Разделяющиеся языки как бы огненные

Деяния святых апостолов, глава 2 Деяния, гл 2

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне, слышим их, нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.

Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: «и будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется».

Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем: «видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицом Твоим».

Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак, Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».

Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.

Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?

Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.

И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.

Источник

Толкование на Деяния 2:3

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Поделиться в соц.сетях.

Толкование на Деяния 2:3 | Деян 2:3

Григорий Богослов (325/30–389/90)

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них

Является же в виде языков, по сродству со Словом; и в виде огненных языков (почему думаешь?) или по причине очищения (ибо по Писанию известен и огонь очистительный, что желающие везде могут увидеть), или по существу своему, ибо «Бог наш есть огонь» и огонь, «поядающий» (Евр.12:29) нечестие. Но ты опять негодуешь недовольный словом: единосущен! Является в виде разделенных языков, по причине разных дарований; в виде языков «седших», в означение Царского достоинства и почивания во Святых, ибо и херувимы суть Божий престол. Является в горнице (если только не почтут меня пытливым чрезмерно) в означение восхождения и возвышения от земли тех, которые примут Духа, ибо и «водами» Божиими «покрываются» какие-то «горние» (горницы), которыми песнословится Бог (Пс.103:3). И Сам Иисус посвящаемых в высшее служение приобщает таинству в горнице, показывая тем, что нужно и Богу снисходить к нам (как, насколько известно, и снисходил к Моисею), и нам восходить к Нему, и что таким образом, при сорастворении достоинства, должно происходить общение Бога с людьми. Доколе же пребывают они в собственном достоинстве, – Бог в достоинстве высоты, а человек – низости, дотоле благость несоединима, человеколюбие несообщимо, и посреди великая и непроходимая пропасть, которая отделяет не богатого только от Лазаря и от вожделенных недр Авраамовых, но сотворенное и преходящее естество от несотворенного и постоянного.

Читайте также:  Французский язык для 7 лет

Источник: Слова. Слово 41.

Кирилл Иерусалимский

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них

Приняли они огонь не опаляющий, но спасительный, огонь – терние грехов истребляющий, а душу просвещающий. Этот огонь имеет ныне прийти и на вас, и терние грехов ваших пожечь и истребить, а драгоценное стяжание душ ваших еще более просветить и даровать вам благодать. Ибо ее даровал Он тогда и апостолам. В виде огненных языков снизошел на них для того, чтобы увенчать главы их новыми духовными венцами посредством огненных языков. Пламенный меч ограждал прежде врата рая, спасительный огненный язык возвратил благодать.

Источник: Поучения огласительные. Поучение 17.

Григорий Палама (

Ст. 3-4 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать

Те чудесные дела, которые Владыка совершил в теле, являющие, что Он, по Своей Ипостаси, Сын единородный, на конец времен соединившийся с нами, прияли конец; (ныне) начинают совершаться те вещи, которые являют Духа Святого, Сущего согласно Своей Ипостаси, – дабы мы познали, а также усвоили великую и покланяемую Тайну Святыя Троицы; ибо и ранее, воистину, действовал Дух Святый, – потому что это Он говорил чрез Пророков и предвозвещал будущее – ныне же чрез огненные языки явился всем в Своей Ипостаси, и Владычным образом, как бы на престоле, сев на Христовы Ученики, сделал их орудиями Своей силы.

Но по какой причине Он явился в виде языков? – Дабы показать, что Он – сроден Слову Божию; ибо нет ничего родственнее слову, чем – язык. Но также – и ради благодати учительства: ибо учитель о Христе нуждается в облагодатствованном языке. Почему же – огненные языки? – Не только по причине единосущия Духа с Отцем и Сыном, – ибо Бог наш есть Огнь, и то – Огнь, поядаяй беззаконие, – но также и по причине сугубости действия Апостольской проповеди: ибо она должна была вместе и благодетельствовать и карать; как огонь устроен для того, чтобы и просвещать и опалять, так и слово учения о Христе – просвещает слушающих, а упорно же противящихся предает огню и вечному мучению. Языки же эти были, говорит Апостол Лука, – не «огненные», но – «как бы огненные», чтобы кто не подумал, что оный огонь (в «огненных языках») был чувственным и материальным, но так сказано – чтобы на основании примера – у нас было бы представление о явлении Духа. Почему языки явились для них разделенными? – Потому что единственному только Христу, сошедшему с небес, не в меру дается Дух от Отца, ибо Он, также и по плоти, обладает всецелою силою и действием; ни на ком из иных не почила всеобъемлющая благодать Духа, но частично каждый – один одно, другой – другое получает из благодатных дарований, дабы кто не подумал, что даемая от Духа благодать Святым, является Его не действием, а самым естеством. Выражение же «седе» не только обозначает Владычнее достоинство, но – и единость Божественного Духа. «Седе же на едином коемждо их, и исполнишася вси Духа Свята»: ибо и разделившись согласно различным силам и действиям Своим, Дух Святый в каждом действии представляется целостным, нераздельно разделяемый и полностью даемый в участие, по образу солнечного луча. «Глаголаша иными языки» т.е. на разных наречиях к собравшимся от всех народов», «якоже Дух даяше им провещевати»; ибо они стали орудиями Божественного Духа, действующими и движущимися по Его воле и силе; всякое же орудие со вне восприемлемое, становится причастным не естества, но энергии действующего, которая восприемлется от него; так бывает и в отношении орудия Святого Духа, как и Давид, говоря в Духе Святом, глаголет: «Язык мой трость книжника скорописца» (Пс.46:2). Следовательно, пишущая трость есть орудие пишущего, становясь причастной, конечно, не естества писца, но его энергии, и то начертывая оное, что пишущий желал бы и мог.

Источник: Омилия 24. О совершившемся в день Пятидесятницы явлении и раздаянии Божественного Духа.

Исидор Пелусиот (350/60–435/40)

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них

Как закон в начале своем требовал страха, который бы побудил слушающих к хранению заповедей, и Бог вещал из среды огня, так и по воскресении Владыки и Спасителя нашего Дух Святый дан был Апостолам в огне и предшествующем бурном дыхании, чтобы в обоих Заветах познаваем был Единый Бог, хотя и велико различие Завета второго с первым. Ибо первый довольствовался предписаниями преобразовательными, а последний просиял истиною вещей и догматов.

Источник: Письма. Книга I.

Иоанн Кронштадтский (1829–1908)

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них

Познайте из этого повествования о сошествии Святого Духа все народы, племена и языки, кто вы и откуда вы. Вы – слабые твари (слабые, говорю, потому, что есть твари сильнии крепостию – Ангелы), создания Духа Божия, движимые и оживотворяемые Им; ваша мысль выражается таким или другим языком не оттого только, что родители и соотечественники ваши говорят таким, а не другим языком, так как в этом случае все-таки надобно предполагать еще другую причину, почему именно таким, а не другим языком говорят они, – а оттого, что Духу Божию, всезиждущему и всеустрояющему, угодно было облечь ваши мысли в такую, а не другую форму. Язык есть внешняя оболочка нашей мысли – так, как тело есть внешний, вещественный покров невидимой, духовной природы нашей души. Мысль есть чадо души, во всем похожее на свою мать, – само в себе такое же духовное, неосязаемое, вообще не подлежащее ни одному внешнему чувству; слово, или язык, есть одежда, покров мысли, которая делается в нем как бы видимою и осязаемою. Дух Божий есть Творец нашей души разумной, мыслящей, свободной. Он мог сделать (как и действительно сделал вначале), чтобы все люди говорили одним языком и, таким образом, единством самого языка показывали единство своего происхождения – от одного Творца. Но так как это единство послужило людям во вред по их испорченности, то Дух Божий отнял у их мысли однообразную одежду и дал пеструю, разноцветную, так что по этой пестроте они не могли узнавать родной, общей и тожественной у всех по существу своему мысли. Так, если простолюдина в простой одежде одеть в одежду воина, то в нем весьма трудно узнать прежнего простолюдина, хотя от прежнего вида его и остаются – лицо, вся голова и, может быть, другие приметы. Но мысль закрывается совершенно своею оболочкою – языком, так что, если можно так выразиться, она скрывает под нею и лицо свое.

Источник: Дневник. Том I. 1856.

Августин (354–430)

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них

Следовательно, поэтому, когда Он послал Святого Духа, Он видимо являет Его двумя образами: через голубя и через огонь. Через голубя на Господе во время крещения; через огонь – на собранных вместе учениках. Следовательно, через голубя было показано, чтобы у освященных Духом не было обмана; а через огонь показано, чтобы простота не осталась холодной. И пусть не беспокоит то, что языки были разделяющимися. Языки находятся далеко друг от друга, поэтому Он появился разделяющимися языками. Он говорит: разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. Языки разделены друг от друга, но расстояние языков не является расколом. Не бойся нарушения в разделяющихся языках, познай единство в голубе.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна.

Беда Достопочтенный (672–735)

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них

Дух Святой явился в виде огненных языков, потому что Он делает всех, исполнившихся Им, в равной степени и пламенеющими, и говорящими: пламенеющими, конечно же, Им Самим и говорящими о Нем Самом. В то же самое время Он указывает, что Святая Церковь, распространяясь до крайних пределов мира, будет громогласно говорить со всеми народами.

Источник: Изложение Деяний Апостолов.

Лопухин А.П. (1852–1904)

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них

Языки как бы огненные… Как шум без ветра, так и языки без огня, лишь подобные огненным. «Прекрасно говорить: как бы огненные, как бы от несущегося ветра, чтобы ты не помыслил чего-либо чувственного о Духе» (Феофил., ср. Злат.).

Шум был при этом знаком удостоверения сошествия Св. Духа для слуха, языки – для зрения. И то и другое возвышало для апостолов величие события и воздействие его на душу, которая, собственно, и была главным предметом чуда этого обетованного крещения Духом Святым и огнем.

Разделяющиеся языки – diamerizomenai glwssai – разделени языцы. Впечатление момента сошествия Св. Духа было, очевидно, таково, что из какого-то невидимого, но близкого источника внезапно надвинувшегося и исполнившегося дом шума вдруг начали выделяться как бы огненные языки, поделяясь между всеми присутствующими – так, что чувствовался при этом один и тот же общий источник всех их.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Деян. 2:3

Свт. Григорий Богослов

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них

Является же в виде языков, по сродству со Словом; и в виде огненных языков (почему думаешь?) или по причине очищения (ибо по Писанию известен и огонь очистительный, что желающие везде могут увидеть), или по существу своему, ибо «Бог наш есть огонь» и огонь, «поядающий» (Евр.12:29) нечестие. Но ты опять негодуешь недовольный словом: единосущен! Является в виде разделенных языков, по причине разных дарований; в виде языков «седших», в означение Царского достоинства и почивания во Святых, ибо и херувимы суть Божий престол. Является в горнице (если только не почтут меня пытливым чрезмерно) в означение восхождения и возвышения от земли тех, которые примут Духа, ибо и «водами» Божиими «покрываются» какие-то «горние» (горницы), которыми песнословится Бог (Пс.103:3). И Сам Иисус посвящаемых в высшее служение приобщает таинству в горнице, показывая тем, что нужно и Богу снисходить к нам (как, насколько известно, и снисходил к Моисею), и нам восходить к Нему, и что таким образом, при сорастворении достоинства, должно происходить общение Бога с людьми. Доколе же пребывают они в собственном достоинстве, – Бог в достоинстве высоты, а человек – низости, дотоле благость несоединима, человеколюбие несообщимо, и посреди великая и непроходимая пропасть, которая отделяет не богатого только от Лазаря и от вожделенных недр Авраамовых, но сотворенное и преходящее естество от несотворенного и постоянного.

Слова. Слово 41.

Свт. Кирилл Иерусалимский

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них

Поучения огласительные. Поучение 17.

Свт. Григорий Палама

Ст. 3-4 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать

Те чудесные дела, которые Владыка совершил в теле, являющие, что Он, по Своей Ипостаси, Сын единородный, на конец времен соединившийся с нами, прияли конец; (ныне) начинают совершаться те вещи, которые являют Духа Святого, Сущего согласно Своей Ипостаси, – дабы мы познали, а также усвоили великую и покланяемую Тайну Святыя Троицы; ибо и ранее, воистину, действовал Дух Святый, – потому что это Он говорил чрез Пророков и предвозвещал будущее – ныне же чрез огненные языки явился всем в Своей Ипостаси, и Владычным образом, как бы на престоле, сев на Христовы Ученики, сделал их орудиями Своей силы.

Но по какой причине Он явился в виде языков? – Дабы показать, что Он – сроден Слову Божию; ибо нет ничего родственнее слову, чем – язык. Но также – и ради благодати учительства: ибо учитель о Христе нуждается в облагодатствованном языке. Почему же – огненные языки? – Не только по причине единосущия Духа с Отцем и Сыном, – ибо Бог наш есть Огнь, и то – Огнь, поядаяй беззаконие, – но также и по причине сугубости действия Апостольской проповеди: ибо она должна была вместе и благодетельствовать и карать; как огонь устроен для того, чтобы и просвещать и опалять, так и слово учения о Христе – просвещает слушающих, а упорно же противящихся предает огню и вечному мучению. Языки же эти были, говорит Апостол Лука, – не «огненные», но – «как бы огненные», чтобы кто не подумал, что оный огонь (в «огненных языках») был чувственным и материальным, но так сказано – чтобы на основании примера – у нас было бы представление о явлении Духа. Почему языки явились для них разделенными? – Потому что единственному только Христу, сошедшему с небес, не в меру дается Дух от Отца, ибо Он, также и по плоти, обладает всецелою силою и действием; ни на ком из иных не почила всеобъемлющая благодать Духа, но частично каждый – один одно, другой – другое получает из благодатных дарований, дабы кто не подумал, что даемая от Духа благодать Святым, является Его не действием, а самым естеством. Выражение же «седе» не только обозначает Владычнее достоинство, но – и единость Божественного Духа. «Седе же на едином коемждо их, и исполнишася вси Духа Свята»: ибо и разделившись согласно различным силам и действиям Своим, Дух Святый в каждом действии представляется целостным, нераздельно разделяемый и полностью даемый в участие, по образу солнечного луча. «Глаголаша иными языки» т.е. на разных наречиях к собравшимся от всех народов», «якоже Дух даяше им провещевати»; ибо они стали орудиями Божественного Духа, действующими и движущимися по Его воле и силе; всякое же орудие со вне восприемлемое, становится причастным не естества, но энергии действующего, которая восприемлется от него; так бывает и в отношении орудия Святого Духа, как и Давид, говоря в Духе Святом, глаголет: «Язык мой трость книжника скорописца» (Пс.46:2). Следовательно, пишущая трость есть орудие пишущего, становясь причастной, конечно, не естества писца, но его энергии, и то начертывая оное, что пишущий желал бы и мог.

Омилия 24. О совершившемся в день Пятидесятницы явлении и раздаянии Божественного Духа.

Свт. Николай Сербский

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них

Прп. Исидор Пелусиот

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них

Как закон в начале своем требовал страха, который бы побудил слушающих к хранению заповедей, и Бог вещал из среды огня, так и по воскресении Владыки и Спасителя нашего Дух Святый дан был Апостолам в огне и предшествующем бурном дыхании, чтобы в обоих Заветах познаваем был Единый Бог, хотя и велико различие Завета второго с первым. Ибо первый довольствовался предписаниями преобразовательными, а последний просиял истиною вещей и догматов.

Письма. Книга I.

Прп. Максим Исповедник

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них

Прав. Иоанн Кронштадтский

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них

Познайте из этого повествования о сошествии Святого Духа все народы, племена и языки, кто вы и откуда вы. Вы – слабые твари (слабые, говорю, потому, что есть твари сильнии крепостию – Ангелы), создания Духа Божия, движимые и оживотворяемые Им; ваша мысль выражается таким или другим языком не оттого только, что родители и соотечественники ваши говорят таким, а не другим языком, так как в этом случае все-таки надобно предполагать еще другую причину, почему именно таким, а не другим языком говорят они, – а оттого, что Духу Божию, всезиждущему и всеустрояющему, угодно было облечь ваши мысли в такую, а не другую форму. Язык есть внешняя оболочка нашей мысли – так, как тело есть внешний, вещественный покров невидимой, духовной природы нашей души. Мысль есть чадо души, во всем похожее на свою мать, – само в себе такое же духовное, неосязаемое, вообще не подлежащее ни одному внешнему чувству; слово, или язык, есть одежда, покров мысли, которая делается в нем как бы видимою и осязаемою. Дух Божий есть Творец нашей души разумной, мыслящей, свободной. Он мог сделать (как и действительно сделал вначале), чтобы все люди говорили одним языком и, таким образом, единством самого языка показывали единство своего происхождения – от одного Творца. Но так как это единство послужило людям во вред по их испорченности, то Дух Божий отнял у их мысли однообразную одежду и дал пеструю, разноцветную, так что по этой пестроте они не могли узнавать родной, общей и тожественной у всех по существу своему мысли. Так, если простолюдина в простой одежде одеть в одежду воина, то в нем весьма трудно узнать прежнего простолюдина, хотя от прежнего вида его и остаются – лицо, вся голова и, может быть, другие приметы. Но мысль закрывается совершенно своею оболочкою – языком, так что, если можно так выразиться, она скрывает под нею и лицо свое.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Августин

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них

Трактат на Евангелие от Иоанна.

Блж. Феофилакт Болгарский

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них

Беда Достопочтенный

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них

Дух Святой явился в виде огненных языков, потому что Он делает всех, исполнившихся Им, в равной степени и пламенеющими, и говорящими: пламенеющими, конечно же, Им Самим и говорящими о Нем Самом. В то же самое время Он указывает, что Святая Церковь, распространяясь до крайних пределов мира, будет громогласно говорить со всеми народами.

Изложение Деяний Апостолов.

Лопухин А.П.

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них

Языки как бы огненные… Как шум без ветра, так и языки без огня, лишь подобные огненным. «Прекрасно говорить: как бы огненные, как бы от несущегося ветра, чтобы ты не помыслил чего-либо чувственного о Духе» (Феофил., ср. Злат.).

Источник

Ответы на самые частые вопросы пользователей рунета
Добавить комментарий

Adblock
detector