Разделы русского языка по классам

Русский язык. Разделы русского языка как науки

Русский язык довольно интересный и имеет длинную историю развития. За счет появления новых слов, заимствованных из других языков, и изменений привычных конструкций, совершенствуется и развивается русский язык. Разделы русского языка как науки делятся на большие блоки, в которые входят более узкие понятия и области.

Грамматика

Разбирая основные разделы русского языка, первое место можно по праву отдать грамматике. Она как наука изучает грамматический строй языка, закономерность построения осмысленных речевых отрезков – предложений, словосочетаний, текстов. Данные закономерности формулируются в виде общепринятых грамматических правил.

Грамматика как наука делится на:

Грамматика как наука о строении родного языка имеет свои подразделы. Сюда относится:

Лексикология

Лексикология – вторая по объему область, которую изучает русский язык. Разделы русского языка довольно обширны и во многом переплетаются друг с другом. Лексикология изучает слово (что встречается в морфологии и словообразовании) и его состав.

Данный раздел рассматривает:

В связи с тем, что лексика – это не просто набор слов, а определенная система взаимосвязанных фактов, то раздел лексикологии – это наука не о единице слова, о целой лексической системе родного языка.

Предметом раздела можно назвать:

Русский язык имеет раздел, который базируется на лексикологии и грамматике. Его назвали стилистикой. Это учение о литературном слоге, о расчлененном использовании звуковых единиц в соответствии с ситуациями общения.

Фонетика

Фонетика является третьим по объему разделом, который изучает русский язык. Разделы русского языка были бы неполными без изучения звуков речи и всего, что с ними связано. Следовательно, предметом фонетики является звук. Многие знают, что сам по себе звук значения не имеет, но он является основой материальной оболочки слова.

В письменном виде звук изображается буквой. Она, в свою очередь, служит условным знаком для обозначения звука на письме.

Фонетика как наука состоит из двух подразделов:

Другие науки о языке

Есть и другие разделы науки о русском языке, не менее важные:

Здесь были рассмотрены основные ветви, на которые опирается русский язык. Разделы русского языка, при глобальном изучении, имеют много подразделов и частных ответвлений, которые требуют отдельного рассмотрения.

Источник

Разделы науки о языке

Урок 94. Русский язык 5 класс ФГОС

Конспект урока «Разделы науки о языке»

Сегодня мы ответим на такие вопросы:

· Какие мы знаем разделы науки о языке?

· Что изучает каждый раздел науки о языке?

· С какими понятиями мы сталкиваемся в разных разделах науки о языке?

Как известно, каждая вещь из нашего окружения имеет своё строение.

Но разве наш язык – менее сложное явление, чем, например, автомобиль?

Нет. Любой язык – явление очень непростое. Но мы на наших уроках говорили о русском языке. И можно было заметить – что он очень сложный и состоит из множества деталей.

У русского языка много составных частей и уровней.

Поэтому логично, что наука о русском языке насчитывает несколько разделов. Каждый раздел изучает определённую часть языка. У каждого раздела – свои термины, свои выражения.

Но все разделы науки о языке тесно связаны между собой.

Вы слышите меня? Конечно, вы слышите мою речь. Это потому, что мы все произносим звуки. Звуки – это самые маленькие единицы языка. И изучает их фонетика.

Это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

С какими понятиями мы сталкивались, когда говорили о фонетике?

Итак, мы слышим речь благодаря звукам. А если я вдруг хочу её увидеть? Нет ничего проще! Я могу записать речь, зафиксировать её на бумаге. Чтобы её мог прочитать я или кто-то другой.

Речь может передаваться на письме. И потому существует графика. Это такой раздел науки о языке, который изучает средства передачи речи на письме.

Мы воспринимаем на слух звуки и произносим их же. Но записываем мы не звуки, а буквы.

И когда мы говорили о графике – мы рассматривали все, что связано с буквами.

Но ведь мы общаемся не при помощи отдельных букв или звуков! Чтобы называть предметы, нам нужны слова. Ведь у слов есть значение, которое позволяет им выражать самые разные понятия.

Неудивительно, что есть такой раздел науки о языке, как лексикология. В этом разделе изучается лексика, то есть все слова языка.

Посмотрим, как всё это работает.

Мы слышим и произносим звуки. Вот звуки [с], [в] [л] [о].

Эти звуки мы можем записать такими буквами: с, в, л, о.

А уже из звуков или букв составляются слова. У нас получилось – слово.

Все слова вместе – это лексика языка. А лексику изучает лексикология.

Вот такая цепочка, в которой всё между собой связано.

С какими понятиями мы сталкивались, когда говорили о лексикологии?

Целое слово – это, конечно, хорошо. Но иногда так и хочется его разобрать на составные части, чтобы посмотреть, из каких важных деталей оно состоит!

Вот, например, слово подводный. Мы можем разделить его на части, у каждой из которых будет своё значение!

Такими разделениями занимается морфемика.

Это раздел науки о языке, который изучает части слова, то есть морфемы.

Конечно же, мы говорили именно о морфемах.

А теперь давайте поразмышляем. Что вы ответите, если я скажу, что у каждого самостоятельного слова есть два значения? Наверное, вы скажете: «А вот и нет! Мы ведь говорили, что есть и однозначные слова!»

Например, у слова «синяя» – одно значение: синего цвета.

– Верно, – скажу я. – Это – лексическое значение.

Читайте также:  Сюжет на японском языке

Но у прилагательного синяя есть ещё кое–какие показатели: именительный падеж, женский род, единственное число. И всё это – его грамматическое значение.

Ведь каждое слово – это какая-то часть речи!

А части речи группируются не по смыслу, а по особым признакам.

Вот слова синий, синева и синеть. У них похожие лексические значения, но они относятся к разным частям речи.

Морфология – этот раздел науки о языке изучает части речи и все, что с ними связано.

Из слов разных частей речи составляются словосочетания. А из них – предложения.

А из предложений потом получается текст.

Конечно же, нужен раздел науки о языке, который должен все это изучать.

Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение, текст и правила их построения.

Когда мы изучали синтаксис – какие понятия становились для нас основными?

Итак, с какими же разделами науки о языке мы столкнулись в пятом классе?

Но ведь если задуматься – есть и другие разделы науки о языке.

Один из наших уроков был посвящён орфоэпии, которая изучает правила произношения звуков и их сочетаний.

Что мы делаем, если не знаем, как правильно произнести какой-то звук в слове или как поставить правильно ударение? Мы берём орфоэпический словарь!

Кстати, о словарях. Их составлением занимается отдельный раздел науки о языке. Он называется лексикографией.

Об орфоэпическом словаре мы уже вспомнили.

Но на самом деле словарей так много, и они такие разные!

Есть толковые словари, словари антонимов или синонимов, словари фразеологизмов, этимологические словари и даже орфографические словари.

Как думаете, для чего служат орфографические словари?

Они показывают правильное написание слов. Ведь именно этим занимается орфография. Нам хорошо знаком этот раздел языка. Ведь именно орфографические ошибки мы делаем чаще всего.

Например, если мы пишем «Карова доёт малако» – это значит, что мы сделали сразу четыре орфографических ошибки.

Но писать только без орфографических ошибок недостаточно. Есть ещё пунктуация, которая изучает знаки препинания и их правильную расстановку.

Разделов науки о языке много и все они разные. Но сегодня нам нужно запомнить основные:

Фонетика – она занимается звуками.

Графика имеет дело с буквами.

Лексикология изучает слова и их значения.

Морфемика имеет дело с морфемами.

Морфология рассматривает части речи.

А синтаксис изучает словосочетание, предложение и текст.

Источник

Русский язык. Разделы русского языка как науки

Русский язык довольно интересный и имеет длинную историю развития. За счет появления новых слов, заимствованных из других языков, и изменений привычных конструкций, совершенствуется и развивается русский язык. Разделы русского языка как науки делятся на большие блоки, в которые входят более узкие понятия и области.

Грамматика

Разбирая основные разделы русского языка, первое место можно по праву отдать грамматике. Она как наука изучает грамматический строй языка, закономерность построения осмысленных речевых отрезков – предложений, словосочетаний, текстов. Данные закономерности формулируются в виде общепринятых грамматических правил.

Грамматика как наука делится на:

Грамматика как наука о строении родного языка имеет свои подразделы. Сюда относится:

Лексикология

Лексикология – вторая по объему область, которую изучает русский язык. Разделы русского языка довольно обширны и во многом переплетаются друг с другом. Лексикология изучает слово (что встречается в морфологии и словообразовании) и его состав.

Данный раздел рассматривает:

В связи с тем, что лексика – это не просто набор слов, а определенная система взаимосвязанных фактов, то раздел лексикологии – это наука не о единице слова, о целой лексической системе родного языка.

Предметом раздела можно назвать:

Русский язык имеет раздел, который базируется на лексикологии и грамматике. Его назвали стилистикой. Это учение о литературном слоге, о расчлененном использовании звуковых единиц в соответствии с ситуациями общения.

Фонетика

Фонетика является третьим по объему разделом, который изучает русский язык. Разделы русского языка были бы неполными без изучения звуков речи и всего, что с ними связано. Следовательно, предметом фонетики является звук. Многие знают, что сам по себе звук значения не имеет, но он является основой материальной оболочки слова.

В письменном виде звук изображается буквой. Она, в свою очередь, служит условным знаком для обозначения звука на письме.

Фонетика как наука состоит из двух подразделов:

Другие науки о языке

Есть и другие разделы науки о русском языке, не менее важные:

Здесь были рассмотрены основные ветви, на которые опирается русский язык. Разделы русского языка, при глобальном изучении, имеют много подразделов и частных ответвлений, которые требуют отдельного рассмотрения.

Источник

Состав и структура курса русского языка в основных учебных программах

Для преподавания в среднем звене (5-9 классы) общеобразовательных учебных заведений неспециализированного типа на сегодняшний день утверждено в качестве основных (составляющих так называемый федеральный комплект) три программы и обслуживающих их учебно-методических комплекса, причем эти комплексы имеют разную направленность.

Составители М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова (5, 6, 7 классы); С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко (8 и 9 классы); в 2002 году в этом комплексе появились альтернативные учебники для 8 класса Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной и О. М. Александровой, этим же коллективом написан и учебник для 9 класса. Учебный комплекс был создан к 1970 году и претерпел более 20 переизданий. Авторы заявляют, что объектом изучения по данному комплексу является современный русский литературный язык с элементами общих сведений о его истории, диалектах, профессиональных разновидностях.

Это комплекс под ред. В. В. Бабайцевой. Вошедший в школьную практику с начала 90-х годов и уже прочно закрепившийся в ней, учебный комплекс 2 заявляет в своей программе о практической орфографико-пунктуационной направленности по сравнению с 1 комплексом (что находит отражение, например, в содержании раздела морфемики), однако теоретический материал в этом комплексе представлен в большем объеме, чем в комплексе 1.

С 1995 года издается учебный комплекс под редакцией М. М. Разумовскойи П. А. Леканта, который имеет ярко выраженную речевую направленность.

Читайте также:  Школа чешского языка в екатеринбурге

Состав курса закреплен в программе. Программа предваряется объяснительной запиской, в которой определяются цели учебного предмета и его место в системе школьных дисциплин. Основная часть программы раскрывает содержание курса и содержит перечень:

— тем по теории языка,

— орфографических и пунктуационных правил,

— материала, направленного на развитие связной речи учащихся.

Программа отражает основные положения структуры курса. В основу структуры курса могут быть положены следующие

Способы изучения материала:

· линейный — раздел изучается в 1 этап,

· ступенчатый — раздел изучается в несколько этапов, перебиваясь изучением других разделов,

· концентрический — разделы изучаются «по кругу» от фонетики до синтаксиса в каждом классе.

Если принимать во внимание весь курс русского языка в 1-9 или 1-11 классах, то способ изучения разделов курса является концентрическим, поскольку начальная школа в минимально необходимом объеме представляет все разделы курса от фонетики до синтаксиса. Старшие классы также предполагают возвращение к уже изученным в среднем звене разделам с их углублением. Описываемое же в данной главе среднее звено (5-9 классы) является основным и относительно самостоятельным и имеет собственную логику построения.

В программе помимо перечня тем и орфографико-пунктуационных правил содержатся список знаний и умений по русскому языку, приобретаемых в каждом классе.

Структура курса описана в программе в самом общем виде — в распределении по классам. Программа может содержать приложение, представляющее подробную структуры курса с распределением материала по четвертям и указанием конкретного количества часов, выделяемого на ту или иную тему. Такое приложение содержит, например, программа к 1 комплексу. Информация о структуре курса содержится в учебниках, методических рекомендациях к ним и в документах «Ориентировочное планирование», которые существуют для всех учебнометодических комплексов, составляются авторами учебников и печатаются в журналах «Русский язык в школе», «Русская словесность», а также отдельными изданиями.

Курс русского языка состоит из трех взаимосвязанных частей:

На изучение русского языка по основным программам новым Федеральным базисным учебным планом, как уже было сказано, выделено следующее количество часов: 5 класс — 210, 6 класс — 210, 7 класс — 140, 8 класс — 105, 9 класс — 70.

Рассмотрим в общем виде и сопоставим языковую часть (то есть теоретические сведения об устройстве языка) трех основных программ.

Курс русского языка в каждом классе предваряется и завершается повторением изученного.

Сопоставление теоретической части курса в трех комплексах представлено в таблице 1 (с. 49-50).

В этих учебных комплексах, как это видно из таблицы, представлены следующие принципы организации материала:

1 комплекс в 5-7 классах использует в основном ступенчатый принцип: разделы лексики и словообразования изучаются в два этапа (в 5 и 6 классах), морфология — в три этапа (5, 6 и 7 классы), причем разделы перемежаются. Фонетика и синтаксис изучаются линейно.

2 комплекс построен линейно: от фонетики к синтаксису.

3 комплекс устроен аналогично первому с тем исключением, что в нем ступенчато изучается и синтаксис (в 5 и в 8-9 классах).

Более подробно о теоретических основаниях курса сказано в разделе «Теория и методика изучения разделов науки о языке и развития речи».

Существенной составляющей курса русского языка является материал по развитию речи учащихся. На развитие речи в комплексах 1 и 2 выделяется следующее количество часов: 5 класс — 34, 6 класс — 34, 7 класс — 25, 8 класс — 17, 9 класс — 17. Комплекс 3 имеет усиленную по сравнению к другими комплексами речевую направленность. В нем на развитие речи выделяется значительно больше времени — 165 часов: по 51 часу в 5 и 6 классах, 36 часов в 7 классе и по 17 часов в 8 и 9 классах. Развитию речи уделяется как попутное внимание при изучении теоретических вопросов об устройстве языка (например, сведения об употреблении слов при изучении лексикологии), так и специальные уроки.

Сведения по орфографии и пунктуации рассредоточены по всем разделам курса. Особая концентрация орфографических правил наблюдается в разделах словообразования и морфологии, пунктуационных — в разделе синтаксиса.

Технологии, методы и приемы обучения (на материале учебного предмета «русский язык»).

Так как педагогический процесс всегда строится на определенной системе принципов, педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где полностью проявляется личность учителя. Именно в этом и состоит отличие педагогической технологии от методики преподавания учебной дисциплины.

Понятие «методика» выражает использование набора методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю. Педагогическая технология предполагает участие учителя, осуществляющего обучение. Отсюда следует, что любая учебная задача может быть решена эффективно с помощью адекватной технологии, используемой учителем-профессионалом в своей работе

Методы обучения русскому языку.

По характеру познавательной деятельности

Цель-получение новых знаний. Приучает учеников работать самих. Для этого метода выбираются темы лёгкие или частично знакомые.

Цель-сообщение готовых знаний.! Экономит время-Учитель даёт образец для изучения на литературном языке.

Цель- обучение элементам творческой деятельности. Учитель организует работу –ученики сами делают задание, после делают вывод.

Учитель сам ставит проблему и показывает как её решать.

Проблему дети должны находить сами. (В учебнике Панова).Задача: помочь детям вникнуть в суть нашего языка.

По логике подачи материала

От чего зависит выбор метода:

— уровень имеющихся знаний

— от характера материала

— от дидактической и воспитательной цели урока.

!Методы должны сочетаться!

Функции методов обучения:

Образовательные, развивающие и воспитывающие. Единство обучения, развития и воспитания — это основной принцип учебного процесса, осуществляемый современной школой.

Ведущей функцией метода обучения является образовательная (обучающая), которая направлена на глубокое и прочное усвоение программного материала. Умение ученика применить полученные знания на практике или для приобретения новых знаний — это критерий обучающей функции метода.

Развивающая функция метода обучения тесно связана с образовательной. Так, упражнение призвано реализовать обучающую функцию, но в то же время оно должно быть рассчитано на общее развитие учащихся, на развитие их мысли, творческих способностей. Эта функция проявляется в последовательном развитии качества знаний ученика, его правописных и речевых умений и навыков.

Воспитывающая функция метода обучения предполагает в процессе обучения реализацию воспитательных задач, т. е. это такое обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений и навыков и формированием их личности.

Читайте также:  Снег идет на татарском языке

Принципы преподавания:

— единство формы и содержания

— постепенное формирование лингвистических знаний и лингвистических понятий с обязательной их систематизацией

— любое языковое понятие должно вводиться, использоваться, применяться обращение к другим разделам

— связь грамматики с речью

— взаимосвязь в изучении языковых разделов: лексика-морфемика; морфемика-морфология; морфология-синтаксис; синтаксис-фонетика (интонация)

— созидательное усвоение всех правил, определений. На основе анализа может сложиться понимание.

— взаимосвязь уроков языка с художественным текстом (анализ текста)

Источник

Русский язык: разделы русского языка. Наука о языке и её разделы.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русский язык: разделы русского языка Наука о языке и её разделы. Наука о языке- языкознание, языковедение, лингвистика.

Языкознание (или же лингвистика) На свете существует (по различным источникам) 3-5 тысяч языков. Язык является важнейшим средством человеческого общения ; нет и не может быть человеческого общества и народа, которые не имели бы языка. наука, изучающая языки, наука, о естественном человеческом языке в целом и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. Термин лингвистика происходит от латинского слова lingua, что означает «язык».

Фонетика Звук как единица языка. Звук-это минимальная нечленимая единица речи, которая является результатом артикуляционной деятельности человека. Звуки гласные и согласные раздел языкознания, изучающий звуки языка, свойства звуков (фонем).

Морфемика 1) приставочный: делать ® пере-делать, 2) суффиксальный: синий ® син-ев-а, мыть ® мыть-ся, гордый ® горд-и-ть-ся, 3) приставочно-суффиксальный: стакан ® под-стакан-ник, бежать ® раз-бежать-ся, говорить ® пере-говар-ива-ть-ся. раздел языка, изучающий минимальные значимые части слов и словоформ, единицы, обладающие специфическими формальными и семантическими свойствами.

Орфоэпия Правильное произношение слов говорит об образованности человека. Как произносится то или иное слово, поможет узнать орфоэпический словарь. Орфоэпия очень тесно связана с фонетикой. Она устанавливает нормы произношения звуков, правильную постановку ударения, особенности произношения заимствованных слов. Подсказка: если в слове есть буква Ё, то ударение всегда падает на неё. мозаИчный вероисповЕдание дОсуха зАняли одолжИт раздел, изучающий правильное произношение слов. Помимо всего прочего орфоэпия «занимается» ударением и правилами его постановки. Орфоэ́пия (от др.-греч. ὀρθός «правильный» и ἔπος «речь»)

Лексикология Слово крыло, например, представляет здесь интерес а) как название: органа летания у птиц, насекомых, а также некоторых млекопитающих; несущей плоскости летательного или другого движущегося аппарата; вращающейся лопасти колеса ветряной мельницы; покрышки над колесом экипажа, автомобиля и т.п.; боковой пристройки, флигеля; крайней (правой или левой) части боевого построения; крайней (правой или левой) группировки какой-нибудь организации. б) как единица лексической системы, которая находится в определенных отношениях с другими лексическими единицами, напр., как входящая в класс наименований частей тела птицы вместе со словами хвост, клюв и т. д. раздел языка, изучающий слова языка, словарный запас языка (лексикон) (греч. lexis ‘слово’, lexikos ‘словарный’, logos ‘учение, наука’)

Слово является объектом разных лингвистических дисциплин. Каждая из них рассматривает слово под определенным углом зрения, т.е. при общем объекте имеет свой предмет: в фонетике изучается звуковая сторона слова, в морфемике – строение слова, словообразовании – способы образования слов, в морфологии – грамматические формы и грамматические значения слова, в синтаксисе – способы соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения [СРЯ, с. 165]. Слово как грамматическая единица – это система всех его форм с их грамматическими значениями; слово как лексическая единица, или единица словаря, – это формально выраженная система всех его лексических значений

синтаксис раздел лингвистики, который изучает строение словосочетаний и предложений (греч. syntaxis— составление);

пунктуация раздел лингвистики, который изучает правила постановки знаков препинания в предложении. (ср.-век. лат. punctuatio, от лат. punctum — точка)

фразеология После дождичка в четверг – никогда, или совсем не скоро. Последняя капля – о событии, при котором терпение у человека на исходе. Пруд пруди – очень много, уйма. Задирать нос – ставить себя выше других, важничать, мнить из себя главного. Зарубить на носу – запомнить напрочь. Клевать носом – дремать, низко опустив голову. Морщить нос – размышлять над трудной задачей. Ломать голову – напряжённо, усиленно думать, пытаясь понять что-либо. Морочить голову – обманывать, дурачить, сбивать с толку. С головы до ног – полностью, во весь рост. Ставить с ног на голову – давать противоположное значение чему-либо, искажать. Сломя голову – очень быстро. Ударить лицом в грязь – опозориться, осрамиться перед кем-либо. раздел лингвистики, который изучает устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (греч.phrásis, р.п.phráseōs‘выражение’)

Стилистика Стилистика, в частности, занимается проблема выбора стиля: художественный, один из официальных (научный, официально-деловой, публицистический) или разговорный стиль. раздел языкознания, изучающий принципы объединения и организации слов, синтагм и предложений в более крупную единицу — текст.

Культура речи В речи важно соблюдать нормы: произносительные (орфоэпические), словообразовательные, лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические и пунктуационные. Качества речи: Правильность речи Точность речи Уместность речи Богатство речи Выразительность речи Чистота речи Логичность речи Ясность речи раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка.

Цель урока Сформировать представление о структуре русского языка.

Русский язык: разделы русского языка.

Цель урока: сформировать представление о структуре русского языка.

Номер материала: ДБ-682558

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Ответы на самые частые вопросы пользователей рунета
Добавить комментарий

Adblock
detector