Развитие общества и развитие языка

Язык и общество

Влияние общества на развитие и функционирование языка

*( Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 25, с. 258. )

*( Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 29. )

Развитие и усложнение языка особенно отчетливо проявляется в развитии в его составе особых функционально-коммуникативных систем, обслуживающих разные группы носителей языка, что приводит к выделению территориальных и социальных диалектов, литературного языка и других форм реализации общенародного языка. Все эти формы далеко не одинаковы в разные исторические периоды развития человеческого общества и в разных конкретных социально-исторических условиях существования того или иного языка. Не одинаковы и отношения между ними, их функции, их внутренняя структура.

Особенно важным этапом в развитии социальной структуры языка, т. е. развитии составляющих его функционально-коммуникативных систем, оказывается переход от капиталистического общества к социалистическому. Рост культуры народных масс, развитие всеобщей грамотности, а затем и обязательного среднего образования необычайно расширяют круг носителей литературного языка, отражаются на его составе и отношениях с другими компонентами (составляющими) общенародного языка. Существенно изменяются и эти компоненты.

Особенности общественного развития отражаются и на распространенности языков.

В истории человеческого общества известно как исчезновение языков, так и превращение их в мертвые языки, сохранившиеся лишь в памятниках письменности, исчезнувшие из живого употребления. Таковы древнегреческий, латинский, шумерский и арамейский в Передней Азии, готский в Европе и др.

Влияние общества, его развития, конкретно-исторических условий жизни народов сказывается и на отношениях между языками. В феодальном обществе связь между языками слабая, случаи массового двуязычия, т. е. использования народом или его значительной частью двух (и более) языков, наблюдаются сравнительно редко, в основном как столкновения языков победителей и побежденных. В капиталистическом обществе связи между носителями разных языков становятся более тесными, широко отмечаются факты проникновения слов из одного языка в другой, становятся более частыми случаи массового двуязычия. ‘Вместе с тем в этот период ярко проявляется неравенство языков, особенно в многонациональных государствах, где специально создаются преимущества языку господствующей нации.

И в этом отношении коренные изменения происходят в условиях социалистического общества. Так, в нашей стране ленинское положение о равноправии всех языков, определившее решение национального вопроса в СССР, обеспечило возможность развития языков всех народов СССР.

Существенно изменился и характер двуязычия. Оно стало более массовым, широко развилось двустороннее двуязычие, особенно в национальных республиках, где не только носители местных языков владеют русским, но и носители русского языка знают и используют местные языки.

Новые условия сказываются и на развитии сложившихся литературных языков. В них появляются новые слова для обозначения новых понятий, меняются значения старых слов (ср. пионерское звено, общественная нагрузка, самодеятельное искусство, общественный смотр и под.). Развитие науки и техники обусловливает рост специальной терминологии, увеличивает долю специальной лексики в словарном составе языка.

Все эти факты очень важны для понимания зависимости развития языка от развития общества. Но связь языка и общества многообразнее, сложнее, она может проявляться и во влиянии языка на общество.

Источник

Аналитика культурологии

Электронное научное издание

РОЛЬ ЯЗЫКА В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

язык, речь, общество, развитие, исчезновение, происхождение.

Аннотация:

В статье говориться о значении языка в становлении и развитии общества и проблеме исчезновения целых языков.

Текст статьи:

Существует множество определений такого понятия как «язык», но в целом, все они сводятся к тому, что язык представляет собой знаковую систему, с помощью которой осуществляется речевое общение и понятийное мышление. Язык является передатчиком информации, благодаря которому человек может делиться своим опытом с другими членами своего общества и передавать навыки следующим поколениям. Развитие языка неразрывно связано с развитием самого общества. Без появления языка человечество могло остаться на более примитивном уровне.

Некоторые ученые предполагают, что способность к речи у человека возникла в связи с изменением гена FOXP2.[7] Но изменение одного только гена не могло заставить человека сразу начать говорить. Естественно, это был долгий процесс, связанный с эволюционным изменением человеческого организма, с развитием его интеллектуальных способностей, повышением культуры, изобретением новых видов орудий труда. Человек от инстинктивного и интуитивного образа мышления переходит еще и на языковое оформление собственного мышления. Происходит процесс биологической и биолого-социальной эволюции. [6]

В результате необходимой совместной деятельности человеку приходилось вступать в контакты с другими людьми. У него появляется потребность в разумном общении.[3] Начинается процесс усложнения и изменения невербальных знаков и звуков. Что значительно облегчает понимание намерений друг друга и, соответственно, помогает в охоте, в быту, защите себя и своего племени.[1] С развитием языка идет и развитие культуры первобытного общества в целом, а также наоборот, чем выше становилась культура определенного племени, тем больше развивался его язык. Племена, подчинявшиеся или примыкавшие к более сильным, перенимали чужой язык. Чем больше племен говорили на одном языке, тем больше развивалось общество в целом, так как знания и навыки одних племен могли приумножаться знаниями других.

Некоторые исследователи придерживаются позиции моногенеза, считая, что все языки произошли от одного общего праязыка. Другие же, наоборот, утверждают, что было несколько очагов возникновения языков (полигенез), чем и объясняется современное многообразие языков. Лингвисты находят схожие языки и объединяют их в определенные языковые группы.[5] Среди них индийская, иранская, славянская, балтийская, германская, романская, кельтская, кавказская, уральская, афразийская (семито-хамская), индейская (американская) и другие языковые группы. Разные климатические, географические условия влияли на язык и культуру отдельных групп. В связи с этим каждая языковая группа пошла своим путем, развиваясь так, как было необходимо в тех или иных условиях.

Читайте также:  Притяжательные прилагательные в итальянском языке

Появление языка и речи приводит человека не только к пониманию в общении друг с другом, но развивает искусство и религию. Благодаря языку появились такие формы как пение, заклинания, заговоры, что развивало музыкальную и ритуальную культуру. Изначально люди верили в слово, как в реальное действо, с помощью которого можно было отогнать бедствия и злые силы, призвать благо своему племени. С помощью религиозного мировоззрения человек пытался познать и понять окружающий ему мир.[4] Чем больше человек размышляет и обличает свои размышления в языковую форму, тем больше развивается само общество.

Нельзя точно определить, что являлось изначальным фактором развития общества, но роль языка в этом очевидна. Речь, текст, весь язык немного меняется, что говорит об изменении общества. При создании новых условий окружающей жизни появляются новые слова, часто заимствованные из других языков. Изучение других языков помогает обществу налаживать контакты с членами других языковых групп, обмениваться знаниями и опытом, что, несомненно, положительно влияет на развитие человечества в целом.

Нельзя не отметить такое явление, как вымирание языков. Каждые две недели исчезает какой-либо язык. Сейчас насчитывается около 5 тысяч языков, но языковеды подсчитали, что к концу нашего века половина из них исчезнет. [2] Исследователи вывели пять основных регионов, где наиболее стремительно исчезают языки. Это север Австралии, центральная часть Южной Америки, штат Оклахома вместе юго-западом США, северо-запад Океании и Восточная Сибирь. Вымирание происходит, главным образом, из-за того, что большая часть населения Земли говорит на наиболее распространенных языках (80% населения говорит на 80 языках). Наиболее используемые «живые» языки охватывают все большее количество стран и их население, что помогает облегчить общение и понимание между ними. Но исчезновение языка приводит к утрате многих культурных элементов, а с ними к утрате самосознания и потере накопившихся за века знаний. Ведь язык помогает относить себя к тому или иному народу и его культуре. С исчезновением языка уходит и культурное наследие целого народа, а без такого наследия народ перестает существовать как отдельная единица.

Таким образом, следует отметить, что изучение языков крайне необходимо для поддержания контактов с представителями других языков, но также следует, крайне бережно относится к вымирающим языкам. Сохранение даже самой малочисленной группы имеет крайне важное значение как в культурном плане, так и с научной точки зрения, ведь многие из них малоизученны и не исследованы лингвистами. Культурная антропология, сравнительно-историческое языкознание, этнография и этнология опирается, главным образом, на языки. Во многом благодаря таким исследованиям мы можем говорить о давней истории отдельных народов. Утрачивая языки, общество утрачивает не только часть истории отдельных народов, но и историю развития всего человечества.

Источник

Язык и общество

Как явление социальное язык является достоянием всех людей, принадлежащих к одному коллективу. В громадном большинстве случаев коллектив людей, говорящих на одном языке («языковая общность»), – это коллектив этнический (нация, народность, племя).

Вопрос о связи языка и общества имеет разные решения. Согласно одной точке зрения, связь языка и общества отсутствует, т. к. язык развивается и функционирует по своим законам (польский ученый Е. Курилович), согласно другой – эта связь является односторонней, т. к. развитие и существование языка полностью определяется уровнем развития общества (французский ученый Ж. Марузо) или наоборот – язык сам обусловливает специфику духовной культуры общества (американские ученые Э. Сепир, Б. Уорф). Однако наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой связь языка и общества является двусторонней.

О влиянии языка на развитие общественных отношений свидетельствует прежде всего тот факт, что язык – один из консолидирующих факторов образования нации. Он является, с одной стороны, предпосылкой и условием ее возникновения, а с другой – результатом этого процесса. Кроме того, об этом свидетельствует и роль языка в воспитательной и образовательной деятельности общества, т.

Хотя у языка есть собственные, внутренние закономерности развития (интралингвистические), они находятся под влиянием процессов, происходящих в обществе. И это естественно: ведь язык – общественное явление и, существуя в обществе, он не может не испытывать влияния социальных факторов (экстралингвистических). Поэтому развитие и функционирование языка в значительной степени обусловлено развитием и жизнью общества, что проявляется в разнообразных формах. Одна из них – социальное расслоение языка.

Всякое человеческое общество неоднородно по своему составу. Оно делится на слои или классы, дробится на мелкие группы, внутри которых люди объединены каким-либо признаком, например, общей профессией, одинаковым возрастом, уровнем и характером образования и т. п. Эта дифференциация общества отражается в языке в виде тех или иных особенностей, социально обусловленных подсистем. Одна из таких подсистем – диалекты. Их называют местными или территориальными разновидностями языка, однако, очевидно, что выделение диалектов основано не только на территориальном, но и на социальном признаке: диалекты, на которых говорят жители сельской местности (крестьянство), противопоставляются языку города (языку рабочих, служащих, предпринимателей, интеллигенции).

Читайте также:  Разбор по номерам русский язык

Социальная дифференциация языка может отражать и другие виды дифференциации общества. Так, особенности языка, обусловленные спецификой профессий, называют профессиональными жаргонами или профессиональными арго. Определенные различия в языке могут быть связаны с полом говорящих. Так, в языке индейцев яна, живущих в Северной Калифорнии (США), одни и те же предметы и явления называются по-разному, в зависимости от того, кто о них говорит – мужчина или женщина. В Японии девушки владеют богатым и разнообразным словарем (их специально этому обучают), в то время как для юношей характерен лексически более бедный язык.

Другая форма влияния общества на язык – социальная обусловленность развития языка. Процессы развития общества, изменения, происходящие в общественном укладе, в социальной структуре общества, получают отражение в языке: они ускоряют или замедляют темпы языковых изменений, механизм которых регулируется внутренними, присущими языку закономерностями, а также способствуют перестройке некоторых участков языковой системы.

Например, после революции 1917 года значительно расширился состав носителей русского литературного языка: если раньше им владела в основном буржуазная дворянская интеллигенция, то после Октября к литературному языку начинают приобщаться массы рабочих и крестьян. Происходит процесс демократизации языка. Рабочие и крестьяне привносят в систему литературного языка свойственные им речевые особенности. Диалектные, просторечные, жаргонные элементы начинают сосуществовать и конкурировать с традиционными единицами литературного языка. Это приводит к проникновению некоторых диалектизмов и жаргонизмов в литературный язык (нехватка, неполадки, учеба, глухомань, смычка и т. п.), к возникновению новых синонимических рядов (ученье – учеба; недостатки – неполадки – дефекты; провинция – периферия – глухомань; нехватка – недостача – дефицит).

На язык оказывает влияние не только объективное, не зависящее от воли отдельных людей развитие общества, но и сознательная деятельность государства и различных социальных институтов, направленная на совершенствование языка. Такая деятельность называется языковой политикой. Языковая политика может касаться самых различных сторон языковой жизни данного общества. Это может быть, например, создание алфавитов и письменностей для народов, которые до тех пор имели только устную форму языка, усовершенствование орфографии, разработка и упорядочение специальной терминологии и т. п. Это сознательное, целенаправленное воздействие государства на язык призвано способствовать более эффективному функционированию языка в различных сферах человеческой деятельности.

Источник

Связь истории языка с историей общества – его творца и носителя

В настоящее время никто не сомневается, что язык как средство общения возникает и развивается только в обществе. Следовательно, язык – явление социальное. Поэтому с самого начала возникновения науки о языке лингвистов интересовала проблема связи языка и общества. В любом обществе язык выступает как средство накопления, хранения и передачи добытых этим обществом знаний. Поэтому общество и происходящие в нем социальные, экономические и культурные изменения не могут не оказывать влияния на различные уровни языка. В равной степени и язык оказывает значительное, влияние на общество. Одно из проявлений связи между историей языка и историей общества состоит в том, что существуют особенности языка и языковых ситуаций, соответствующие определенным ступеням этносоциальной истории общества. Можно говорить о своеобразии языков общинно первобытного (племенного) строя, языков феодальной поры, языков после феодальных формаций и т.д.

Литературно обработанная форма любого языка, стабилизация норм его употребления оказывают значительное влияние на сферу бытового общения, способствует повышению культурного уровня носителей данного языка, приводит к постепенному стиранию диалектных различий. Появляющиеся в языке новые слова и словосочетания, новые значения слов, выражающие возникшие в обществе новые понятия, в свою очередь, помогают людям глубже осознавать окружающий их мир, точнее передавать свои мысли.

Поэтому проблемы взаимосвязи языка и общества привлекали внимание и вызывали интерес у лингвистов разных стран и лингвистических направлений. Но степень этого интереса и внимания в разные периоды времени была различной. В воззрениях древнегреческих философов проблема социального характера языка была неотделима от вопроса его происхождения. В период средневековья и Просвещения, когда происходило накопление языкового материала, эта проблема не была актуальной. Лишь со становлением теоретического языкознания ученые все больше начинают обращать внимание на этот вопрос, указывая на связь истории языка и истории говорящего на нем народа. В работах Я. Гримма, В. Гумбольдта, Ф. И. Буслаева, И. И. Срезневского, И. А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. де Соссюра, А. Мейе, Ж. Вандриеса и многих других языковедов упор делался на то, что в языке можно выделить социальную и индивидуальную стороны языка. В течение всего XIX в. внимание языковедов преимущественно обращалось на описание и анализ языковых фактов, а изучение специфики основной функции языка – быть средством общения в обществе – оставалось на периферии лингвистических исследований.

Например, в работах Ф.Ф. Фортунатова, одного из выдающихся лингвистов, также указывается на общественный характер языка и связь истории языка с историей общества. Характеризуется внимание к живому языку, бережное отношение к произведениям народного творчества, подчеркивается важность для истории языка изучения территориальных народных говоров, нередко сохраняющих черты глубокой древности и различающихся между собой даже на незначительном расстоянии в этимологическом, фонетическом и лексическом отношении.

Источник

Роль языка в развитии общества Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Татаринцева Е. А.

Текст научной работы на тему «Роль языка в развитии общества»

УДК 008 ТАТАРИНЦЕВА Е.А.

РОЛЬ ЯЗЫКА В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Аннотация: В статье говориться о значении языка в становлении и развитии общества и проблеме исчезновения целых языков.

Читайте также:  Провансальский язык группа и семья

Ключевые слова: язык, речь, общество, развитие, исчезновение, происхождение.

Существует множество определений такого понятия как «язык», но в целом, все они сводятся к тому, что язык представляет собой знаковую систему, с помощью которой осуществляется речевое общение и понятийное мышление. Язык является передатчиком информации, благодаря которому человек может делиться своим опытом с другими членами своего общества и передавать навыки следующим поколениям. Развитие языка неразрывно связано с развитием самого общества. Без появления языка человечество могло остаться на более примитивном уровне.

Некоторые ученые предполагают, что способность к речи у человека возникла в связи с изменением гена FOXP2.[7] Но изменение одного только гена не могло заставить человека сразу начать говорить. Естественно, это был долгий процесс, связанный с эволюционным изменением человеческого организма, с развитием его интеллектуальных способностей, повышением культуры, изобретением новых видов орудий труда. Человек от инстинктивного и интуитивного образа мышления переходит еще и на языковое оформление собственного мышления. Происходит процесс биологической и биологосоциальной эволюции. [6]

В результате необходимой совместной деятельности человеку приходилось вступать в контакты с другими людьми. У него появляется потребность в разумном общении.[3] Начинается процесс усложнения и изменения невербальных знаков и звуков. Что значительно облегчает понимание намерений друг друга и, соответственно, помогает в охоте, в быту, защите себя и своего племени.[1] С развитием языка идет и развитие культуры первобытного общества в целом, а также наоборот, чем выше становилась культура определенного племени, тем больше развивался его язык. Племена,

подчинявшиеся или примыкавшие к более сильным, перенимали чужой язык. Чем больше племен говорили на одном языке, тем больше развивалось общество в целом, так как знания и навыки одних племен могли приумножаться знаниями других.

Некоторые исследователи придерживаются позиции моногенеза, считая, что все языки произошли от одного общего праязыка. Другие же, наоборот, утверждают, что было несколько очагов возникновения языков (полигенез), чем и объясняется

современное многообразие языков. Лингвисты находят схожие языки и объединяют их в определенные языковые группы.[5] Среди них индийская, иранская, славянская,

балтийская, германская, романская, кельтская, кавказская, уральская, афразийская

(семито-хамская), индейская (американская) и другие языковые группы. Разные климатические, географические условия влияли на язык и культуру отдельных групп. В связи с этим каждая языковая группа пошла своим путем, развиваясь так, как было необходимо в тех или иных условиях.

Появление языка и речи приводит человека не только к пониманию в общении друг с другом, но развивает искусство и религию. Благодаря языку появились такие формы как пение, заклинания, заговоры, что развивало музыкальную и ритуальную культуру. Изначально люди верили в слово, как в реальное действо, с помощью которого

можно было отогнать бедствия и злые силы, призвать благо своему племени. С помощью религиозного мировоззрения человек пытался познать и понять окружающий ему мир.[4] Чем больше человек размышляет и обличает свои размышления в языковую форму, тем больше развивается само общество.

Нельзя точно определить, что являлось изначальным фактором развития общества, но роль языка в этом очевидна. Речь, текст, весь язык немного меняется, что говорит об изменении общества. При создании новых условий окружающей жизни появляются новые слова, часто заимствованные из других языков. Изучение других языков помогает обществу налаживать контакты с членами других языковых групп, обмениваться знаниями и опытом, что, несомненно, положительно влияет на развитие человечества в целом.

Нельзя не отметить такое явление, как вымирание языков. Каждые две недели исчезает какой-либо язык. Сейчас насчитывается около 5 тысяч языков, но языковеды подсчитали, что к концу нашего века половина из них исчезнет. [2] Исследователи вывели пять основных регионов, где наиболее стремительно исчезают языки. Это север Австралии, центральная часть Южной Америки, штат Оклахома вместе юго-западом США, северо-запад Океании и Восточная Сибирь. Вымирание происходит, главным образом, из-за того, что большая часть населения Земли говорит на наиболее распространенных языках (80% населения говорит на 80 языках). Наиболее используемые «живые» языки охватывают все большее количество стран и их население, что помогает облегчить общение и понимание между ними. Но исчезновение языка приводит к утрате многих культурных элементов, а с ними к утрате самосознания и потере накопившихся за века знаний. Ведь язык помогает относить себя к тому или иному народу и его культуре. С исчезновением языка уходит и культурное наследие целого народа, а без такого наследия народ перестает существовать как отдельная единица.

Таким образом, следует отметить, что изучение языков крайне необходимо для поддержания контактов с представителями других языков, но также следует, крайне бережно относится к вымирающим языкам. Сохранение даже самой малочисленной группы имеет крайне важное значение как в культурном плане, так и с научной точки зрения, ведь многие из них малоизученны и не исследованы лингвистами. Культурная антропология, сравнительно-историческое языкознание, этнография и этнология опирается, главным образом, на языки. Во многом благодаря таким исследованиям мы можем говорить о давней истории отдельных народов. Утрачивая языки, общество утрачивает не только часть истории отдельных народов, но и историю развития всего человечества.

2. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. Сар.: Издательство Саратовского университета. 1993. С.200.

3. Леонтьев А.А. Что такое язык. М.: Педагогика. 1976. С.394

4. Мечковская Н.Б. Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий. Изд.: Агенство «Фаир». 1998. С.214

5. Сравнительно-историческое языкознание: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / С.А.Бурлак, С.А.Старостин. М.: Издательский центр «Академия», 2005. С. 432

6. Сусов И.П. История языкознания. М.: Восток-Запад. 2006. С.295

Источник

Ответы на самые частые вопросы пользователей рунета
Добавить комментарий

Adblock
detector