Развитие речи русский язык задания

Упражнения для развития речи
методическая разработка по русскому языку

Упражнения для развития речи

Скачать:

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития связной речи учащихся начальной школы на уроках русского языка

1. Упражнения для развития фонематического слуха.

1. «Назови слова» (для развития слуховой дифференцировки)

3. «Играем со словом»

Кто на дереве сидит? Кит.

В океане кто плывет? Кот.

В огороде что растет? Рак.

Всех расставить по местам».

Спросите у ребенка: «Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?»

5. «Придумай новое слово»

Задание: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом- дым».

Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

2. Упражнения для развития грамматических навыков

1. «Вторая половинка». (чтение только второй половины слова)

При чтении произносится только вторая половина слова. Мысленная линия раздела проходит примерно по середине слова (абсолютная точность не обязательна). Это позволяет акцентировать конец слова как существенную часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало. Используйте упражнение чаще, если ребенок искажает окончания при чтении.

Примеры: Чтение, только, трава, солома, кровать, кастрюля, рыба, береза.

Вышел из кухни, подойдут к сторожке, отбежала от собаки.

Лесная поляна покрыта пушистым снегом.

2. «Кто? Что?» (составление предложений по разным моделям)

«Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том:

Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко.)

Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой.)

Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле.)»

3. «Закончи предложение»

Задание: «Попробуй угадать конец фразы».

4. «Добавь слова» (распространение предложений)

Задание: «Сейчас я скажу предложение. Например: «Мама шьет платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?»

5. «Составь фразу» (образование предложений из слов)

1. Придумай предложения, используя следующие слова:

забавный щенок полная корзина

2. «Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?»: Дымок, идет, трубы, из. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

3. Упражнения для развития словарного запаса.

Назвать как можно больше слов, обозначающих фрукты, цветы и др. (Можно проводить в виде соревнования).

Учитель называет предмет, а дети рассказывают, что этот предмет может делать. Необходимо назвать как можно больше слов, обозначающих действие. Затем можно повторить ту же игру наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди?» и т.д.

«Если предмет сделан из железа, то какой он?» (из бумаги, из дерева и др.)

«Назови другой предмет, такой же белый, как снег». (Такой же узкий, как лента; такой же круглый, как мяч; такой же жёлтый, как лимон).

«Сравни по вкусу лимон и мёд, по цвету – гвоздику и ромашку, по прочности – верёвку и нитку, по высоте – гору и холм».

3. «Слова – приятели» (работа с синонимами)

«Как по-другому можно сказать о печальном человеке?

«Каким словом можно заменить слово «конь», «врач», «пища» и т.д.?»

«Какое слово лишнее? Почему?»

«Отгадай, какое слово я хочу сказать: по…. » (поле, порт, пост, поезд и т.д.)

«Объясни, что такое велосипед?» (Ребёнок должен выделить существенные признаки, назначение предмета)

4. Упражнения для развития устной речи.

1.Что было сначала, что потом?

На доске записан текст с нарушенным порядком предложений, а на карточках записаны отдельные предложения. Учащиеся должны разложить карточки с предложения так, что получился рассказ, отражающий последовательность событий.

Щуку положили в ведро, принесли домой. Они взяли удочку и ведро. На реке они поймали большую щуку. Паша и Леша пошли на реку.

2. Придумай рассказ, зная начало и конец.

а) Пошли дети в лес ……. А медведя с тех пор никто больше не видел.

б) Купила мама Пете машинку ……. Молодец Петя! Не пожалел для друга игрушку.

Даша была в классе самая маленькая. Ребятишки часто потешались над ней, а некоторые и обижали. Больше всего она боялась Димку Чижикова, он всегда дразнил ее, дергал за косички, а один раз даже толкнул в грязь. Вот однажды пошла Даша гулять, а навстречу ей Димка. ……..

Детям предлагается прослушать начало сказки и придумать продолжение.

В некотором царстве, в тридесятом государстве, жили были король с королевой. У них росла красавица – дочка. Была она ласковой и послушной девочкой. Но вот однажды ………

5. Придумай сказку о том, как:

в) заговорил пес Шарик;

6. Поставь предложения в нужном порядке, чтобы получился текст.

Там протекал чистый ручеек. Всем было весело. Осенью наш класс ходил на прогулку в лес. День был теплый и солнечный. Мы вышли к оврагу. Деревья стояли в золотом уборе.

Замерзли реки, пруд за деревней. Наступила зима. Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по гладкому льду. Снег покрыл поля, крыши домов, тропинки в лесу. Рады ребятишки. Дует холодный ветер.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подобран материал для уроков чтения и письма в начальной школе.

Методическая разработка для учителей начальных классов.

В данном конспекте отражена работа по обучению детей новой технике рисования и развитию связной речи детей.

Развитию речи учащихся в начальной школе отводится важная роль, это зафиксировано в планируемых результатах освоения учебной Программы основного начального обр.

Источник

Практические задания по развитию речи на уроках «Русского языка»

Практические задания по «Развитию речи»

Письмо-это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. (С.И. Ожегов)

Письмо-беседа, посылаемая от одного лица, другому. (В. Даль)

2 класс. Напиши письмо экологам, выбери актуальную проблему и опиши её с помощью взрослого.

3 класс. Напиши письмо экологам, выбери актуальную проблему и опиши её с помощью одноклассника в паре, в группе.

4 класс. Напиши письмо экологам, выбери актуальную проблему и опиши её самостоятельно.

2 класс. Напиши телеграмму экологам с помощью взрослого.

3 класс. Напиши телеграмму в паре, группе.

4 класс. Напиши телеграмму самостоятельно.

Приёмы создания сказки.

Техника фантастических гипотез.

Суть приёма заключается в постановке вопроса:

Для постановки вопроса можно взять любые подлежащее и сказуемое. Их сочетание и даёт гипотезу, на основании которой можно создавать, творить, фантазировать:

-Что было бы, если все люди стали волшебниками?

-Что было бы, если все игрушки ожили?

-Что было бы, если деревья умели говорить?

-Что было бы, если люди, живущие на нашей планете перестали улыбаться?

Класс разбивается на небольшие группы по 5-7 человек.В группах каждый ученик пишет начало сказки и передает по цепочке. Затем пишется продолжение сказок и снова передается по цепочке. В результате в группе будет столько сказок, сколько в ней человек. После написания выбирается лучшая сказка в каждой из групп ( по мнению её членов), и продукт коллективного творчества предъявляется всему классу.( 2 класс)

В это время возможно и следующее задание: определить кем написан тот или иной отрывок текста (3 класс)

Вот волшебные ларцы.

Здесь начала, там концы.

В руках учителя два волшебных ларца. В одном ларце находятся написанные начала сказок, во втором- концы. Каждый ученик вытягивает по одному листочку из каждого ларца, после чего придумывает середину сказки. Когда творческий процесс заканчивается, дети знакомят друг друга с тем, что получилось. Это знакомство со сказками может осуществляться в паре ( соседи по парте) или в творческом объединении (группе учащихся). Заготовив столько карточек, сколько учеников в классе, можно применять «Волшебные ларцы» многократно.

Примеры некоторых начал

-Однажды встретились урок с переменкой и поспорили, кто из них важнее…

— Жила- была кнопочка. Её жизнь трудно назвать радостной, но однажды…

— Как приятно быть фокусником! Ты можешь всё: выполнить чьё-то желание, неожиданно изменить затруднительную ситуацию, подарить минуты радости.

Примеры некоторых концовок

-Веселье продолжалось целую неделю. Потом все устали от него. Потом все устали от него и вернулись к повседневным делам.

-А как хотелось полетать ещё раз! Но это уже было невозможно!

— Оказывается, и волшебники нуждаются в дружбе, во взаимопомощи, в понимании близких и дорогих им людей.

Применение перечисленных приёмов рождения «своей сказки» способствует развития воображения, а развитие индивидуального речевого запаса позволяет выполнять более сложные работы.( 4 класс)

Однажды обезьянка Олеся, обходя огромное озеро, обнаружила одуванчик. «Одуванчик»,- обрадовалась Олеся. Одуванчик отвернулся от обезьянки. «Отчего отвернулся одуванчик?»- озадаченно огляделась Олеся. «Оглянись! Оранжевые облака, ольха около озера, огромные озёрные окуни». Окрылённый одуванчик огляделся. «Отлично!»- обрадовался он. «Одиночество окончилось»,- отозвалась Олеся.

«Поэзия всюду, даже в траве, надо только нагнуться. Чтобы поднять её» (М. Пришвин). Именно это высказывание помогает мне осознать, «из какого сорта растут стихи». Слово открывается ребёнку по-новому в соседстве с другими словами. Дети превращают слова в игрушку, с помощью которой можно творить чудеса: стихи, загадки, шутки, поговорки.

Читайте также:  Фотосессия учителя английского языка

Толкование поэтических образов.

Поэзия не может существовать без ярких образов и порой неожиданных сравнений.. В качестве примера приведу несколько толкований стихотворных строк С. Есенина.

На пушистых ветках Я так и вижу за окном зимнюю

Снежною каймой берёзку. После оттепели обиль-

Распустились кисти ный лёгкий снежок опушил её

Белой бахромой… ветки. Так рукодельницы распу

скают бахрому на салфетках,

украшая свои изделия. С. Есе-

нин увидел эту красоту на прос

том русском дереве.

Эссе писали на несколько актуальных тем: «Доброта», «Моя семья»…

Источник

Примеры заданий для уроков развития речи

Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной и письменной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.

Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений.

1) Восстановление деформированного текста.

Из данных предложений составь рассказ, запиши его.

Она собрала тонкие веточки.

Настя шла из школы домой.

В школьном саду обрезали деревья.

Скоро заблестели зелёные листочки.

Дома девочка поставила их в воду.

2) Составление предложений из данных слов с добавлением любых других слов: снегурочка сочинение писать

3) Сочинение на тему «Что бы я рассказал африканскому мальчику о зиме».

4) Составление аннотации художественного произведения или научно-популярной статьи.

5) Составление конспекта научно-популярной статьи.

6) Письмо по памяти

На красных лапках гусь тяжёлый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лёд,

Скользит и падает; весёлый

Мелькает, вьётся первый снег,

Звездами падая на брег.

7) Редактирование текста

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

8) Определение границ предложений.

Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

1. По реке плывёт лодка. И плот.

2. Когда деревья качали ветвями. Они тихо поскрипывали.

3. Бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро.

2. Задания на сравнение

Задание 1. Найдите общие и различные черты у выделенных слов.

Прочитайте. Сравни слова как части речи и части слова.

Задание 2. Существительное, корень, прилагательное, окончание, глагол, приставка, предлог, суффикс, местоимение.

Ученики, решая эту орфографическую задачу, выбирают правильный вариант написания слов, обосновывая свои суждения. При этом идут сравнение морфологического состава выделенных слов, анализ их с точки зрения фонетики и орфографии, наличия морфологических признаков и определение принадлежности слов к той или иной части речи. В процессе выполнения задания формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.

Цель таких заданий состоит в совершенствовании орфографической грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщенное значение.

Задание 1. Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.

Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка, зубрила.

В результате предложенные слова группируются:

* по наличию звонких, глухих согласных в начале слова;

* по родам (существительные общего рода, мужского и женского);

* по наличию орфограмм;

* по количеству слогов.

Задание 2. Сгруппируйте слова по нескольким признакам одновременно.

Мякиш_, плач_, молодеж_, приемыш, теч_, малыш_, брош_, кирпич_, царевич_, экипаж_, суш_, роскош_.

Варианты выполнения задания, в которых ученики предлагают сгруппировать слова по трем признакам одновременно:

а) по написанию (существительные с ь и без ь);

б) по родам (существительные мужского и женского рода);

в) по склонениям (существительные 2-го и 3-го склонения).

Таким образом, группировка протекает как процесс анализа, абстрагирования (отвлечения) и обобщения, что развивает творческие способности школьников. По тому, как осуществляются группировки, можно судить не только о характере мыслительных процессов ученика (анализирующее наблюдение, обобщающее мышление и практические действия), но и о тех знаниях, которыми он оперирует.

4. Задания на обобщение

Цель таких упражнений состоит в осмыслении понятия «предмет» на грамматическом уровне, обобщении знаний на основе исследуемых объектов, в развитии уровня аналитико-синтетического мышления.

Задание 1. Определите общее значение сгруппированных слов в каждой строчке и запишите обобщающее слово.

Задание 2. Как бы вы сказали одним словом о человеке: необщительный, скрытный, трудно сближающийся с другими людьми. (Замкнутый)

Задание 3. Замените одним словом: порицать, считать кого-либо неправым, несправедливым, виновным в чем-либо. (Осуждать.)

5. Задания на исключение лишнего

Цель предлагаемых вариантов заданий состоит в усвоении учащимися большого объема знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний.

Методика проведения такого вида задания общеизвестна. Но, в отличие от традиционной методики проведения выполнения этого задания, в системе развивающего обучения она имеет свои особенности: ученикам предлагается такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое слово из четырех предложенных.

Задание 1. Из данного перечня слов найдите четвертое лишнее.

Сосна, клен, ясень, тополь.

Варианты ответов учащихся:

Ученикам предлагается цепочка слов, в процессе работы надо исключать из нее постепенно по одному слову.

Задание 2. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось только одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.

Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.

Варианты ответов учеников:

Эти задания служат как успешному усвоению знаний, так и развитию монологической речи и мышления учащихся. Они создают благоприятные условия для выявления учеником связей грамматического и орфографического материала в процессе применения знаний в новых условиях: в условиях непривычной формулировки задания, оперирования новым языковым материалом, на который должен быть осуществлен перенос знаний, в условиях, требующих сделать самостоятельный вывод, обобщение.

6. Учебная лингвистическая задача

Цель выполнения таких заданий состоит в освоении теоретического языкового материала на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, в развитии умения последующего практического применения теории при анализе языковых явлений, а также в повышении речевой активности на основе сравнения, анализа и синтеза при описании изучаемого объекта.

Задание 1. К какой части речи относится выделенное слово? Докажите. Спишите, расставляя знаки препинания в диалоге. Что создает комический эффект (почему смешно)?

— Часовой! Который час

— Первый ваше благородье!

— Часа с полтора ваше благородье.

Затем предлагается выполнить стимулирующее задание, оцениваются результаты операций, поощряются правильные решения, анализируются ошибки. Если в структуре запрограммирован поэтапный контроль, то проанализировать выполнение, не допустив при этом ошибок, смогут и сами ученики. С этой целью им предлагается карточка №1.

Карточки самоконтроля, содержащие решение одного действия, готовятся заранее для каждого ученика. Ученик, не сумевший выполнить первое действие, обращается самостоятельно к карточке №2 и с ее помощью овладевает необходимым операционным умением.

1) обозначает предмет (кто?);

2) относится к мужскому роду, а также имеет морфологические признаки;

3) является обращением.

Почему смешно? Чем вызван комический эффект?

7. Терминологический диктант

Он способствует развитию словарного запаса учащихся и усвоению литературных норм произношения слов. Так на уроке на тему : «Лексическое значение слов» могут быть предложены следующие задания

1. Шторы из пластинок, навешиваемые на окна (жалюзи).

2. Начитанность, глубокие познания человека в какой-либо области науки (эрудиция).

3. Двойной лист бумаги, соединяющий крышку переплета с самой книжкой (форзац).

4. Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве (филология).

Интегрированный подход в ходе преподавания предметов гуманитарного и эстетического цикла рассматривается в настоящее время как одно из инновационных направлений педагогики. Объективными факторами, стимулирующими развитие данного процесса, являются тенденции целостного осмысления социальных и культурно-значимых явлений, поиск эффективных способов преподавания предметов гуманитарно-художественного цикла. Особенное значение реализация идей и возможностей данного педагогического направления приобретает в настоящее время в условиях дефицита учебного времени и перегрузки учащихся. Одним из аспектов его реализации является возможность приобщения учащихся к культуре родного края.

Источник

Раздаточный дидактический материал по русскому языку «Различные виды заданий по развитию речи»
картотека (русский язык, 3 класс) на тему

Раздаточный дидактический материал по русскому языку можно использовать в работе со всеми УМК 3-4 классов. Различные виды заданий по развитию речи составлены в виде карточек и выполняют роль необходимых вспомогательных упражнений на этапе подготовки к изложениям и сочинениям на уроках русского языка. Можно использовать как дополнительный материал и для занятий дома.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Лангепасское городское муниципальное

бюджетное общеобразовательное учреждение

Нижневартовского района Тюменской области

Раздаточный дидактический материал по русскому языку

«Различные виды заданий по развитию речи»

учитель начальных классов

Усенко Елена Сергеевна

Виды заданий для формирования речевых умений.

1.1 Последовательное развитие словаря.

1.2 Предупреждение и исправление речевых ошибок самими детьми.

Читайте также:  Привет на американском языке

Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

(Какой?)… в сентябре лес – в нём рядом весна и осень. (Какой?)… лист и (какая?)… травинка. (Какие?)… травы и (какие?)… цветы. (Какой?)…иней и бабочки. (Какое?)… солнце и (какой?)… ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно!

Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

В осеннем цветистом лесу.

Особенно красив и печален (какой?)… лес в ранние осенние дни. На (каком?)… фоне (какой?)… листвы выделяются (какие?)… пятна (каких?)… клёнов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз (какие?)…, … листья. От дерева к дереву протянуты (какие?)… нити (какой?)… паутины. Тихо в (каком?) лесу.

По И. Соколову-Микитову

Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

Осенний рассвет нетороплив. Над головами (какая?)… полоска неба. Вокруг тишина. Только слышится (какой?)… …шорох.

В начале восьмого над лесом зарождается день. Из-за (какой?)… стены (каких?)… ельников постепенно растекается ввысь и вширь (какой?)… … отсвет (какого?)… солнца.

Загораются золотом вершины берёз и осин, зеленеет частокол елей между стволов сосен.

Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

Солнце совсем не (какое?)…, но всё-таки солнце! Приближается момент (какой?)… красоты. (Какая?)… … пыль, которой насыщен воздух, редеет. Проходит час, другой. Как-то незаметно исчезает (какое?)… сияние (какой?)… в воздухе влаги, блекнет (какое?)… убранство трав и деревьев. Над головой раскрывается необычайно (какой?)…, … купол небес.

Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

Не видно конца (каким?)… далям. В (какой?)… вышине кувыркаются (какие?)…, …, … листья. Они задевают друг за друга, за (какие?)… ветки, и со всех сторон слышится (какой?)…, … шорох.

Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

Весной ёлочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула (что?)…, …, (что сделала?)… из земли и (как?)… осмотрелась. Деревья (что делали?)… листья.

Прочитайте предложения. Определите, всегда ли правильно употреблены местоимения. Исправьте ошибки.

Прочитайте предложения. Определите, всегда ли правильно употреблены местоимения. Исправьте ошибки.

Прочитайте предложения. Определите, всегда ли правильно употреблены местоимения. Исправьте ошибки.

Прочитайте предложения. Определите, всегда ли правильно употреблены местоимения. Исправьте ошибки.

Прочитайте предложения. Определите, всегда ли правильно употреблены местоимения. Исправьте ошибки.

Прочитайте предложения. Определите, всегда ли правильно употреблены местоимения. Исправьте ошибки.

Прочитайте. Определите и запишите верный порядок слов в предложении.

Прочитайте. Определите и запишите верный порядок слов в предложении.

Прочитайте. Определите и запишите верный порядок слов в предложении.

Прочитайте. Определите и запишите верный порядок слов в предложении.

Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

Прочитайте. Найдите ошибки и исправьте их.

Прочитайте. Найдите ошибки и исправьте их.

Прочитайте. Найдите ошибки и исправьте их.

Прочитайте. Найдите ошибки и исправьте их.

Прочитайте. Найдите ошибки и исправьте их.

Прочитайте. Найдите ошибки и исправьте их.

Прочитайте. Найдите ошибки и исправьте их.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

Самая умная из моих собак – это Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось. И Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

Выпал первый снег. Лес и теперь хорош. На берёзах ещё были жёлтые листья. Ели и сосны были зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега жёлтой щёткой. Мёртвая тишина была кругом. Была прозрачная вода в озере.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

По календарю давно была зима, а снега всё не было. По вечерам за тёмными стёклами окон был холодный ветер. Он обрывал в лесу с деревьев листочки. Однажды рано утром мы увидели, что вся земля покрыта молодым, только что выпавшим снегом.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

Я тихо шёл по лесу. Вдруг я заметил дятла. Дятел уселся на стволе старого дерева. Дятел звонко стал долбить сухую кору. Далеко был слышен стук дятла. Возле дятла вертятся шустрые синицы. Они подбирают жучков и червяков. Всем помогает дятел.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

У нас живёт пушистый кот Васька. Наш кот большой проказник. Однажды кот заметил на берёзе гнездо грача. Мгновенно кот полез на берёзу. Но грач увидел кота. Грач клюнул кота в лоб. Кот бросился в дом.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

Ёжик очень осторожный. При встрече с хищником

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

В живом уголке жил маленький зайчик. Дети кормили зайчика морковкой и капусткой.

Сначала зайчик боялся детей, а затем к детям привык. Зайчик позволял гладить свою пушистую шёрстку. Детям нравилось ухаживать за зайчиком.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

У нас над окном жила воробьиная семья. Однажды маленький воробьишко выпал из гнезда. Воробьишко жалобно пищал. К воробьишке стала подкрадываться кошка. Но тут писк воробьишки услышала воробьиха. Воробьиха кинулась на выручку воробьишке. Воробьиха стала бить кошку крыльями. Кошка испугалась и убежала.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

Солнце было высоко. Над землёй был полуденный зной. На веранде, заплетённой цветущими вьюнками, было прохладно. Солнечные лучи падали сквозь густую зелень. Они падали на половицы веранды золотистыми монетками. Большая зеленая муха монотонно жужжала.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

Растёт в саду яблоня. Ветви яблоня раскинула очень широко. Весной яблоня цветёт душистыми цветами. Летом яблоня гордится вкусными плодами. Осенью с яблони опадают листья. Стоит зимой наша яблоня вся в снегу. Трудно яблоне в холод и мороз.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

Орёл – всем птицам царь. Вьёт орёл гнёзда на скалах и на старых дубах. Нос у орла серпом, когти крючком. Орёл носится в облаках: высматривает сверху добычу.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите слова.

Илья Иванович пошёл в лес. За Ильёй Ивановичем бежит собака Амур. Илья Иванович на снегу увидал следы зайца. Собака Амур взяла след. Из-за кустов выскочил заяц. Быстро бросилась собака Амур за зайцем. Но и на этот раз заяц убежал.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

Пришла осень. Пришли холодные дожди. Дул порывистый сильный ветер. Он сдувал с деревьев редкую листву. Не было больше неброских полевых цветов. Сухие белые стебли были на бугорках. Покинули лес звонкие птицы.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

Лисёнок бродил по полянке и увидел зелёного жука. Лисёнок протянул к жуку лапу. Жук отлетел в сторону. Лисёнок решил, что это игра, и прыгнул вслед. Жук зажужжал и взлетел на высокую ветку. Лисёнок огорчился. Где же жук?

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимам. Запишите текст.

На занесённых ветвях ели мальчики увидели клестов. Клесты достают семена из жёлтых еловых шишек. Клесты не боятся зимних холодов и вьюг. Детей клесты выводят не только летом, но и зимой. В лютый мороз кормят клесты своих детей.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

Пришла осень. Позолотила осень леса и поля. Деревья облетели. Медведь нашёл себе яму под деревом. Под деревом много сухих листьев и веток. Медведь сделал себе берлогу и лёг там. Ударил крепкий мороз. Запорошил снег деревья, землю и берлогу медведя. Тепло медведю под снегом.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

У Юры Соловьёва живёт много голубей. Сизого голубя и голубку подарил Юра своему товарищу Пете. Рад Петя голубю и голубке. Два дня жили голубь с голубкой в клетке. Потом дедушка Пети на крыше сарая построил голубятню. Петя хорошо ухаживал за голубем и голубкой. В кормушке всегда был свежий корм.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

Бабочки-репейницы проводят всю зиму в Африке. Три тысячи километров пролетают бабочки-репейницы осенью. Бабочки-репейницы летят над морем и над горами. Холодные, порывистые ветры сшибают бабочек-репейниц в воду. Крылья бабочек-репейниц намокают от дождя и снега. Измученными добираются бабочки-репейницы до места назначения.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

Птенец выпал из гнезда. Птенца нашли в саду на земле. Птенец был желторотый и не умел летать. Игорь целыми днями копал землю и добывал червей для птенца. Птенец жил в его комнате. Целый день писк птенца разносился по дому. Птенец рос. Деловитой походкой птенец ходил по дому и двору. К осени птенец вырос и улетел.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

Читайте также:  Ружанец на белорусском языке

Алёша и Марина увидели в кустах смородины гнездо малиновки. В гнезде малиновки были птенцы. Они хотели их взять. Вдруг прилетели малиновки. Они стали кружить над ними. Они убежали. Они накормили птенцов червячками.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

Собрались старые зайцы, собрались маленькие зайчата, собрались старые зайчихи – все слушают и своим собственным ушам не верят.

Заяц крикнул, что и волка, и лисицу, и медведя не боится.

Это выходило совсем забавно. Засмеялись молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапами, засмеялись даже старые зайцы. Очень уж смешной заяц!

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

На берегу ручья, у зелёного лесного болотца, густо цветут цветки незабудки. Очень хороши и красивы эти маленькие цветки незабудки. В крошечных лепестках цветков незабудки как бы отразилась голубизна летнего неба.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

Вася и Ваня учатся в школе. В третьем классе. Они решили стать строителями. А строить хочется.

Вот и решили два товарища с маленьких домиков начать.

Они стали мастерить скворечники. Стояла тёплая погода.

Мальчики гладко отстругали доски, плотно их сколотили. Очень осторожно они вбили гвозди. Хорошие вышли птичьи домики.

Скоро в них поселятся первые жильцы. Идёт ледоход.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

Летом на лугу живут паучки. Паучки ловят комаров и мошек. Осенью паучки ищут себе уютное место. В ясный осенний день паучки вылетают на поиски. Поднимаются паучки на куст и на кончике выпускают тонкие паутинки. Ветер подхватывает паутинки. Паучки летят по ветру на конце паутинок. Ветер несёт паучков через ручейки, реки, луга. Схватил паучок паутинку лапками и связал узелок. Паучок опустился на землю. Здесь паучок ищет жильё на зиму.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

Однажды случилась беда с берёзой. Треснула и прижалась к земле большая ветка берёзы. Вскоре под тонкой кожицей появились личинки. Они постепенно точили древесину. Берёза на глазах стала гибнуть. На помощь ей пришел из лесу дятел. Дятел стал берёзу обследовать своим крепким клювом, словно врач. Шаг за шагом дятел осмотрел большой сук, избавил его от недуга. Вскоре берёза заметно помолодела, освежилась. Рана затянулась.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

Таня и Витя жили в лесной сторожке. Она стояла на опушке. Зимой Витя подвесил к старой ёлке кормушку для птиц. Однажды около кормушки появилась белка. Белка осторожно прыгнула на кормушку. Белка стала брать лапками рябину и ловко объедать ягодки.

Ребята сделали для белочки столик. Они клали ей на столик корочки хлебца, сухие грибочки. Иногда дети зарывали корм в снег. У белки хорошее чутьё. Белка лапками разгребала снег. И брала съестное. Каждый день прибегала белочка к кормушке.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

Была глубокая осень. Лес был хмурым и неприветливым. Почти каждый день был дождь. Низкие тучи были над вершинами столетних деревьев. Давно уже улетели на юг журавли и аисты. В лесу было пусто, уныло и очень тихо.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

Вьюги да метели под февраль полетели. Февраль – самый последний и трудный месяц зимы. Отощали все звери. Нагулянный с осени жирок уже не греет зверей. И не питает. Кончились запасы у зверей в норах и подземных кладовых. Под тяжестью снега ломаются ветки деревьев. Куропаток, рябчиков, тетеревов радует глубокий снег. Хорошо ночевать, зарывшись головой в снегу. После оттепели ночью ударил мороз. Снег покрылся ледяной коркой. Это беда для птиц.

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

Наступила зима. Река покрылась толстым льдом. Все дети на реке. Они катаются на коньках. Пернатое царство затихло. Резкий ветер больно бьёт гибкие веточки рябины. Белые шапки надели старые пни. Ель накинула снежную шаль. Весело зимой!

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

Наступил март. Морозы утихли. Старые сугробы осели и стали плотными. Солнце льёт на землю тёплые лучи. Появились первые весенние цветы. Вчера прилетели первые вестники весны. Это грачи. Ребята нашего класса оберегают первые цветы.

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

Наша школа утопает в зелени. В школьном саду растут клёны, берёзы, рябины. Ласково светит солнце. Перед садом стоит колодец. Вода в колодце прозрачная, студёная.

Все прохожие останавливаются у колодца и пьют воду.

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

День был очень жаркий. Лес был накалён от зноя. Мы отдыхали в тенистых чащах берёз. Птицы не переставали петь. Вдруг посыпались капли дождя. Трава стала жадно поглощать влагу.

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

Утром на электричке мы поехали в деревню Кашино. С собой мы взяли щенка Амура. Щенок всю дорогу спал. Все пассажиры им любовались. Особенно он понравился тётеньке в шляпке. Она угостила щенка печеньем. В деревне я показала своего Амура подружке Вале. Он ей очень понравился. Вечером мы вернулись домой.

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

Первое сентября. Во дворе нашей школы много учеников, учителей и родителей. День был ясный и тёплый. Играла музыка. Звенит первый звонок. Все дети сели за парты. Начался первый урок.

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

За деревней Сосновка лес и большое болото. На болоте много клюквы. Ребята пошли за ягодой. Трава блестела от росы. На сосне Юра заметил белку. Серёжа и Игорь погнались за ней. Белка увела мальчиков в лес. Они стали кричать. Их крик услышал лесник и помог мальчикам выйти из леса.

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

Учительница предложила сделать в классе живой уголок. Мы очень обрадовались. На перемене мы долго решали, кто будет жить в живом уголке. Девочки хотели, чтобы в живом уголке жили разные птички, а мальчики хотели хомяка или морскую свинку. После уроков все пошли домой.

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

Школьники пошли в поход. Они перешли через овраг. Вот и лес. Трава ещё блестела от росы. В лесу стояла глубокая тишина. Потянул лёгкий ветерок. Яркое солнце показалось над лесом. На ели застучал дятел. На болоте заквакали лягушки. На полянке в траве ребята увидели много земляники. Вечером дети вернулись домой.

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

Лето я провёл в Загорье у бабушки. С утра до вечера я носился по деревне. Каждый день мы с ребятами придумывали новые игры и забавы. Самым любимым занятием было купание. Через огород пробирались мы к речке. Однажды мы увидели птенчика воробья. Он скакал по травке и махал крылышками. Никита поймал его и посадил в клетку. Хорошо летом в Загорье!

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

Вся земля покрыта пушистым снегом. Небо зимой хмурое. Оно покрыто белыми облаками. Видна только узенькая полоса чистого неба. Стоят суровые морозы. Реки и озёра одеты плотным ледяным покрывалом. Чистый зимний воздух бодрит. Деревья наряжены узорчатым инеем. Но и в студёное зимнее время кипит в лесу жизнь.

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

Летом особенно хорошо! Трава пестреет цветами. Разливается чудный аромат душистых трав. С неба глядит ласковое летнее солнышко. Белыми фонарями светятся в листве яблоки и груши. На юге идёт сбор фруктов.

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

Солнце медленно опускалось за лес. Его прощальные лучи золотят верхушки деревьев. Вскоре солнце совсем скрылось. В лесу наступила тишина. Пахнет сыростью. На небе зажглись первые звёзды. Мы разожгли костёр. В овраге кричали ночные птицы. Вода блестела в реке, как чёрное стекло.

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

Москва – сердце нашей Родины. Это большой и красивый город. В нём много музеев, памятников, чудесных парков. Вокруг Москвы живописные окрестности. В центре Москвы на берегу реки стоит Кремль. По прямым и широким улицам мчатся машины. Под землёй несутся поезда метро.

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

Москва – сердце нашей Родины. Это большой и красивый город. В нём много музеев, памятников, чудесных парков. Вокруг Москвы живописные окрестности. В центре Москвы на берегу реки стоит Кремль. По прямым и широким улицам мчатся машины. Под землёй несутся поезда метро.

Источник

Ответы на самые частые вопросы пользователей рунета
Добавить комментарий

Adblock
detector