Разделы науки о языке урок

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Разделы науки о русском языке.»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Повторение разделов наук о русском языке

Систематизация и закрепление знаний учащихся о разделах лингвистики.

Формирование потребности быть здоровым.

Привитие учащимся уважительного и бережного отношения к своему здоровью.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок 127 Разделы науки о русском языке.

1) повторить разделы науки о русском языке;

2) систематизировать и закрепить знания учащихся о разделах лингвистики;

3) формировать потребность быть здоровым;

4) способствовать привитию учащимся уважительного и бережного отношения к своему здоровью.

— Только сегодня, всего один раз наш теплоход уходит для вас! Спешите! Спешите! Билеты купите и не пропустите! Сейчас начнётся увлекательное путешествие на теплоходе «Если хочешь быть здоров…».

Но мы будем не только путешествовать, но и повторим разделы науки о русском языке (запись числа и темы). Слайд 6

— Уважаемые туристы, чтобы попасть на наш теплоход, необходим входной билет. А билетами будет являться подобранные к сегодняшнему уроку афоризмы, пословицы, строки из стихов и песен о ЗДОРОВЬЕ. ( учащиеся называют афоризмы, один из них записываем в качестве эпиграфа к уроку). Слайд 7

Запишите слова, связанные с темой «Здоровье и ЗОЖ».

4.А теперь нам необходимо определить маршрут нашего путешествия. Для этого выполните задание.

Найдите соответствие раздела и его значения. Запишите шифр соответствия.

1.Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова

2. Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка, а также его словарный состав.

3. Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению

4. Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово

5. Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов

6.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения

7. Раздел науки о языке, в котором изучается слово как часть речи.

8. Раздел науки о языке, в котором изучается звук.

5.Самопроверка (на слайде правильный шифр + раздел и его значение ). Слайд 8

— Сначала давайте вспомним все разделы русского языка Слайды 9 – 16

6.Итак, пока мы обсуждали наш маршрут, на горизонте показался первый порт «Фонетика

Выполнить фонетический разбор слова «здоровье» (1 ученик у доски).

Дополнительные вопросы после разбора:

— с какими фонетическими явлениями вы столкнулись при выполнении разбора?

— в каких случаях буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука?

— какие буквы не обозначают звуков?

— с каких букв не могут начинаться слова?

7.Следующий порт, в котором произойдёт наша остановка – порт «Словообразование». Слайд 18

Назовите основные способы словообразования в русском языке.( ответы учащихся )

«Лингвистическая зарядка»: учащиеся встают из-за парт, учитель называет слово, если оно образовано приставочным способом, учащиеся поднимают вверх правую руку, если суффиксальным – левую, а если приставочно-суффиксальным – обе руки.

Слайд 19 СЛОВА: СПОРТИВНЫЙ, БОЛЕЗНЕННЫЙ, ПРОБЕЖКА, ПЕРЕПРЫГНУТЬ, РАСПОРЯДОК, ПИТАНИЕ, ТРЕНАЖЁРНЫЙ, ПРЕОДОЛЕТЬ, ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ.

8.Итак, наш теплоход в пору «Орфография». Слайд 20

Источник

Разделы науки о языке

Урок 94. Русский язык 5 класс ФГОС

Конспект урока «Разделы науки о языке»

Сегодня мы ответим на такие вопросы:

· Какие мы знаем разделы науки о языке?

· Что изучает каждый раздел науки о языке?

· С какими понятиями мы сталкиваемся в разных разделах науки о языке?

Как известно, каждая вещь из нашего окружения имеет своё строение.

Но разве наш язык – менее сложное явление, чем, например, автомобиль?

Нет. Любой язык – явление очень непростое. Но мы на наших уроках говорили о русском языке. И можно было заметить – что он очень сложный и состоит из множества деталей.

У русского языка много составных частей и уровней.

Поэтому логично, что наука о русском языке насчитывает несколько разделов. Каждый раздел изучает определённую часть языка. У каждого раздела – свои термины, свои выражения.

Но все разделы науки о языке тесно связаны между собой.

Вы слышите меня? Конечно, вы слышите мою речь. Это потому, что мы все произносим звуки. Звуки – это самые маленькие единицы языка. И изучает их фонетика.

Это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

С какими понятиями мы сталкивались, когда говорили о фонетике?

Итак, мы слышим речь благодаря звукам. А если я вдруг хочу её увидеть? Нет ничего проще! Я могу записать речь, зафиксировать её на бумаге. Чтобы её мог прочитать я или кто-то другой.

Речь может передаваться на письме. И потому существует графика. Это такой раздел науки о языке, который изучает средства передачи речи на письме.

Мы воспринимаем на слух звуки и произносим их же. Но записываем мы не звуки, а буквы.

И когда мы говорили о графике – мы рассматривали все, что связано с буквами.

Но ведь мы общаемся не при помощи отдельных букв или звуков! Чтобы называть предметы, нам нужны слова. Ведь у слов есть значение, которое позволяет им выражать самые разные понятия.

Неудивительно, что есть такой раздел науки о языке, как лексикология. В этом разделе изучается лексика, то есть все слова языка.

Посмотрим, как всё это работает.

Мы слышим и произносим звуки. Вот звуки [с], [в] [л] [о].

Эти звуки мы можем записать такими буквами: с, в, л, о.

А уже из звуков или букв составляются слова. У нас получилось – слово.

Все слова вместе – это лексика языка. А лексику изучает лексикология.

Читайте также:  Сейчас на корейском языке

Вот такая цепочка, в которой всё между собой связано.

С какими понятиями мы сталкивались, когда говорили о лексикологии?

Целое слово – это, конечно, хорошо. Но иногда так и хочется его разобрать на составные части, чтобы посмотреть, из каких важных деталей оно состоит!

Вот, например, слово подводный. Мы можем разделить его на части, у каждой из которых будет своё значение!

Такими разделениями занимается морфемика.

Это раздел науки о языке, который изучает части слова, то есть морфемы.

Конечно же, мы говорили именно о морфемах.

А теперь давайте поразмышляем. Что вы ответите, если я скажу, что у каждого самостоятельного слова есть два значения? Наверное, вы скажете: «А вот и нет! Мы ведь говорили, что есть и однозначные слова!»

Например, у слова «синяя» – одно значение: синего цвета.

– Верно, – скажу я. – Это – лексическое значение.

Но у прилагательного синяя есть ещё кое–какие показатели: именительный падеж, женский род, единственное число. И всё это – его грамматическое значение.

Ведь каждое слово – это какая-то часть речи!

А части речи группируются не по смыслу, а по особым признакам.

Вот слова синий, синева и синеть. У них похожие лексические значения, но они относятся к разным частям речи.

Морфология – этот раздел науки о языке изучает части речи и все, что с ними связано.

Из слов разных частей речи составляются словосочетания. А из них – предложения.

А из предложений потом получается текст.

Конечно же, нужен раздел науки о языке, который должен все это изучать.

Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение, текст и правила их построения.

Когда мы изучали синтаксис – какие понятия становились для нас основными?

Итак, с какими же разделами науки о языке мы столкнулись в пятом классе?

Но ведь если задуматься – есть и другие разделы науки о языке.

Один из наших уроков был посвящён орфоэпии, которая изучает правила произношения звуков и их сочетаний.

Что мы делаем, если не знаем, как правильно произнести какой-то звук в слове или как поставить правильно ударение? Мы берём орфоэпический словарь!

Кстати, о словарях. Их составлением занимается отдельный раздел науки о языке. Он называется лексикографией.

Об орфоэпическом словаре мы уже вспомнили.

Но на самом деле словарей так много, и они такие разные!

Есть толковые словари, словари антонимов или синонимов, словари фразеологизмов, этимологические словари и даже орфографические словари.

Как думаете, для чего служат орфографические словари?

Они показывают правильное написание слов. Ведь именно этим занимается орфография. Нам хорошо знаком этот раздел языка. Ведь именно орфографические ошибки мы делаем чаще всего.

Например, если мы пишем «Карова доёт малако» – это значит, что мы сделали сразу четыре орфографических ошибки.

Но писать только без орфографических ошибок недостаточно. Есть ещё пунктуация, которая изучает знаки препинания и их правильную расстановку.

Разделов науки о языке много и все они разные. Но сегодня нам нужно запомнить основные:

Фонетика – она занимается звуками.

Графика имеет дело с буквами.

Лексикология изучает слова и их значения.

Морфемика имеет дело с морфемами.

Морфология рассматривает части речи.

А синтаксис изучает словосочетание, предложение и текст.

Источник

Урок русского языка в 7 классе «Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация» Харченко О.Е. МОУСОШ №2 г.Буденновска
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок русского языка в 7 классе «Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация» Харченко О.Е. МОУСОШ №2 г.Буденновска

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

« Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация».

Учитель русского языка и литературы:

Тема урока: « Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация».

Цели урока: 1. Повторить сведения из раздела « Синтаксис и пунктуация».

2. Закрепить умение ставить знаки препинания в простом и

3. Воспитывать любовь к родной природе.

— В какую группу славянских языков входит русский язык?

-Какие доказательства их родственности вы можете привести?

— Как называется наука о языке?

— Какие разделы науки о языке вы изучали?

— Что изучает синтаксис? Что изучает пунктуация?

— Какие знаки препинания вы знаете?

2. Разбор предложения:

— Что является грамматической основой предложения?

— Какие словосочетания входят в предложения? Выпишите их.

— Какие члены предложения вы обозначили? Сколько всего членов

предложения в русском языке?

— Охарактеризуйте предложение. Поставили ли вы запятую перед и

3.Пока работает класс, несколько учащихся ( сильные) выполняют работу по карточке.

1. Разобрать предложение: Туман струится в перелеске, уходит в неба синеву, и белоствольные березки роняют желтую листву.

2. Построить схему данного предложения.

3. Объяснить все изученные орфограммы.

III. Закрепление синтаксических навыков.

1. Работа с текстом.

— Устная работа. Угадайте времена года.

— Письменно. Объясните постановку запятых в предложениях.

Снежинки во двор прилетели, и лужицы стынут во льду. Скорей

закрывайте, метели, кусты и деревья в лесу.

Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер

прихотливый золотые лепестки.

На доске предложение: Вера видела, что её подруга шла по улице и поприветствовала её.

Задание: расставить знаки препинания так, чтобы стало ясно, кто кого поприветствовал.

( Выполнив задание, учащиеся приходят к выводу, что знак

препинания – смысловой знак.)

Учащиеся из простых предложений составляют сложные, используя подходящие по смыслу союзы и расставляя знаки препинания.

4. Упражнение №12 с. 7

V. Домашнее задание.

Упражнение №12, п. 2, стр.6-7

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си.

Материал данного урока можно использовать для подготовки открытого урока по теме «Синтаксис и Пунктуация» по учебному комплексу В.В. Бабайцевой.

Повторение разделов наук о русском языкеСистематизация и закрепление знаний учащихся о разделах лингвистики.Формирование потребности быть здоровым.Привитие учащимся уважительного и б.

Конспект урока русского языка в 5 классе. Учитель Пучкова Галина Анатолиевна МБОУ «Гимназия № 11 им.К.А.Тренева» г. Симферополя.Класс: 5-БТема: «Что изучает синтаксис. Ос.

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема.

Читайте также:  Природа на японском языке

Источник

Урок русского языка 7 класс «Разделы науки о языке»

Урок русского языка в 7 классе (повторение изученного в конце года)

Тема : Разделы науки о языке

Цель : повторить и обобщить сведения о разделах науки о языке

Предметный результат : учащиеся должны знать разделы науки о языке, основные понятия лингвистики, план морфологического разбора частей речи, информацию, касающуюся каждого раздела; учащиеся должны уметь определять изученные части речи, обосновывать правильность выбора орфограмм; учащиеся должны понимать взаимосвязь разделов науки о языке.

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания;

Анализируют, делают выводы;

Определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Умеют работать в парах по предложенному учителем плану;

Умеют работать с текстовой информацией: группировать, систематизировать, делать выводы

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Слушать и понимать речь других

Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Уметь формулировать собственное мнение и позицию;

-Посмотрите на доску. Какова тема сегодняшнего занятия?

-Какие виды работ будут присутствовать на уроке?

— Сегодня мы в нашей лингвистической лаборатории повторим разделы лингвистики, обобщим наши знания по разделам науки о языке.

Текст : Язык (его особенности, свойства, законы) изучается специальной наукой, которая называется лингвистикой.

Лингвистика изучает звуковой строй языка (фонетика), значение слова (лексика), строение слов и их образование (словообразование), формы слов (морфология), сочетание слов в речи (синтаксис)

-Запишите предложения. Какую информацию они содержат? (научную)

-Какие разделы науки о языке вы знаете?

-Что изучается в каждом отделе?

-Запишите число и тему урока в бланки.

-Наша задача – повторить и обобщить сведения по разделам науки о языке.

2. Подготовка к обобщению понятий и правил.

Опыт 1 «Работа со словообразовательной моделью» Слайд 1

-Образуйте новые слова. Обозначьте морфемы.

-Каким способом образованы слова?

-Составьте с 2 словами словосочетания и выполните их синтаксический разбор.

— сведения из каких разделов науки о языке мы повторили

Опыт 2 «Научная страница» Слайд 2

-Какие части речи вы образовали в предыдущем задании?

-Какие части речи имеют признаки глагола? (причастие и деепричастие)

-Что такое деепричастие?

-Как возник термин деепричастие?

Деепричастие = Дее + причастие (термин возник в 19 веке)

-причастность к действию

-Составьте предложение с деепричастием, охарактеризуйте его (работа в парах)

Опыт 3 «Творческая минутка»

Составьте предложения, описав действия учителя. Используйте в предложениях причастный и деепричастный оборот ( учитель разрезает яблоко и отдаёт половинки детям).

Примерный текст: Мария Михайловна, подойдя к столу, взяла из стоявшей на столе корзины румяное яблоко. Разрезав его пополам, она отдала одну половину Антону, а другую Наташе.

-Охарактеризуйте предложения (синтаксис, пунктуация)

-Какие части речи использовали?

-Материал из каких разделов языка вы повторили?

3. Обобщение понятий и правил Слайд 3

Работа с таблицей ( можно заполнять вместе с учениками, после их выводов по каждому разделу добавляется запись в таблицу)

Основные разделы науки о языке

Что изучается в разделе

Характеристика звуков речи

Как звуки речи обозначаются на письме

Значение слов, различные группы слов по значению, происхождению и употреблению

Способы образования слов

Грамматика: морфология, синтаксис

Слова как части речи; построение словосочетаний и предложений

Особенности речи в зависимости от сферы общения

Правила произношения слов

Правила написания слов

Правила расстановки знаков препинания

— Сведения из каких разделов мы повторяли?

4. Самостоятельная работа

Опыт 4 «Работа с текстом»

-Докажите, что перед вами текст.

-Как вы бы его озаглавили?

-Укажите в тексте средства художественной выразительности. Для чего автор их использует?

-Попробуйте заменить синонимами некоторые слова в этом тексте. Что у вас получилось?

-Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

-Определите части речи следующих слов: средь, тихонько, завес, ей, устало, свесив.

-Выполните морфологический разбор одной части речи (по выбору).

-Определите лексическое значение следующих слов: завес, впалыми.

-Подберите фразеологизм к слову бродить (бродить в потёмках).

-Выполните фонетический разбор слова растаять.

Вывод: информацию каких разделов науки о языке мы повторили?

-Напишите в конце бланка краткий вывод по теме

5 Подведение итогов

Над какой темой мы работали?

Какие качества помогли в выполнении заданий?

Какого результата вы достигли?

Кто доволен своей работой?

Дополните предложения, высказав своё мнение:

Подберите задания в игровой или занимательной форме по одному из разделов (распределить)

Разделы науки о языке

Опыт 1 «Работа со словообразовательной моделью»

Опыт 2 «Научная страница»

Опыт 3 «Творческая минутка»

Опыт 4 «Работа с текстом»

Номер материала: ДБ-362341

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Разделы науки о языке ( 5 класс )

УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАСС

Тема : Разделы науки о языке

обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетике, лексике, морфемике, морфологии, синтаксису); использовать умения применять полученные знания на практике, совершенствовать навыки различных видов разбора (фонетического, морфемного, морфологического, синтаксического), сформировать целостное представление о языке как многоуровневой системе взаимосвязанных между собой разделов

развивать устную и письменную речь; развивать учебно-интеллектуальные способности ; развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы; развивать учебно-коммуникативные умения : задавать вопросы, объяснять и доказывать свою точку зрения, взаимодействовать в группе, совершенствовать навыки коллективной работы, развивать личностные умения: мышление, внимание ; обогащать словарный запас, развивать правильную речь; развивать творческую активность учащихся

воспитывать умение самостоятельно работать, работать в парах и группе, воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю, высказывать и аргументировать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, воспитывать интерес к русскому языку посредством воздействия на чувства учащихся

Читайте также:  Сколько звуков в аварском языке

Познавательные : уметь ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, уметь находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опят и теоретические сведения, полученные на уроке, анализировать и делать выводы, представлять информацию в разных формах

Регулятивные : уметь определять и формулировать цель, оценивать правильность выполнения действий, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, выдвигать коммуникативные версии: излагать и корректировать своё мнение, понимать позицию другого, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать умение работать в парах, в группах

Коммуникативные : развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения, создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества

Предметные : обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетике, лексике, морфемике, морфологии, синтаксису); использовать умения применять полученные знания на практике, совершенствовать навыки различных видов разбора (фонетического, морфемного, морфологического, синтаксического), сформировать целостное представление о языке как многоуровневой системе взаимосвязанных между собой разделов

Оборудование : учебник, презентация к уроку, раздаточный материал для работы в группах

І . Организационный момент ( записываем в тетрадях дату, классная работа)

ІІ. Актуализация знаний . Слайд 1

Как Вы думает, почему на экране торт с названиями разделов науки о языке? О чем сегодня на уроке мы будем говорить? (о разделах, изученных в 5 классе)

ІІІ. Мотивация учащихся . Постановка учебной задачи

Да, сегодня мы вспомним разделы науки о языке, которые делают наш язык многоуровневой системой ( запись темы урока )

Давайте вместе вспомним разделы. Я называю, что изучает раздел, а вы записываете название раздела.

Работа в парах (с последующей взаимопроверкой). При затруднении используется материал учебника п.123, стр. 139 упр. 705

Запись в тетради (записываются только названия разделов)

Фонетика – раздел науки о языке, который изучает звуки.

Морфемика – раздел науки о языке, который изучает состав и строение слова.

Морфология – раздел науки о языке, который изучает слова как части речи.

Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает строение и значение словосочетаний и предложений.

Кроме этого, сегодня мы познакомимся с новым понятием кластер и попробуем в конце урока вместе его составить и понять, насколько все-таки важно понимать связь разделов в общей системе языка.

Подача основной информации учителем, раздача заданий

Язык – многоуровневая система. Единицы языка неоднородны по своему строению. Есть единицы относительно простые. Самая простая единица языка – фонема. Минимальная значимая единица – морфема ( корень, суффикс, приставка, окончание ). Относительно самостоятельная единица – слово. Далее следует словосочетание. И наиболее сложная и самостоятельная единица языка – предложение. Уровни языка обладают своими качественно отличными единицами, имеющими различные строение, назначение и место в системе языка: фонетический уровень, лексический, уровень морфологии и синтаксиса…и т. д. Строение каждого уровня, отношения единиц между собой являются предметом изучения разделов языкознания.

Выбрать в своей группе командира. Он определяет, кто делает разбор (кому какой достался – фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический)

Весь материал доставшейся карточки обсуждаете коллективно. Должны решить, в каком из пунктов допущена ошибка.

Группа должна определить, к какому из изученных разделов вы бы отнесли доставшийся вам материал.

Практическая часть («СИНТЕЗ ИДЕЙ»).

Первая группа выполняет задание 1 группы, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает лист с заданием для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный лист возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои ответы с учетом дополнений одноклассников.

1.Выполнить фонетический разбор слова ПОЕЛ

2. Всегда твердые звуки: [Ж], [Ш], [Ц]

3. Во всех словах звуков больше, чем букв (БРАТЬЯ, ПОЕЛ, КОНЬКИ, ЕСТЬ)

4. В слове КОСЬБА произошел фонетический процесс озвончения, а в слове МОРОЗ – процесс оглушения.

5. В словах МАЛИНА и МАШИНА гласные звуки неодинаковы.

1.Выполнить морфемный разбор слова САДИТСЯ.

3.Окончание – изменяемая часть слова.

5. Сбегать, сдуть, сдвинуть, спеть, сбрить – во всех этих словах приставка –С.

1. Выполнить морфологический анализ слова (БЕЗ) РАЗУМА в предложении ДОБРОТА БЕЗ РАЗУМА ПУСТА.

2.Все части речи делятся на две большие группы: самостоятельные (знаменательные) и служебные.

4.К служебным частям речи нельзя поставить вопросы, они не являются членами предложения.

5.Самостоятельные части речи обозначают предметы, их признаки и действия.

1.Выполнить синтаксический разбор предложения ЛЕТИТ ПО НЕБУ ВОЗДУШНЫЙ ШАР.

2. Грамматическая связь в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога.

3. По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

4. Осложняют простое предложение обращения и однородные члены, которые членами предложения не являются.

5.Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Дополнения, определения, обстоятельства – второстепенные члены.

Физкультминутка ( с заменой отдельных слов движениями, показывающими слова )

Слайд 6 Летит, летит по небу шар,

Но знаем мы: до неба шар

Дополнительный материал для составления кластера (игры «Чика-бум», «Угадай-ка»)

Какие еще разделы науки о языке вы знаете?

1.На каком языковом явлении построена игра «Чика-бум»? В какой раздел науки о языке вы бы её отнесли? (игра построена на таком явлении, как антонимы, игру мы исполняли громко и тихо, быстро и медленно ) ( лексика )

2. Хлопнуть в ладоши, если ударение в слове поставлено неправильно

БаловАть, бАнты, деньгАми, договОр, жалюзИ, звонИт, Иконопись, квартАл, красИвее, кровоточИть, кУхонный, мастерскИ, начАть, облегчИть, Обнял, принятА, пулОвер, свЁкла, слИвовый, тОрты, тУфля, чЕрпать, шАрфы, щавЕль

3.« Четвёртый лишний » Слайд 7

Бл…стательный, в…сеть, соед…нить, уд…вить( лишний – «блистательный»)

Ра…двинуть, ра…чертить, ра…цепить, ра…шевелить ( лишний – «раздвиинуть»)

Ш…пот, ш…рстка, ш…л, ш…рох ( лишний – «шорох»)

Ц…линдр, ц…плята, сестриц…н, границ…( лишний – «цилиндр»)

Легко дышит…ся, надо постарат…ся, бабушке нездоровит…ся, хочет…ся сладкого

(лишний – «надо постараться») (орфография)

Итак, какие разделы науки о языке мы сегодня вспоминали? То есть…у нас образовалось «скопление» однородных элементов. А это по-другому называется КЛАСТЕР.

Запись в тетрадь определения

Составление кластера Слайд 9

V І . Рефл е ксия ( подведение итогов урока )

А теперь я предлагаю вспомнить, с чего мы начали урок? Как теперь можно посмотреть на торт?

А какие личностные умения по данной теме вы можете развить на этом уроке? (Грамотность, наблюдательность, умение анализировать, оценивать себя)

V ІІ . Информация о домашнем задании, выставление оценок. Повторить материал п.123, выполнить упр. 705 , для более сильных – составить свой кластер по теме.

Источник

Ответы на самые частые вопросы пользователей рунета
Добавить комментарий

Adblock
detector