Разделы русского языка кратко

Русский язык. Разделы русского языка как науки

Русский язык довольно интересный и имеет длинную историю развития. За счет появления новых слов, заимствованных из других языков, и изменений привычных конструкций, совершенствуется и развивается русский язык. Разделы русского языка как науки делятся на большие блоки, в которые входят более узкие понятия и области.

Грамматика

Разбирая основные разделы русского языка, первое место можно по праву отдать грамматике. Она как наука изучает грамматический строй языка, закономерность построения осмысленных речевых отрезков – предложений, словосочетаний, текстов. Данные закономерности формулируются в виде общепринятых грамматических правил.

Грамматика как наука делится на:

Грамматика как наука о строении родного языка имеет свои подразделы. Сюда относится:

Лексикология

Лексикология – вторая по объему область, которую изучает русский язык. Разделы русского языка довольно обширны и во многом переплетаются друг с другом. Лексикология изучает слово (что встречается в морфологии и словообразовании) и его состав.

Данный раздел рассматривает:

В связи с тем, что лексика – это не просто набор слов, а определенная система взаимосвязанных фактов, то раздел лексикологии – это наука не о единице слова, о целой лексической системе родного языка.

Предметом раздела можно назвать:

Русский язык имеет раздел, который базируется на лексикологии и грамматике. Его назвали стилистикой. Это учение о литературном слоге, о расчлененном использовании звуковых единиц в соответствии с ситуациями общения.

Фонетика

Фонетика является третьим по объему разделом, который изучает русский язык. Разделы русского языка были бы неполными без изучения звуков речи и всего, что с ними связано. Следовательно, предметом фонетики является звук. Многие знают, что сам по себе звук значения не имеет, но он является основой материальной оболочки слова.

В письменном виде звук изображается буквой. Она, в свою очередь, служит условным знаком для обозначения звука на письме.

Фонетика как наука состоит из двух подразделов:

Другие науки о языке

Есть и другие разделы науки о русском языке, не менее важные:

Здесь были рассмотрены основные ветви, на которые опирается русский язык. Разделы русского языка, при глобальном изучении, имеют много подразделов и частных ответвлений, которые требуют отдельного рассмотрения.

Источник

§ 6. Разделы курса русского языка.

С разными сторонами русского языка нас знакомят следующие разделы языкознания:

Ф о н е т и к а (греч. phōnētikē от phōnē звук) – учение о звуковом строе языка. Одним из практических приложений фонетики является о р ф о э п и я (греч. orthos правильный и epos слово) – наука о правильном произношении.

С фонетикой тесно связана и г р а ф и к а – учение об изображении звуков речи буквами (от греч. graphō – пишу).

С л о в о о б р а з о в а н и е – наука о способах и средствах образования новых слов, а также о строении (составе) имеющихся слов.

Г р а м м а т и к а (греч. grammatikē) – наука о строе языка. Она состоит из двух разделов: морфологии и синтаксиса.

М о р ф о л о г и я (morphē форма, logos учение) – раздел грамматики, изучающий словоизменение и грамматические разряды слов (части речи), имеющиеся в данном языке.

С и н т а к с и с (греч. syntaxis составление) – раздел грамматики, изучающий предложения и сочетания слов в предложении.

О р ф о г р а ф и я (греч. orthos правильный и grapho пишу) – совокупность правил правописания.

П у н к т у а ц и я (лат. punctum точка) – совокупность правил употребления знаков препинания.

С т и л и с т и к а – учение о средствах языковой выразительности и условиях их использования в речи – и к у л ь т у р а р е ч и – раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка.

Лексикология и фразеология § 7. Предмет лексикологии.

Л е к с и к а – совокупность слов того или иного языка. Наука, которая изучает словарный состав языка, устанавливает значения слов и их употребление в речи, называется л е к с и к о л о г и е й.

Словарный состав русского языка насчитывает несколько, десятков тысяч слов. Естественно, что каждый из говорящих по-русски владеет не всем этим громадным словарем, а только его частью. С остальными словами он может быть знаком, может догадываться по контексту их употребления, что они значат, но не использовать их в своей речи.

Слова, которые человек использует в своей речевой практике, устной и письменной, составляют его а к т и в н ы й словарный запас. Слова, которые носитель языка не использует в своей речевой практике, но которые известны ему по книгам, печати, речи других людей и т. п., составляют п а с с и в н ы й словарный запас человека.

Читайте также:  Старинные союзы в русском языке

Чем богаче и разнообразнее словарный запас человека, тем легче ему пользоваться языком. Обогащение индивидуального словарного запаса идет через книгу, через средства массовой коммуникации (радио, телевидение, печать), путем освоения культурных ценностей, накопленных человечеством. Уже в начальной школе при изучении русского языка важное место занимает работа по развитию лексической грамотности учащихся, по усвоению ими новых разрядов слов, приобретению навыков травильного и уместного употребления слов в речи.

Источник

Русский язык: разделы русского языка. Наука о языке и её разделы.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русский язык: разделы русского языка Наука о языке и её разделы. Наука о языке- языкознание, языковедение, лингвистика.

Языкознание (или же лингвистика) На свете существует (по различным источникам) 3-5 тысяч языков. Язык является важнейшим средством человеческого общения ; нет и не может быть человеческого общества и народа, которые не имели бы языка. наука, изучающая языки, наука, о естественном человеческом языке в целом и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. Термин лингвистика происходит от латинского слова lingua, что означает «язык».

Фонетика Звук как единица языка. Звук-это минимальная нечленимая единица речи, которая является результатом артикуляционной деятельности человека. Звуки гласные и согласные раздел языкознания, изучающий звуки языка, свойства звуков (фонем).

Морфемика 1) приставочный: делать ® пере-делать, 2) суффиксальный: синий ® син-ев-а, мыть ® мыть-ся, гордый ® горд-и-ть-ся, 3) приставочно-суффиксальный: стакан ® под-стакан-ник, бежать ® раз-бежать-ся, говорить ® пере-говар-ива-ть-ся. раздел языка, изучающий минимальные значимые части слов и словоформ, единицы, обладающие специфическими формальными и семантическими свойствами.

Орфоэпия Правильное произношение слов говорит об образованности человека. Как произносится то или иное слово, поможет узнать орфоэпический словарь. Орфоэпия очень тесно связана с фонетикой. Она устанавливает нормы произношения звуков, правильную постановку ударения, особенности произношения заимствованных слов. Подсказка: если в слове есть буква Ё, то ударение всегда падает на неё. мозаИчный вероисповЕдание дОсуха зАняли одолжИт раздел, изучающий правильное произношение слов. Помимо всего прочего орфоэпия «занимается» ударением и правилами его постановки. Орфоэ́пия (от др.-греч. ὀρθός «правильный» и ἔπος «речь»)

Лексикология Слово крыло, например, представляет здесь интерес а) как название: органа летания у птиц, насекомых, а также некоторых млекопитающих; несущей плоскости летательного или другого движущегося аппарата; вращающейся лопасти колеса ветряной мельницы; покрышки над колесом экипажа, автомобиля и т.п.; боковой пристройки, флигеля; крайней (правой или левой) части боевого построения; крайней (правой или левой) группировки какой-нибудь организации. б) как единица лексической системы, которая находится в определенных отношениях с другими лексическими единицами, напр., как входящая в класс наименований частей тела птицы вместе со словами хвост, клюв и т. д. раздел языка, изучающий слова языка, словарный запас языка (лексикон) (греч. lexis ‘слово’, lexikos ‘словарный’, logos ‘учение, наука’)

Слово является объектом разных лингвистических дисциплин. Каждая из них рассматривает слово под определенным углом зрения, т.е. при общем объекте имеет свой предмет: в фонетике изучается звуковая сторона слова, в морфемике – строение слова, словообразовании – способы образования слов, в морфологии – грамматические формы и грамматические значения слова, в синтаксисе – способы соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения [СРЯ, с. 165]. Слово как грамматическая единица – это система всех его форм с их грамматическими значениями; слово как лексическая единица, или единица словаря, – это формально выраженная система всех его лексических значений

синтаксис раздел лингвистики, который изучает строение словосочетаний и предложений (греч. syntaxis— составление);

пунктуация раздел лингвистики, который изучает правила постановки знаков препинания в предложении. (ср.-век. лат. punctuatio, от лат. punctum — точка)

фразеология После дождичка в четверг – никогда, или совсем не скоро. Последняя капля – о событии, при котором терпение у человека на исходе. Пруд пруди – очень много, уйма. Задирать нос – ставить себя выше других, важничать, мнить из себя главного. Зарубить на носу – запомнить напрочь. Клевать носом – дремать, низко опустив голову. Морщить нос – размышлять над трудной задачей. Ломать голову – напряжённо, усиленно думать, пытаясь понять что-либо. Морочить голову – обманывать, дурачить, сбивать с толку. С головы до ног – полностью, во весь рост. Ставить с ног на голову – давать противоположное значение чему-либо, искажать. Сломя голову – очень быстро. Ударить лицом в грязь – опозориться, осрамиться перед кем-либо. раздел лингвистики, который изучает устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (греч.phrásis, р.п.phráseōs‘выражение’)

Стилистика Стилистика, в частности, занимается проблема выбора стиля: художественный, один из официальных (научный, официально-деловой, публицистический) или разговорный стиль. раздел языкознания, изучающий принципы объединения и организации слов, синтагм и предложений в более крупную единицу — текст.

Культура речи В речи важно соблюдать нормы: произносительные (орфоэпические), словообразовательные, лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические и пунктуационные. Качества речи: Правильность речи Точность речи Уместность речи Богатство речи Выразительность речи Чистота речи Логичность речи Ясность речи раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка.

Цель урока Сформировать представление о структуре русского языка.

Русский язык: разделы русского языка.

Цель урока: сформировать представление о структуре русского языка.

Номер материала: ДБ-682558

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Читайте также:  Рамен на японском языке

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Разделы науки о языке

Урок 94. Русский язык 5 класс ФГОС

Конспект урока «Разделы науки о языке»

Сегодня мы ответим на такие вопросы:

· Какие мы знаем разделы науки о языке?

· Что изучает каждый раздел науки о языке?

· С какими понятиями мы сталкиваемся в разных разделах науки о языке?

Как известно, каждая вещь из нашего окружения имеет своё строение.

Но разве наш язык – менее сложное явление, чем, например, автомобиль?

Нет. Любой язык – явление очень непростое. Но мы на наших уроках говорили о русском языке. И можно было заметить – что он очень сложный и состоит из множества деталей.

У русского языка много составных частей и уровней.

Поэтому логично, что наука о русском языке насчитывает несколько разделов. Каждый раздел изучает определённую часть языка. У каждого раздела – свои термины, свои выражения.

Но все разделы науки о языке тесно связаны между собой.

Вы слышите меня? Конечно, вы слышите мою речь. Это потому, что мы все произносим звуки. Звуки – это самые маленькие единицы языка. И изучает их фонетика.

Это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

С какими понятиями мы сталкивались, когда говорили о фонетике?

Итак, мы слышим речь благодаря звукам. А если я вдруг хочу её увидеть? Нет ничего проще! Я могу записать речь, зафиксировать её на бумаге. Чтобы её мог прочитать я или кто-то другой.

Речь может передаваться на письме. И потому существует графика. Это такой раздел науки о языке, который изучает средства передачи речи на письме.

Мы воспринимаем на слух звуки и произносим их же. Но записываем мы не звуки, а буквы.

И когда мы говорили о графике – мы рассматривали все, что связано с буквами.

Но ведь мы общаемся не при помощи отдельных букв или звуков! Чтобы называть предметы, нам нужны слова. Ведь у слов есть значение, которое позволяет им выражать самые разные понятия.

Неудивительно, что есть такой раздел науки о языке, как лексикология. В этом разделе изучается лексика, то есть все слова языка.

Посмотрим, как всё это работает.

Мы слышим и произносим звуки. Вот звуки [с], [в] [л] [о].

Эти звуки мы можем записать такими буквами: с, в, л, о.

А уже из звуков или букв составляются слова. У нас получилось – слово.

Все слова вместе – это лексика языка. А лексику изучает лексикология.

Вот такая цепочка, в которой всё между собой связано.

С какими понятиями мы сталкивались, когда говорили о лексикологии?

Целое слово – это, конечно, хорошо. Но иногда так и хочется его разобрать на составные части, чтобы посмотреть, из каких важных деталей оно состоит!

Вот, например, слово подводный. Мы можем разделить его на части, у каждой из которых будет своё значение!

Такими разделениями занимается морфемика.

Это раздел науки о языке, который изучает части слова, то есть морфемы.

Конечно же, мы говорили именно о морфемах.

А теперь давайте поразмышляем. Что вы ответите, если я скажу, что у каждого самостоятельного слова есть два значения? Наверное, вы скажете: «А вот и нет! Мы ведь говорили, что есть и однозначные слова!»

Например, у слова «синяя» – одно значение: синего цвета.

– Верно, – скажу я. – Это – лексическое значение.

Но у прилагательного синяя есть ещё кое–какие показатели: именительный падеж, женский род, единственное число. И всё это – его грамматическое значение.

Ведь каждое слово – это какая-то часть речи!

А части речи группируются не по смыслу, а по особым признакам.

Вот слова синий, синева и синеть. У них похожие лексические значения, но они относятся к разным частям речи.

Морфология – этот раздел науки о языке изучает части речи и все, что с ними связано.

Из слов разных частей речи составляются словосочетания. А из них – предложения.

А из предложений потом получается текст.

Конечно же, нужен раздел науки о языке, который должен все это изучать.

Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение, текст и правила их построения.

Когда мы изучали синтаксис – какие понятия становились для нас основными?

Итак, с какими же разделами науки о языке мы столкнулись в пятом классе?

Но ведь если задуматься – есть и другие разделы науки о языке.

Один из наших уроков был посвящён орфоэпии, которая изучает правила произношения звуков и их сочетаний.

Что мы делаем, если не знаем, как правильно произнести какой-то звук в слове или как поставить правильно ударение? Мы берём орфоэпический словарь!

Кстати, о словарях. Их составлением занимается отдельный раздел науки о языке. Он называется лексикографией.

Об орфоэпическом словаре мы уже вспомнили.

Но на самом деле словарей так много, и они такие разные!

Есть толковые словари, словари антонимов или синонимов, словари фразеологизмов, этимологические словари и даже орфографические словари.

Как думаете, для чего служат орфографические словари?

Они показывают правильное написание слов. Ведь именно этим занимается орфография. Нам хорошо знаком этот раздел языка. Ведь именно орфографические ошибки мы делаем чаще всего.

Например, если мы пишем «Карова доёт малако» – это значит, что мы сделали сразу четыре орфографических ошибки.

Читайте также:  Учить глаголы испанского языка

Но писать только без орфографических ошибок недостаточно. Есть ещё пунктуация, которая изучает знаки препинания и их правильную расстановку.

Разделов науки о языке много и все они разные. Но сегодня нам нужно запомнить основные:

Фонетика – она занимается звуками.

Графика имеет дело с буквами.

Лексикология изучает слова и их значения.

Морфемика имеет дело с морфемами.

Морфология рассматривает части речи.

А синтаксис изучает словосочетание, предложение и текст.

Источник

А 29 Разделы науки о языке и изучаемые в них понятия

ПОМНИ:чтобы выполнить задание подобного типа, следует изучить не только определения разделов, но и знать определения изучаемых в них понятий, т.е. владеть теорией русского языка.

Разделы Определение раздела Изучаемые понятия
Фонетика Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи Звуки, чередование звуков, сильная и слабая позиция звуков, ударение, интонация, слог, слогораздел
Орфография Раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей Орфограмма. Орфографическое правило. Орфограммы в корне, приставках, суффиксах, окончаниях. Слитное, раздельное, дефисное написание слов. Употребление прописной и строчной буквы
Лексика и фразеология Раздел науки о языке, в котором изучается лексическое значение слов, фразеологических оборотов и их употребление в речи Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы, синонимы, антонимы. Исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова и неологизмы. Диалектизмы. Профессионализмы. Фразеологизмы
Словообразование Раздел науки о языке, в котором изучается состав слова и способы его образования Состав слова. Морфема. Основа слова. Корень, суффикс, приставка, окончание. Словообразовательные формообразовательные морфемы. Однокоренные слова. Способы образования слов
Морфология Раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы Части речи (самостоятельные, служебные). Существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, глагольные формы (причастие, деепричастие), наречие, предлог, союз, частица, междометие, звукоподражания. Морфологические признаки частей речи
Синтаксис Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение, их строение, значение, роль в речи Словосочетание. Согласование, управление, примыкание. Предложение. Подлежащее и сказуемое. Сказуемые: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Определение, дополнение, обстоятельство. Простое предложение. Однородные члены предложения. Обобщающие слова. Обособленные члены предложения. Обращение. Вводные слова. Сложные предложения: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные. Виды придаточных предложений: определительное, изъяснительное, обстоятельственное.
Пунктуация Раздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания Знаки препинания, их функции (завершающие, выделяющие, отделяющие). Одиночные и парные знаки
Стилистика Раздел науки о языке, изучающий функциональные стили речи, их языковые особенности Стили речи: разговорный и книжные: художественный, научный, публицистический официально-деловой. Языковые особенности стилей речи. Жанры, характерные для определённого стиля
Культура речи Раздел языкознания, в котором изучаются нормы литературного языка в его устной и письменной формах. Нормы литературного языка: произносительная, орфографическая, морфологическая, словообразовательная, синтаксическая, пунктуационная, речевая

Работа с текстом

Задания А30, А31, А32, В1, В2, В3, В4 в сборниках ЦТ предлагается выполнить на основе текста.

Изучив предлагаемые в данном пособии теоретические сведения (А31, А32, В1, В2, В3, В4), потренируйтесь выполнять вышеуказанные задания, используя тексты из сборников ЦТ (Централизованное тестирование. Русский язык. Сборник тестов, 2004 – 2008 гг.).

Основные признаки текста
Тематическое единство Последова-тельность Связность Развёр-нутость Завершённость
Все предложения раскрывают тему и основную мысль Последовательное развитие мысли в тексте Мысли предаются последовательно, дополняя и раскрывая содержание предыдущих предложений Наличие подтем и микротем Завершённый текст – это текст, где Тема раскрыта полно с т.з.автора

Например:

Любой конфликт имеет в основе своей противоречие, столкновение позиций, за которым стоит различие интересов, ценностных или нормативных представлений сторон. Чем более значимые для человека ценности затрагивает конфликт, тем менее вероятны уступки и компромиссы. Чем более эмоционально вовлечены участники конфликта в определенную ситуацию, тем острее конфликт.

В человеческом сознании заложены психологические механизмы защиты своего реального «Я», необходимые для поддержания психологического равновесия личности. Однако эти же механизмы существенно затрудняют восприятие критических оценок, которые нарушают единство созданного внутреннего образа.

Неадекватное представление о себе всегда создает многие психологические барьеры в общении (игнорирование информации, чужого мнения) и конфликтность поведения. Условием формирования адекватного представления о себе должны быть восприятие и анализ своего поведения с точки зрения других людей путем получения и изучения обратной связи.

Избежать конфликтов невозможно, но есть способ избавиться от их разрушительного влияния: научиться выбирать эффективные стратегии решения конфликтных ситуаций.

А30. Какое утверждение не соответствует содержанию текста:

1. Можно полностью избежать всех конфликтных ситуаций.

2. Неадекватное представление о себе создает конфликтные ситуации в общении.

3. Условием формирования адекватного представления личности о себе являются восприятие и анализ своего поведения с точки зрения других людей.

4. Любой конфликт имеем в основе своей противоречие, столкновение различных личностных позиций.

5. Необходимо научиться находить эффективные стратегии решения конфликтных ситуаций.

А 31 Стили, жанры, типы речи

Жанры, изучаемые в школе

Загадка Заявление Автобиография
Сказка Характеристика Отзыв
Басня Поздравление Аннотация
Рассказ Конспект Доклад
Учебное сообщение Путевые записки Реферат
Стиль речи Жанры речи
Разговорный Личный дневник, записка, частное письмо
К Н И Ж Н Ы Е 1.Научный Диссертация, монография, учебник, научная статья, реферат, тезисы, доклад, научное выступление, рецензия, аннотация и т.д.
2.Официально-деловой Международный договор, государственный акт, закон, устав, постановление, инструкция, приказ, доверенность, объявление, заявление, докладная, накладная, автобиография, характеристика, протокол, справка, служебное письмо и т.д.
3.Публицистический Заметка, статья, очерк, репортаж, фельетон, памфлет, интервью, путевые зарисовки, выступление по телевидению и радио, ораторская речь, судебная речь и т.д.
4.Художественный Басни, сказки, рассказы, повести, романы, стихотворения, поэмы, баллады и т.д.

I. Вторичные тексты:

1) конспект; 2) реферат; 3) аннотация; 4) отзыв

II. Типы речи:

1) повествование; 2) описание; 3) рассуждение

Источник

Ответы на самые частые вопросы пользователей рунета
Добавить комментарий

Adblock
detector