист.

Образование множественного числа существительных деревья – деревьев.

Все изменения слов относятся к историческим процессам.)

Задание 4. « Заполни таблицу»
Открываем тетради. Необходимо заполнить следующую таблицу по заданию.

Источник

Ответы на самые частые вопросы пользователей рунета
Добавить комментарий

Adblock
detector