Развитие методики преподавания русского языка

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ИСТОРИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА»

История методики преподавания русского языка

Возникновение методики преподавания русского языка датируют 1844 годом — годом выхода в свет книги Федора Ивановича Буслаева «О преподавании отечественного языка», но еще задолго до этого исследования появлялись работы, которые сейчас мы могли бы называть методическими пособиями. К ним относится, например, «Руководство учителям 1 и 2 разряда народных училищ Российской Империи» (1783) Т. Яиковича де Мириево (Мириевского). Это был известный педагог, серб по национальности, с 1782 года живший в России и участвовавший в разработке плана школьных реформ 1782-1786 годов. В 1783 году Ян- кович-Мириевский становится членом Российской Академии Наук. Ему принадлежит несколько учебников и дидактических руководств для народных училищ.

Янкович-Мириевский был последователем Яна Амоса Коменского (1592-1670), чешского мыслителя, педагога, философа, лингвиста, историка, которого справедливо считают основоположником педагогики как целостной теории воспитания и обучения. Я. Коменский в своем капитальном труде «Великая дидактика» выдвинул и обосновал многие положения современной педагогики: идею всеобщего образования, единой школьной системы, идею преимущества обучения на родном языке, метод наглядного обучения и многое другое, что сегодня относится к «азбуке» педагогической деятельности.

В конце XVI — начале XVII века создаются первые грамматики церковнославянского языка: «Грамматика словенская» Лаврентия Зиза- ния (1596), «Грамматика словенского языка» Мелетии Смотрицкого (1619), в 1694 году выходит в свет «Букварь» Кармоиа Истомина. Эти учебники были основными вплоть до середины XVIII века, когда в 1757 году появилась «Российская грамматика» М. В. Ломоносова, по которой учились в гимназиях еще сто лет.

Наконец, в 1844 году Ф. И. Буслаев (1818-1897) пишет известную работу «О преподавании отечественного языка», в которой впервые в истории русской педагогики дает научно обоснованную методическую систему. «Надобно отличать ученую методу от учебной, — пишет Ф. И. Буслаев. — Ученый, излагая науку, увлекается только ею одной, не обращая никакого внимания на личность читателя или слушателя: он предлагает свою науку единственно тому, кто поймет его. Напротив того, педагог должен развивать, образовывать и упражнять способности учащихся: наука его тогда имеет свою цену, когда прилична тем лицам, коим преподается». На первый план Ф. И. Буслаев ставит осознанное усвоение учащимися материала, умение учащихся правильно использовать полученные знания в собственной речи, соединение «знаний и умений, учения и упражнения». Ф. И. Буслаев обращает особое внимание на роль изучения языка в развитии мышления учащихся, важное место отводя упражнениям. Говоря о методах обучения, он выделяет два способа преподавания: ученик с помощью учителя сам доискивается до истины (эвристический метод) или же получает сведения о языке в готовом виде (догматический метод); при этом первому методу отдается предпочтение. Много внимания Ф. И. Буслаев уделяет развитию речи учащихся, чтобы ученики научались «выражаться легко, благозвучно, ясно, определенно, с толком и со смыслом».

В 1860-е годы XIX века появляется целый ряд педагогов, которые подробно разрабатывают намеченные им вопросы — объяснительное чтение, метод грамматического обучения, введение письменных упражнений, преподавание орфографии на начальном периоде обучения и др.

Среди последователей Ф. И. Буслаева наиболее известен К. Д. Ушнн- скнй (1824-1870). К. Д. Ушинский исследовал психофизиологическую природу обучения, много писал о воспитательных целях педагогики, поставил перед учителем задачу научить учеников учиться: «. следует передать ученику не только те или иные познания, но н развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания». Основные его труды — учебники «Детский мир» и «Родное слово» — обращены к начальной школе. К. Д. Ушинский пишет о том, что на начальном этапе обучения русский язык является главным предметом; его преподавание преследует три цели: «во-первых, развить в детях ту врожденную душевную способность, которую называют даром слова; во-вторых, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и, в-третьих, усвоить детям логику этого языка, то есть грамматические его законы в их логической системе». К. Д. Ушинский выступал за систематическое изучение грамматики как базы для развития логического мышления детей и как основу для развития речи учащихся. Он же предложил систему изложений н сочинений, значение которых в развитии речи оценивал очень высоко.

К этому же периоду относится деятельность И. И. Срезневского (1812-1870), больше известного как автора словаря древнерусского языка, но ему принадлежат и методические работы: «Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте» (1860), «Замечания об изучении русского языка и словесности в средних учебных заведениях» (1871) и др.

Конец XIX — начало XX века — период особенного расцвета методики. В это время работают В. И. Водовозов, С. Я. Стоюнин, Л. И. Поливанов, Н. Ф. Бунаков и многие другие. Этот период завершает обоб-щающий труд А. Д. Алферова (1862-1919) «Родной язык в средней школе. Опыт методики» (1911). Автор рекомендует не ограничиваться в школе изучением литературного языка, а изучать язык народа, фольклор и диалекты. Особое внимание А. Д. Алферов так же, как и Ушинский, уделил развитию «личного языка» учащегося, сочинению, творчеству.

В начале XX века усилилась научно-лингвистическая направленность в методике русского языка. К этому времени относится деятельность Ф. Ф. Фортунатова, выступившего в 1903 году перед работниками народного образования с докладом «О преподавании грамматики русского языка в средней школе»; А. А. Шахматова, принявшего участие в организации съездов преподавателей русского языка в 1904-1917 годах; Д. Н. Овсяннико-Куликовского, автора учебников русского языка в 1907-1917 годах.

В это же время, а также после революции активно занимается методикой А. М. Пешковский (1878-1933). Его крупнейший лингвистический труд «Русский синтаксис в научном освещении» был задуман как учебник для средней школы. В работе «Школьная и научная грамматика» (1914) А. М. Пешковский писал о разрыве между наукой о языке и его школьным изучением, критиковал сложившееся в школе положение, при котором грамматика стала «служанкой орфографии». Изучение грамматики имеет, по мненню А. М. Пешковского, особую ценность потому, что «основным отличием литературного говорения от естественного является сознательное пользование языковыми средствами Грамматика же (в своей описательной части) как раз и занимается переводом подсознательных языковых явлений в сознательные». А. М. Пешковский боролся за эксперимент в школе, против консерватизма и шаблона в преподавании. В 1922-1925 годах А. М. Пешковский пишет интереснейший учебник в 3 томах «Наш язык».

Читайте также:  Прощай на украинском языке

Вопросами школьного преподавания русского языка занимался и Л. В. Щерба (1880-1944). Важнейшими направлениями работы по обучению русскому языку Л. В. Щерба считал обучение владению письменным и устным литературным языком, что достигается изучением грамматики, чтением образцов литературной речи, систематических упражнений в продуцировании устных текстов. Большое внимание Л. В. Щерба отводит обучению орфографии, в основу которого должен быть положен принцип сознательности усвоения в связи с изучением грамматики, а не простое зазубривание. В статье «Безграмотность и ее причины» он пишет: «. хотя идеалом и является механизация процесса письма, однако лишь до известного предела, за которым процесс письма все же должен быть осознанным».

Большую роль при обучении русскому языку Л. В. Щерба отводил грамматике. Так, в статье «Новейшие течения в методике преподавания родного языка» он утверждает, что изучение грамматики должно, во- первых, дать ученику навыки устной речи, «ибо речь строится на основе грамматического материала», во-вторых, привить ученику сознательное отношение к слову, «чтобы он мог ощутить стилистическую палитру русского языка», и, в-третьих, представить язык как выразитель мысли, показать богатство синонимических средств языка для выражения одного и того же содержания.

В «Тезисах к докладу «Системы учебников и учебных пособий по русскому языку в средней школе» Л. В. Щерба очертил объем знаний, необходимых, по его мнению, ученику средней школы. Среди прочего он отметил «осознание правил, регулирующих нашу речь, и историческое объяснение исключений из них».

В 1952 году Л. В. Щерба создает учебник «Русский язык» в 2 томах и кладет в основу своей методической системы различение языковой системы и речевой деятельности, которую следует развивать особыми приемами говорения, аудирования, чтения, письма.

Р. И. Аванесов и А. Н. Сидоров также не обошли вниманием школу: в 1933 году они приняли участие в конкурсе учебников для школы, введя в свой учебник основы фонологии.

В конце 60-х годов группа ученых-лингвистов (И. С. Ильинская, М. В. Панов, Н. Е. Ильина, Е. В. Красильникова, Л. И. Булатова и другие) выступила с инициативой создания новых программы и учебника по русскому языку, поддержанной В. В. Виноградовым. К 1972 году появилась программа и рукопись учебника, в 1979-1980 годах — первое издание учебника, в середине 80-х — второе издание, исправленное и дополненное, с 1994 года начато третье издание, в котором вышли учебники для 5, 6 и 7 классов.

Большой вклад в развитие методики преподавания русского языка в школе внес А. В. Текучев (1903-1987). Им написано более 200 научно-методических работ, в том числе неоднократно переизданная «Методика грамматического разбора», монографии об особенностях изучения орфографии с учетом особенностей местного диалекта, статьи о выдающихся лингвистах и методистах, «Очерки по методике обучения русскому языку», учебник и хрестоматия по методике преподавания русского языка.

Выходит ряд базовых методических трудов. Это, в частности, учебники и учебные пособия К. Б. Бархина и Е. С. Истриной (1934), П. О. Афанасьева (1944), А. В. Текучева (1958), Л. А. Чешко (1977), учебник коллектива авторов «Методика преподавания русского языка в школе» под редакцией М. Т. Баранова (1991), учебное пособие для студентов педагогических вузов «Обучение русскому языку в школе» (2004).

Источник

История развития методики преподавания русского языка как науки

История развития методики преподавания русского языка теснейшим образом связана с развитием школьного образования и обучения русскому языку. Понимание необходимости преподавания в школе русского (отечественного, родного) языка привело и к осознанию необходимости создания теории его преподавания. В 1884 году появляется труд Ф.И.Буслаева «О преподавании отечественного языка», в котором впервые в истории русской методической мысли был обобщен опыт обучения русскому языку, собственный опыт ученого и педагога, изложены «правила для методы преподавания отечественного языка».

Период с 1884 по 1917гг. является исключительно плодотворным для развития методики как науки. Потребность учебных заведений в научно обоснованных, методически осмысленных программах обучения русскому (родному) языку, достигнутый к этому периоду достаточно высокий уровень развития наук, в том числе и науки о языке, побудили ученых обратить пристальное внимание на проблемы преподавания русского языка. Именно в этот период публикуются работы великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского «О первоначальном преподавании русского языка» (1964), филолога-слависта, педагога Измаила Ивановича Срезневского «Замечания о первоначальном курсе русского языка» (1859) и «Замечания об изучении русского языка и словесности в средних учебных заведениях» (1871), педагога, выдающегося деятеля в области просвещения Дмитрия Ивановича Тихомирова «Опыт плана и конспекта элементарных занятий по русскому языку» (1875), «Общие замечания о преподавании родного языка» (1915), учителя и методиста Константина Васильевича Ельницкого «Методика начального обучения отечественному языку» (1878), выдержавшая 33 издания, педагога-методиста Александра Даниловича Алферова «Очерки из жизни языка (Введение в методику родного языка)» (1898), «Родной язык в средней школе. Опыт методики» (1911), ученого, педагога Владимира ВалериановичаДанилова «Методика родного языка» (1917) и ряд других. В результате такой активизации методической мысли были выявлены основные закономерности преподавания русского языка как родного, выработаны основополагающие принципы обучения в применении их к процессу обучения языку, разграничены определены задачи и содержание обучения языку в зависимости от возраста и этапа обучения, словом, все то, что в последующие периоды развивалось, совершенствовалось, адаптировалось к новым условиям обучения.

Становление и развитие советского государства потребовало переосмысления целей обучения русскому языку и соответственно его содержания. Развитие методики как науки с 1917 по 1967гг. связано с разработкой программ для реализации задач образования, соответствующих данному историческому периоду. Наследуя лучшие традиции предыдущего этапа своего развития, методика нового времени обратила особое внимание на практическую подготовку обучаемых в процессе изучения курса русского языка. Николай Севастьянович Державин, один из ведущих славистов середины ХХ века, в своей книге «Основы методики преподавания русского языка и литературы в средней школе», которая вышла в 1917г., подчеркивает необходимость формирования «общеобразовательной грамотности» подрастающего поколения, в системе которой важное место занимают проблемы формирования орфографической грамотности. Идеи связи преподавания языка с общими задачами образования, в частности формирования «научно-лингвистической грамотности» учащихся на основе обращения в процессе преподавания к «живой стихии детской речи», развиваются и в книге «Методика русского языка в трудовой школе» (1923) Петра Онисимовича Афанасьева, профессора, подготовившего в 20-30-е годы для учителей комплекс методических пособий по русскому языку, и в его же «Методике русского языка» (1944).

Следующий этап развития методической науки – это послевоенные годы – период разрушения СССР (1991-92гг.). Он обусловлен необходимостью обновления программ по русскому языку, которые действовали еще с 30-х годов.

С данным периодом развития методической мысли связана деятельность выдающегося ученого-методиста А.В.Текучева, все свои основные исследования которого посвящены МПРЯ в школе. Свою методическую концепцию А.В.Текучев выразил наиболее полно в книге «Методика преподавания русского языка», которая впервые вышла в 1958 г., позже дважды переиздавалась и стала основным учебным пособием для подготовки будущего учителя русского языка.

Читайте также:  Симптомы впч на языке

Данный период характеризуется особым вниманием к развитию речи учащихся. В 1967 г. в программу по русскому языку для средней школы был включен специальный раздел – «Связная речь». Особый вклад в развитие данного направления в методике внесли исследования Т.А.Ладыженской, выдающегося ученого и методиста, В.И.Капинос, М.Р.Львова и мн. других, идеи и книги которых актуальны и сегодня.

Разрабатываются, развиваются и совершенствуются методики изучения отдельных разделов школьного курса русского языка, отрабатываются общие вопросы преподавания русского языка в школе.

Время еще оценит достижения методической науки данного периода и обозначит то, что станет классическим и войдет в хрестоматийный фонд МПРЯ как науки.

Начиная с 90-х годов ХХ века в методике обозначился новый этап, отражающий национальные концепции развития науки и образования.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

История развития методики преподавания русского языка как науки

История развития методики преподавания русского языка как науки

История развития методики преподавания русского языка как науки

Источник

О некоторых тенденциях развития методики преподавания русского языка Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Текучева Ирина Викторовна, Громова Лилия Юрьевна

This article analyzes the modern trends in the development of methods of Russian language teaching. We outlined the main directions in the work of educators and researchers in the field of methodology of the Russian language. The status of axiology is designated. The principles of scientific-methodological research are defined.

Текст научной работы на тему «О некоторых тенденциях развития методики преподавания русского языка»

DOI 10.23859/1994-0637-2018-1-83-24 УДК 81’373

Текучева Ирина Викторовна

Кандидат филологических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет (Москва, Россия) E-mail: Levk[email protected]

Громова Лилия Юрьевна

Кандидат педагогических наук, доцент, Московский педагогический государственный университет (Москва, Россия) E-mail: [email protected]

О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

© Текучева И.В., Громова Л.Ю., 2018

Tekucheva Irina Viktorovna

PhD in Philology Sciences, Professor, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia) E-mail: [email protected]

Gromova Liliya Yur’evna

PhD in Philology Sciences, Associate Professor, Mоscow State Pedagogical University (Moscow, Russia) E-mail: [email protected]

ON SOME TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF METHODS OF RUSSIAN LANGUAGE TEACHING

Аннотация. Данная статья посвящена анализу современных тенденций в развитии методики преподавания русского языка. Намечены основные направления в работе методистов и исследователей в области методики русского языка. Обозначен статус аксиологии. Определены принципы научно-методических исследований.

Ключевые слова: методика преподавания русского языка, стандарт образования, тенденции развития, принципы обучения, текст, текстоцентрический подход, аксиология

Abstract. This article analyzes the modern trends in the development of methods of Russian language teaching. We outlined the main directions in the work of educators and researchers in the field of methodology of the Russian language. The status of axiology is designated. The principles of scientific-methodological research are defined.

Keywords: methods of teaching the Russian language, standard of education, development trends, principles of teaching, text, text-centered approach, axiology

Современная система образования должна идти в ногу со временем и давать не только знания по предметам, умения и навыки, но и формировать личность, способную эффективно жить в обществе, поэтому школьное образование в России претерпевает существенные изменения.

В центре внимания по-прежнему находятся проблемы методики преподавания русского языка в современной школьной и вузовской практике, связанные с осмыслением современных образовательных стандартов, анализом учебного процесса по русскому языку.

В настоящее время особую актуальность приобрели следующие вопросы методики преподавания русского языка, активно разрабатываемые современными учеными:

1. Взаимодействие традиций и новаций в методической науке: аспектный состав методики преподавания русского языка как науки; вопросы развития методической аксиологии; реализация системно-деятельностного и когнитивно-коммуникативного подходов на уроках русского языка.

2. Роль образовательных технологий в процессе обучения: организация процесса обучения с помощью дистанционных технологий; развитие когнитивных и коммуникативных способностей учащихся в процессе проектной деятельности.

3. Метапредметные исследования и реализация метапредметного подхода на уроках русского языка.

4. Межкультурная коммуникация в системе поликультурного образования, вопросы билингвального обучения.

5. Вопросы профессионально-методической подготовки учителей русского языка: научно-методические основы подготовки учителей русского языка; повышение квалификации современного учителя; учебниковедение в системе подготовки учителей.

Особый интерес для исследований в настоящее время представляют вопросы определения методологических основ методики преподавания русского языка. Методика русского языка как педагогическая наука обладает собственным научным аппаратом, включающим объект, предмет, цели, задачи, методы научного исследования, методологические и теоретические основы, а основой всякой науки является методология, включающая в себя множество направлений научного исследования [1].

Между тем все чаще возникают проблемные вопросы, связанные с выявлением принципов обучения родному русскому языку, поскольку именно они дают возможность определить содержание образования. Принципы преемственности (между начальной и основной школой) и перспективности являются важнейшими принципами обучения языку. Однако проблему преемственности и перспективности обучения между «различными ступенями образования нельзя решить, если игнорировать лин-гвометодический принцип градуальности в речевом развитии», под которым подразумевается «диагностика того, что уже есть (зона актуального речевого развития), и градуально распределенное во времени и по глубине охвата содержание того, чему следует учить (с учетом зоны ближайшего развития)» [2, с. 15-16].

Совокупность различных принципов (принципа единства изучения языка и обучения речи, целостности формирования лексико-грамматического строя речи, коммуникативного принципа, когнитивного принципа, принципа градуальности, принципа сопоставления и дифференциации) позволяет создавать методические системы в зависимости от целей и задач образования [2].

Немаловажную роль в современной системе образования играет использование текстоцентрического принципа, благодаря которому создаются условия для появления мотивации и активизации деятельности обучающихся. Текстоцентрический принцип основан на том, что «главной единицей обучения становится текст как процесс и результат речевой деятельности, как дидактическая единица, средство обучения, формирования всех видов компетенций» [4, с. 31-33]. Использование текста на уроках русского языка позволяет увидеть взаимосвязь единиц на всех языковых уровнях, показывает то, насколько они коммуникативно значимы. Изучая родной язык посредством текста, ученик овладевает нормами литературного языка. Он запоминает готовые речевые модели, учится строить свои высказывания. На основе текстоцентрического принципа устанавливаются межпредметные связи между уроками русского языка и литературы, что делает данный подход прекрасным способом стимулирования мотивации к более глубокому, вдумчивому прочтению художественных текстов [4].

В методике используется и широкое понимание контекста, при этом особое внимание следует уделять культурному контексту, связанному с фоновыми знаниями. Поэтому нельзя отрицать роль культурно-исторического анализа, так как для более глубокого понимания всех оттенков смыслов необходимо как знание текстового содержания, так и осознание культурно значимой составляющей прочитанного. «Анализ текста в данном аспекте позволяет понять скрытые смыслы, точно и полно выявить речевую задачу автора» [3, с. 182-183]. Для «методической теории и практики является значимым следующее положение: культурный контекст является средством выявления глубинного смысла текста; его анализ носит логико-эмоциональный характер, активизирует речемыслительную деятельность учащихся» [3, с. 182-183]. В связи с этим возникает потребность в рассмотрении различных подходов работы с текстом, разрабатываются системы текстовых упражнений, определяются критерии оценивания творческих работ учащихся. Безусловно, систематическая работа с текстом позволяет вводить новое содержание в образование, развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся, формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности [5].

Читайте также:  Стараться на итальянском языке

Изменения в системе школьного образования, связанные с преобладанием компетентностного подхода над знаниевым, перевели процесс обучение в сторону самообучения и саморазвития. На первое место встает вопрос формирования самостоятельной личности, востребованной и способной реализовать себя в любой сфере. Одним из качеств успешного человека является умение красиво и грамотно говорить. В связи с этим перед учителями встал вопрос об организации речемыслитель-ной деятельности, которая должна быть организована на уроках русского языка. Обучение сжатому и полному изложению помогают учащимся сформировать умения, необходимые для развития интеллектуальных и творческих способностей, умения критически оценивать и интерпретировать прочитанное или услышанное, овладевать нормами литературного языка [6]. В настоящее время методистами подробно разрабатываются этапы построения сжатого изложения, разрабатывается система упражнений по работе с ключевыми словами [8].

Актуальными остаются вопросы определения статуса аксиологии. Поскольку эта наука является новым направлением в системе гуманитарных наук, проблема определения ее инструментария, выявление содержания и целей приобрели особый вес. Перспективы дальнейших научно-методических исследований связаны и с использованием аксиологического подхода [7].

Проектная деятельность в настоящее время получила в образовании широкое распространение, так как она способствует формированию творческой самостоятельности школьников. Необходимо отметить, что проектная деятельность используется при подготовке будущих учителей, поскольку формирует способности качественно решать профессиональные задачи.

Немаловажной проблемой становится организация дистанционного обучения в школе. В этом случае необходимо дифференцировать функции преподавателя и учащихся в процессе образования, выстроить модель их продуктивного взаимодействия.

Дистанционное образование открывает перед учителями ряд возможностей:

1. Обучаемый становится активным участником процесса, получая новые знания в удобном для себя месте и в удобное время.

2. Дистанционная образовательная модель является по своей сути индивидуализированной, то есть учитываются интересы и возможности каждого из участников учебного процесса.

4. Система контроля не страдает из-за того, что учитель и школьник очно не взаимодействуют, так как проверка знаний также носит систематический характер.

5. Использование онлайн-ресурсов позволяет учащимся активно использовать различные формы дидактического материала, который способствует развитию и совершенствованию коммуникативных навыков.

Рассмотрев некоторые тенденции в развитии методики преподавания русского языка, хотелось бы выделить актуальные принципы научно-методических исследований:

1) опора на традиции методики преподавания русского языка при решении вопросов обучения и воспитания учащихся;

2) усиление аксиологической направленности исследований;

3) опора на изучение практики преподавания русского языка;

4) учет общедидактических и специальных принципов обучения русскому языку при моделировании уроков;

6) совершенствование понятийно-терминологического аппарата методики;

7) использование исследований в области образовательных технологий.

1. Арефьева С.А. Методологические основы методики преподавания русского языка как науки // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка. М.: Спутник +, 2017. C. 10-14.

2. Архипова Е.В. Принципы речевого развития личности в аспекте преемственности и перспективности языкового образования // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка. М.: Спутник +, 2017. C. 15-22.

3. Бирюкова Т.Г. Роль культурного контекста в понимании текста // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка. М.: Спутник +, 2017. C. 182-188.

4. Воителева Т. М. Реализация текстоцентрического принципа как способ активизации познавательной деятельности учащихся // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка. М.: Спутник +, 2017. C. 30-34.

5. Горобец Л.Н. Текстовые упражнения: подходы, способы обучения и критерии оценивания // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка. М.: Спутник +, 2017. C. 206-209.

6. Громова Л.Ю., Текучева И.В. О некоторых общепредметных целях обучения русскому языку // Перспективы науки. Тамбов, 2017. №5 (95). С. 65-68.

7. Оганесян А. Г. Развитие методической аксиологии // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка. М.: Спутник +, 2017. C. 60-69.

8. Текучева И.В., Громова Л.Ю. Работа с ключевыми словами текста как один из этапов обучения рациональному чтению // Среднее профессиональное образование. 2016. № 4. С. 4446.

1. Arefeva S.A. Metodologicheskie osnovy metodiki prepodavaniia russkogo iazyka kak nauki [Methodological foundations of the methodology of teaching the Russian language as a science]. Sovremennye tendencii v razvitii metodiki prepodavaniia russkogo iazyka [Modern trends in the development of the methodology of teaching the Russian language]. Moscow, 2017, pp. 10-14.

2. Arhipova E.V. Principy rechevogo razvitiia lichnosti v aspekte preemstvennosti i perspektiv-nosti iazykovogo obrazovaniia [Principles of speech development of the individual in the aspect of continuity and prospects of language education]. Sovremennye tendencii v razvitii metodikiprepoda-vaniia russkogo iazyka [Modern trends in the development of the methodology of teaching the Russian language]. Moscow, 2017, рр. 15-22.

3. Bir’ukova T.G. Rol’ kul’turnogo konteksta v ponimanii teksta [The role of the cultural context in understanding the text]. Sovremennye tendencii v razvitii metodiki prepodavaniia russkogo iazyka [Modern trends in the development of the methodology of teaching the Russian language]. Moscow, 2017, pp. 182-188.

4. Voiteleva T.M. Realizaciia tekstocentricheskogo principa kak sposob aktivizacii poznava-tel’noi deiatel’nosti uchashchihsia [The realization of the textocentric principle as a way of activating cognitive activity of students]. Sovremennye tendencii v razvitii metodiki prepodavaniia russkogo iazyka [Modern trends in the development of the methodology of teaching the Russian lan-guage].Moscow, 2017, pp. 30-34.

5. Gorobec L.N. Tekstovye uprazhneniia: podhody, sposoby obucheniia i kriterii ocenivaniia [Textual exercises: approaches, teaching methods and evaluation criteria]. Sovremennye tendencii v razvitii metodiki prepodavaniia russkogo iazyka [Modern trends in the development of the methodology of teaching the Russian language]. Moscow, 2017, pp. 206-209.

6. Gromova L.Iu., Tekucheva I.V. O nekotorykh obshchepredmetnykh celiakh obucheniia russ-komu iazyku [About some general objectives of teaching the Russian language]. Perspektivy nauki [Perspectives of science]. Tambov, 2017, no. 5 (95), pp.65-68.

7. Oganesian A.G. Razvitie metodicheskoi aksiologii [Development of methodological axiolo-gy]. Sovremennye tendencii v razvitii metodiki prepodavaniia russkogo iazyka [Modern trends in the development of the methodology of teaching the Russian language]. Moscow, 2017, pp. 60-69.

8. Tekucheva I.V., Gromova L.Iu. Rabota s klyuchevymi slovami teksta kak odin iz ehtapov obucheniia racional’nomu chteniyu [Working with the key words of the text as one of the stages of teaching rational reading]. Srednee professional’noe obrazovanie [Secondary vocational education], 2016, no. 4, pp. 44-46.

Для цитирования: Текучева И.В., Громова Л.Ю. О некоторых тенденциях развития методики преподавания русского языка // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №2 (83). С. 188-192. DOI 10.23859/1994-0637-2018-1-83-24

Источник

Ответы на самые частые вопросы пользователей рунета
Добавить комментарий

Adblock
detector