Раздвоенность языка филогенетические предпосылки

Раздвоенность языка филогенетические предпосылки

Нёбо развивается из первичного и вторичного нёба. Первичное нёбо образуется в результате слияния правого и левого медиальных носовых отростков. Оно представляет собой небольшое треугольной формы образование, которое состоит из кости, соединительной ткани, губного и нёбного эпителия и зачатков четырёх резцов. Вторичное нёбо образуется при слиянии нёбных пластинок верхнечелюстных отростков. Оно происходит на 8-й неделе эмбрионального развития на фоне расправления нижней челюсти, в результате которого язык перемешается вниз, создавая условия для роста нёбных пластинок навстречу друг другу. Нёбные пластинки сливаются с первичным нёбом, и это слияние продолжается кзади. Если не считать заднего отдела мягкого нёба и нёбного язычка, слияние нёба обычно завершается к 12-й неделе беременности.

Нарушение процесса слияния нёбных отростков приводит к образованию расщелины. Расщелина может охватывать только мягкое нёбо, только твёрдое нёбо, мягкое и твёрдое нёбо, мягкое и твёрдое нёбо с альвеолярным отростком и верхней губой. Незаращение нёба без расщелины верхней губы наблюдают в 30% случаев.

Расщепление нёбного язычка

Расщепление нёбного язычка — небольшая расщелина задней части мягкого нёба. Его чаще встречают у уроженцев Азии и коренных жителей Америки. С этой аномалией развития рождается 1 из 250 детей. Для подслизистой расщелины нёба характерно наличие расщелины между мышцами мягкого нёба при сплошной слизистой оболочке. Пальпаторно в области расщелины определяют ямку. Эта аномалия развития может сочетаться с расщеплением нёбного язычка. Неполная расщелина нёба — небольшая щель в твёрдом или мягком нёбе, создающая сообщение между полостью рта и полостью носа. При полной расщелине нёба она достигает резцового отверстия. Триада признаков, включающая расщепление нёба, микро-и ретрогнатию нижней челюсти и глоссоптоз (смещение языка назад), известна как синдром Пьера Робена. Эта сочетанная аномалия развития характеризуется выраженным нарушением дыхания.

Расщелина губы и нёба

Расщелина губы и нёба часто сочетается с расщеплением альвеолярного отростка, отсутствием зубов (наиболее часто — латеральных резцов), аномалиями их положения, иногда увеличением количества. Расщелина нёба вызывает выраженное нарушение прикуса, артикуляции, затрудняет приём пищи. Лечение требует участия многих специалистов, в частности педиатра, детского стоматолога, челюстно-лицевого хирурга, ортодонта, логопеда. Операцию при незаращении губы обычно выполняют одномоментно в раннем детском возрасте, в то время как при незаращении нёба хирургическую реконструкцию выполняют в несколько этапов, учитывая рост твёрдого нёба.

Врождённый эпулис.

Врождённый эпулис новорождённых — доброкачественное полиповидное образование, исходящее из беззубого альвеолярного отростка и локализующееся обычно на передней поверхности верхней челюсти. Врождённый эпулис у девочек встречают в 10 раз чаще, чем у мальчиков. Эпулис имеет розовый цвет и мягкую консистенцию и связан с альвеолярным отростком ножкой или широким основанием. На поверхности его заметны телеангиэктазии. Диаметр эпулиса может достигать нескольких сантиметров. Эпулис подлежит хирургическому иссечению. Рецидивов обычно не наблюдают. При гистологическом исследовании обнаруживают зернистые клетки. В 1 из 10 случаев эпулисов бывает несколько.

Источник

Что такое раздвоение язычка?

Расщепление язычка (раздвоение небного язычка) — это патологическое раздвоение язычка, который расположен в конце мягкого неба. Раздвоение язычка, как правило, обнаруживается при рождении, когда врач осматривает рот ребенка. В некоторых случаях расщепление язычка обнаруживается при скрининге перед рождением на УЗИ. В других случаях данное состояние выявляют случайно.

Иногда раздвоение язычка — это один из признаков расщелины неба. Поскольку небо покрыто слизистой оболочкой, то расщелину трудно обнаружить. Субмукозная (подслизистая, скрытая) расщелина неба может быть без расщепления язычка.

Фото: Википедия

Причины раздвоения язычка

Генетические, экологические и токсические факторы могут быть причинами раздвоенного язычка. Однако окончательная причина этого неизвестна. Раздвоение язычка проявляется между 7-й и 12-й неделями беременности из-за ошибки в слиянии язычка.

Факторы риска раздвоения язычка

Осложнения субмукозной расщелины нёба

Субмукозная расщелина неба может привести к проблемам с речью у ребенка, зачастую имеющего аномальную носовую речь. В этих случаях расщелина не может быть диагностирована до тех пор, пока ребенок не начнет говорить.

Как правило, раздвоение язычка не вызывает проблем с дыханием, и во многих случаях ребенок может не иметь никаких очевидных осложнений.

Лечение раздвоения язычка

Раздвоение язычка является доброкачественным состоянием, и поэтому не требует лечения. Однако важно, чтобы ребенок, родившийся с раздвоенным язычком, обследовался на предмет возможной субмукозной расщелины неба. Расщелина неба может потребовать хирургического вмешательства.

Наиболее распространенной причиной лечения является нарушение речи, когда воздух выходит через нос.

Человек может также иметь состояние, известное как небно-глоточная недостаточность, при субмукозной расщелины неба. Тогда необходима операция для восстановления неба и закрытия расщелины. В некоторых случаях в качестве альтернативы оперативного лечения хирург может вставлять специальный прибор, который помещается в рот и прикрепляется к зубам, чтобы помочь с речевыми проблемами.

Если у ребенка возникают проблемы с кормлением и глотанием, то иногда их можно решить с помощью методов, показанных родителям консультантом по кормлению. Дети с подслизистой расщелиной неба зачастую имеют проблемы с попаданием жидкости в барабанную полость и сопутствующими инфекциями, что может привести к снижению слуха. Проблемы с ушами должны лечиться у специалиста. Лечение включает антибиотики или введение вентиляционных трубок в барабанную перепонку. Это нужно сделать как можно раньше, так как ребенок может потерять слух, что, в свою очередь, может также повлиять на речь.

Читайте также:  Язык без границ pdf

У большинства людей расщепленный язычок не вызывает никаких осложнений, и они могут вести нормальную и здоровую жизнь.

Литература

Приглашаем подписаться на наш канал в Яндекс Дзен

Источник

Филогенез языка

Установлено что первые речевые звуки целиком определялись чувственным образом представляемых событий и предметов. Известный отечественный исследователь В.В. Бунак приводит многочисленны аргументы в пользу того, что самые первые понятия представляли собой наглядно-образные репрезентации вещей и предметов, в особенности эйдетические репрезентации. Он считает, что память примитивного человека носила эйдетический характер, что и сыграло важную роль в развитии языка. Поэтому речь примитивного человека по сравнению с нашим языком действительно напоминает сложное, точнейшее пластическое и фотографическое описание какого-либо события с мельчайшими подробностями (В.П.Алексеев).

Другим важным условием усвоения речи было подражание слышимым звукам. Оно позволяло устанавливать связи между называнием предмета и его акустическим звучанием.

Распространенным мнением было мнение о том, что первые слова были обозначениями отдельных объектов (деревьев, кустов и т.д.). Это мнение было ошибочным. В значительной степени они были наряду с командами типа: «делай это» или « не делай этого» описаниями целых событий, процессов и действий. которые мы выражаем с помощью предложений или высказываний. Исследователь Р. Стопа, попытался реконструировать фонологическую особенность речи первобытных людей на основе анализа звуковых сигналов шимпанзе. Он установил. что приматы произносят некоторые гласные подобно нашим (например, а и оу, е, у) согласные типа (гх, кх), назальные (м и нг). Эти звуки воспроизводятся в различных ситуациях и на основе их можно создать классификацию ситуаций. Далее автор, анализируя язык африканских бушменов, предположил, что он обладает общими чертами с языком примитивного человека, что, свою очередь, позволит понять как шел процесс развития речи и мышления в антропогенезе. Им предлагаются характерные признаки генетически разных стадий развития речи и языка (Ф.Кликс):

1. Отсутствие в речи родовых понятий, и обилие слов, означающих отдельные признаки и индивидуальность предметов.

В языках австралийских народов, например, почти совершенно отсутствуют слова, обозначающие общие по­нятия, но они наводнены огромным количеством специфических терминов, различающих точно отдельные признаки и индивидуальность предметов.

Аир говорит об австралийцах: «У них нет общих слов, как де­рево, рыба, птица и т. д., но исключительно специфические тер­мины, которые применяются к каждой особой породе дерева, птицы и рыбы». Также у других примитивных народов наблюда­ется такое явление, когда нет соответствующего слова для дерева, рыбы, птицы, а все предметы и существа обозначаются именами собственными.

Тасманийцы не имеют слов для обозначения таких качеств, как «сладкий, горячий, твердый, холодный, длинный, короткий, круг­лый». Вместо «твердый» они говорят: как камень, вместо «высо­кий» — высокие ноги, «круглый» — как шар, как луна, и еще прибавляют жест, который это поясняет. Также на архипелаге Бисмарка отсутствуют всякие обозначения для цветов. Цвета обо­значаются точно таким же образом, путем названия предмета, с которым они имеют сходство.

«В Тасмании, — говорит Поуэрс, — нет ни рода, ни вида. Каждый дуб, каждая сосна, каждая трава имеют свое особое имя». Все это создает огромное богатство словаря примитивных народов. Австралийцы имеют отдельные имена почти для каждой мельчайшей части человеческого тела: так, например, вместо сло­ва «рука» у них существует много отдельных слов, обозначающих верхнюю часть руки, ее переднюю часть, правую руку, левую ру­ку и т. д.

Маори имеют необычайно полную систему номенклатуры для флоры Новой Зеландии. У них существуют особые имена для мужских и женских деревьев определенных пород. У них есть также отдельные имена для деревьев, листья которых меняют форму в различные моменты их роста. Птицы коко или туи име­ют четыре имени: два — для мужского рода и два — для жен­ского — в зависимости от времени года; есть отдельные слова, обозначающие хвост птицы, хвост животного и хвост рыбы. Име­ются три слова для обозначения крика попугая: крика попугая в спокойном состоянии, его крика, когда он сердится и когда испу­ган.

В Южной Африке у племени бавенда есть специальное назва­ние для каждого вида дождя. В Северной Америке индейцы имеют такое огромное количество точных, почти научных определении для различных форм облаков и для описания неба, которые совер­шенно непереводимы.

«Было бы напрасно, — продолжает Леви-Брюль, — искать чего-нибудь подобного в европейских языках». Одно из племен имеет, например, особое слово для обозначения солнца, светящего между двумя облаками. Число существительных в их языках поч­ти неисчислимо. У одного из северных примитивных народов, на­пример, есть множество терминов для обозначения различных пород оленей. Есть специальное слово для обозначения оленя од­ного года, двух, трех, четырех, пяти, шести и семи лет; 20 слов для льда, 11 слов для холода, 41 слово для снега в различных формах, 26 глаголов, чтобы обозначить замерзание и таяние, и т. д. Вот почему «они сопротивляются попытке сменить этот язык на норвежский, слишком бедный для них с этой точки зрения». Этим же самым объясняется огромное количество собственных имен, даваемых самым различным отдельным предметам.

Читайте также:  Таблица пассива в немецком языке

В области Замбези каждое возвышение, каждый холм, каждая горка, каждая вершина в цепи имеет свое название, точно так же как каждый ключ, каждая равнина, каждый луг, каждая часть и каждое место страны, таким образом, обозначено специ­альным именем. Все это потребовало бы целой жизни человека, для того чтобы расшифровать смысл и значение всех этих обо­значений, как говорит Д.Ливингстон.

Поэтому там, где европеец тратит одно-два слова, примитив­ный человек тратит иногда десять.

4. Одним из признаков примитивного языка является его многозначность. На языке бушменов слово «г’онс» означает « солнце», «жара», « жажда» или все вместе взятое. Употребление того или иного значения зависит от конкретной ситуации.

5. Одно и то же слово выполняет несколько значений и функций. У бушменов «на» означает «давать», в то время как « н’а » является частицей указывающей на дательный падеж.

7. Количество слов для обозначения численных выражений крайне мало.

8. В фонетике господствуют щелкающие звуки, хрипящие укороченные гласные, а те фонемы, которые имеют смыслоразличительное значение, сопровождаются с чисто тональными вставками.

9.Одним из характерных приемов образования слов является редупликация (повторение). Так « нгум-нгум» на языке пигмеев означает «грохотать».

Бушмены для обозначения одного человека говорят «ту», двух- «ту-ту», а о большой толпе «ту-ту-ту».

Указанные признаки характерные для языка примитивных племен показывают нам основные его особенности и пути развития в антропогенезе.

Итак, мы видим, что язык примитивного человека имеет очень богатый словарный запас. Это богатство словаря стоит в прямой зависимости от конкрет­ности и точности языка примитивного человека. Его язык соответ­ствует его памяти и его мышлению. Он так же точно фотографирует и воспроизводит весь свой опыт, как запоминает его. Он не умеет выражаться абстрактно и условно, как культур­ный человек. Подробное описание ситуации с применением жестов, поз, движений, для того, чтобы сказать простую фразу представляет собой как большое преимущество, так и недостатки примитивных языков.

Преимущество примитивного языка заключается в том, что он создает знак почти для каждого предмета и позволяет примитивному человеку с необычной точностью иметь в своем распоряжении своеобразные дубликаты этих предметов. Переход к европейским языкам означал бы потерю ориентировки в своей собственной жизни.

Причинами подобного характера языка являются:

1.Пластическая и эйдетическая память, делающие его очень словесно богатым.

2. Двойственность, заключающаяся в том, что он с одной стороны является языком слов, а с другой языком жестов. Именно поэтому он и передает образы предметов и явлений, точно также, как это видят глаза и слышат уши.

[1] Данная идея не нова. Еще в 30-40 годы Л. Уланова в Харьковском зоопарке пыталась обучать макак обозначать жестами разные виды пищи.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Заполните по образцу таблицы 2, 3.

Задание для внеаудиторной (самостоятельной) работы к занятию № 2.

Тема: «Филогенез пищеварительной и дыхательной систем позвоночных животных»

Пищеварительная и дыхательная системы хордовых обладают филогенетическим, анатомическим и онтогенетическим родством. Дыхательная система, развивающаяся на базе пищеварительной, на первых этапах эволюции функционирует совместно с ней, что сказывается на формировании начального отдела пищеварительной системы в ходе эмбрио- и филогенеза. Понимание тесной связи пищеварительной и дыхательной систем, изучение основных направлений и способов преобразования их в ходе эволюции необходимо врачу любой специальности для понимания предпосылок возникновения онтофилогененетических пороков развития и оценки возможности восстановления исходных функций.

1. Цель занятия: изучить основные этапы филогенеза пищеварительной и дыхательной систем позвоночных животных для понимания развития их в онтогенезе человека, а также появления онто- и филогенетически обусловленных пороков развития данных систем органов.

Подготовка к практическому занятию.

При подготовке использовать основную, дополнительную литературу и лекционный материал.

3. Вопросы для самоподготовки:

1. Механизмы соотносительных преобразований органов и систем органов (биологические, динамические, топографические, онтогенетические корреляции).

2. Филогенетическое происхождение и взаимосвязь пищеварительной и дыхательной систем в типе Хордовые.

3. Основные направления эволюции пищеварительной системы в ряду позвоночных животных. Типы пищеварения.

4. Дифференцировка воздухоносных путей и респираторных отделов в ряду позвоночных.

5. Способы морфофункциональных преобразований пищеварительной и дыхательной систем.

6. Онтофилогенетическая обусловленность пороков развития пищеварительной и дыхательной систем человека.

7. Филэмбриогенезы пищеварительной и дыхательной систем у человека.

8. Деонтологические принципы взаимоотношений врача и больного пороками развития.

Перечень практических умений:

— анализировать основные пути развития и формирования пищеварительной и дыхательной системы в сравнительном ряду позвоночных;

— характеризовать дыхательную и пищеварительную системы ланцетника, рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих;

— различать принципы эволюционных преобразований органов в филогенезе пищеварительной трубки позвоночных;

— прослеживать направление эволюционных преобразований дыхательной и пищеварительной систем у рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих.

— объяснять зависимость строения органов дыхания от условий обитания в ряду позвоночных животных;

— использовать знание основных этапов эволюции пищеварительной и дыхательной систем органов у позвоночных для объяснения причин возникновения онтофилогенетически обусловленных пороков развития у человека;

— делать выводы о способах морфо-функциональных преобразований изучаемых системы органов.

Читайте также:  Словарь чувашского русского языка

— формировать положения о профилактике тератогенеза и деонтологии взаимоотношений с больным.

Рекомендации по выполнению УИРС:

сообщения обязательно должны содержать конкретный материал с учетом современных данных, изложение материала должно быть доступно и докладчик обязан владеть свободно материалом (доклад на 5 – 7 минут), возможно использование презентаций.

1. Пороки развития переднего отдела пищеварительного тракта и их причины возникновения

2. Пороки развития среднего и заднего отделов пищеварительного тракта и их причины возникновения

3. Атавистические аномалии зубной системы у человека

4. Пороки развития дыхательной системы и их причины

5. Критические периоды развития пищеварительной и дыхательной систем человека

6. Самоконтроль по тестовым занятиям:

СТРУКТУРА ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ВПЕРВЫЕ ПОЯВИВШАЯСЯ В ЭВОЛЮЦИИ У МЛЕКОПИТАЮЩИХ:

1. поджелудочная железа;

2. полностью дифференцированная зубная система;

2. Развитие пищеварительной и дыхательной систем в онтогенезе определяется:

1. топографическими координациями и морфогенетическими корреляциями

2. исключительно динамическими корреляциями

3. морфогенетическими и эргонтическими корреляциями

4. топографическими и динамическими координациями

5. динамическими координациями и эргонтическими корреляциями

3. ЗУБЫ ПОЗВОНОЧНЫХ ГОМОЛОГИЧНЫ:

1. костной чешуе рыб

2. плакоидной чешуе рыб

3. эпителию слизистой оболочки ротовой полости амфибий

4. роговой чешуе рептилий

5. когтям пресмыкающихся

4. САМАЯ ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ АДАПТАЦИИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВО ВСЕХ ОТДЕЛАХ К РАЗНОЙ ПИЩЕ СФОРМИРОВАЛАСЬ В КЛАССЕ:

5. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ ЛЕГКИХ РЕПТИЛИЙ, ПО СРАВНЕНИЮ С АМФИБИЯМИ, УВЕЛИЧИВАЕТСЯ БЛАГОДАРЯ:

1. развитию на концах бронхов парабронхов

2. развитию множества альвеол

3. участию кожи в дыхании

4. появлению внутрилегочных перегородок значительной величины

5. появлению «двойного» дыхания

6. ВТОРИЧНОЕ ТВЁРДОЕ НЁБО, ПОЛНОСТЬЮ ОТДЕЛЯЮЩЕЕ ВОЗДУХОНОСНЫЕ ПУТИ ОТ РОТОВОЙ ПОЛОСТИ, ОТМЕЧАЮТСЯ У:

7. Таблицы для самостоятельного изучения и заполнения:

Типы пищеварения

Изучите материал, приведенный в таблице, учитывая, что сочетание двух или даже трех механизмов пищеварения, находящихся во взаимодействии с аутолитическим и симбионтным воздействием на пищу, обеспечивает эффективность и экономичность переваривания.

Тип пищеварения Ферменты, участвующие в пищеварении Примеры организмов
1. ферменты различных отделов пищеварительной системы, выделяемые в их полость. кишечнополостные, плоские, кольчатые черви, ракообразные, некоторые паукообразные, некоторые моллюски, бесчерепные, позвоночные.
2. ферменты симбиотических организмов, живущих в полости кишечника. некоторые насекомые, жвачные животные, человек.
3. аутолитические ферменты пищи высшие позвоночные
мембранное ферменты поверхностного аппарата клетки, а также адсорбированные на нем ферменты пищеварительных желез все группы организмов

Заполните по образцу таблицы 2, 3.

Онтофилогенетические пороки развития пищеварительной системы человека.

Онтофилогенетические пороки развития дыхательной системы человека.

Порок развития Признаки Филогенетические предпосылки и онтогенетические механизмы
1. Латеральные шейные свищи
2. Эзофаготрахеальные свищи
3. Кистозная гипоплазия легких

8. Самоконтроль по ситуационным задачам.

Задача 1. У 5-дневного новорожденного мальчика отсутствует отхождение мекония (первородные каловые массы) при наличии анального отверстия. Зонд ввести в анальное отверстие не удается. В моче имеется примесь кала. Какую патологию можно заподозрить у этого ребенка? С чем связано формирование этого порока развития?

Ответ: у ребенка наблюдается персистирование клоаки – объединение мочеполовых путей и прямой кишки – патология, связанная с недоразвитием и задержкой дифференцировки клеток после 8 недели эмбоигенеза.

Задача 2. В клинику доставлен 4-х дневный новорожденный. Из истории болезни известно: ребенок от второй беременности, доношенный, вес при рождении 3500г. Беременность протекала нормально, роды нормальные. Ребенок заплакал сразу. При попытке напоить ребенка сладкой водой после первых жадных глотков появился кашель, синюшность и рвота. При кормлении с ложечки сцеженным материнским молоком также сразу появилась рвота, цианоз, а через нос вытекала пена. Рвотные массы без признаков створаживания. На третий-день врач заподозрил у ребенка порок развития. Какую патологию заподозрил врач, если при рентгенографии желудок и кишечник наполнены воздухом, а контрастное вещество в них не поступает?

Ответ: атрезия пищевода, которая возникла в результате нарушения клеточной гибели. Трахео-пищеводный свищ сохранился вследствие нарушения дифференциации и пролиферации клеток во время образования пищевода и трохеи. Пища попадает в органы дыхания, в желудок не поступает, о чем свидетельствует отсутствие в нем контрастного вещества.

Задача 3. На 5 день после рождения у ребенка обнаружено по медиальному краю грудино-ключично-сосцевидной мышцы отверстие, из которого отделяется большое количество слизи. От него пальпируется в подкожной клетчатке тяж. При введении красящего вещества в отверстие через некоторое время его удалось обнаружить в полости глотки. О какой патологии нужно думать в этом случае?

Ответ:определено наличие жаберных свищей, образовавшихся в результате частичного незаращения жаберных щелей. Патология возникла на ранних этапах (3-9 неделя) эмбриогенеза. К этому времени у зародыша между пятью жаберными дугами имеются внутренние (энтодермальные) карманы и наружные (эктодермальные) бороздки. В течении нескольких дней они превращаются в узкие ходы, которые за исключение первой пары, постепенно исчезают. В редких случаях каналы превращаются в свищ: наружный, эктодермальной открывающийся на боковой поверхности верхней части шеи, к внутренней, энтодермальный, открывающийся в глотку, реже гортань или трахею. Вторые концы тех или иных свищей слепо кончаются в мягких тканях шеи. Такие свищи называются неполными. Полные свищи образуются при слиянии внутреннего и наружного свищей в результате исчезновения разделяющей их запирательной пластинки, состоят из сомкнутых листков энто- и эктодермы.

Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 558 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Ответы на самые частые вопросы пользователей рунета
Добавить комментарий

Adblock
detector