Разделы наук в русском языке

Русский язык. Разделы русского языка как науки

Русский язык довольно интересный и имеет длинную историю развития. За счет появления новых слов, заимствованных из других языков, и изменений привычных конструкций, совершенствуется и развивается русский язык. Разделы русского языка как науки делятся на большие блоки, в которые входят более узкие понятия и области.

Грамматика

Разбирая основные разделы русского языка, первое место можно по праву отдать грамматике. Она как наука изучает грамматический строй языка, закономерность построения осмысленных речевых отрезков – предложений, словосочетаний, текстов. Данные закономерности формулируются в виде общепринятых грамматических правил.

Грамматика как наука делится на:

Грамматика как наука о строении родного языка имеет свои подразделы. Сюда относится:

Лексикология

Лексикология – вторая по объему область, которую изучает русский язык. Разделы русского языка довольно обширны и во многом переплетаются друг с другом. Лексикология изучает слово (что встречается в морфологии и словообразовании) и его состав.

Данный раздел рассматривает:

В связи с тем, что лексика – это не просто набор слов, а определенная система взаимосвязанных фактов, то раздел лексикологии – это наука не о единице слова, о целой лексической системе родного языка.

Предметом раздела можно назвать:

Русский язык имеет раздел, который базируется на лексикологии и грамматике. Его назвали стилистикой. Это учение о литературном слоге, о расчлененном использовании звуковых единиц в соответствии с ситуациями общения.

Фонетика

Фонетика является третьим по объему разделом, который изучает русский язык. Разделы русского языка были бы неполными без изучения звуков речи и всего, что с ними связано. Следовательно, предметом фонетики является звук. Многие знают, что сам по себе звук значения не имеет, но он является основой материальной оболочки слова.

В письменном виде звук изображается буквой. Она, в свою очередь, служит условным знаком для обозначения звука на письме.

Фонетика как наука состоит из двух подразделов:

Другие науки о языке

Есть и другие разделы науки о русском языке, не менее важные:

Здесь были рассмотрены основные ветви, на которые опирается русский язык. Разделы русского языка, при глобальном изучении, имеют много подразделов и частных ответвлений, которые требуют отдельного рассмотрения.

Источник

Русский язык: разделы русского языка. Наука о языке и её разделы.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русский язык: разделы русского языка Наука о языке и её разделы. Наука о языке- языкознание, языковедение, лингвистика.

Языкознание (или же лингвистика) На свете существует (по различным источникам) 3-5 тысяч языков. Язык является важнейшим средством человеческого общения ; нет и не может быть человеческого общества и народа, которые не имели бы языка. наука, изучающая языки, наука, о естественном человеческом языке в целом и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. Термин лингвистика происходит от латинского слова lingua, что означает «язык».

Фонетика Звук как единица языка. Звук-это минимальная нечленимая единица речи, которая является результатом артикуляционной деятельности человека. Звуки гласные и согласные раздел языкознания, изучающий звуки языка, свойства звуков (фонем).

Морфемика 1) приставочный: делать ® пере-делать, 2) суффиксальный: синий ® син-ев-а, мыть ® мыть-ся, гордый ® горд-и-ть-ся, 3) приставочно-суффиксальный: стакан ® под-стакан-ник, бежать ® раз-бежать-ся, говорить ® пере-говар-ива-ть-ся. раздел языка, изучающий минимальные значимые части слов и словоформ, единицы, обладающие специфическими формальными и семантическими свойствами.

Орфоэпия Правильное произношение слов говорит об образованности человека. Как произносится то или иное слово, поможет узнать орфоэпический словарь. Орфоэпия очень тесно связана с фонетикой. Она устанавливает нормы произношения звуков, правильную постановку ударения, особенности произношения заимствованных слов. Подсказка: если в слове есть буква Ё, то ударение всегда падает на неё. мозаИчный вероисповЕдание дОсуха зАняли одолжИт раздел, изучающий правильное произношение слов. Помимо всего прочего орфоэпия «занимается» ударением и правилами его постановки. Орфоэ́пия (от др.-греч. ὀρθός «правильный» и ἔπος «речь»)

Лексикология Слово крыло, например, представляет здесь интерес а) как название: органа летания у птиц, насекомых, а также некоторых млекопитающих; несущей плоскости летательного или другого движущегося аппарата; вращающейся лопасти колеса ветряной мельницы; покрышки над колесом экипажа, автомобиля и т.п.; боковой пристройки, флигеля; крайней (правой или левой) части боевого построения; крайней (правой или левой) группировки какой-нибудь организации. б) как единица лексической системы, которая находится в определенных отношениях с другими лексическими единицами, напр., как входящая в класс наименований частей тела птицы вместе со словами хвост, клюв и т. д. раздел языка, изучающий слова языка, словарный запас языка (лексикон) (греч. lexis ‘слово’, lexikos ‘словарный’, logos ‘учение, наука’)

Слово является объектом разных лингвистических дисциплин. Каждая из них рассматривает слово под определенным углом зрения, т.е. при общем объекте имеет свой предмет: в фонетике изучается звуковая сторона слова, в морфемике – строение слова, словообразовании – способы образования слов, в морфологии – грамматические формы и грамматические значения слова, в синтаксисе – способы соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения [СРЯ, с. 165]. Слово как грамматическая единица – это система всех его форм с их грамматическими значениями; слово как лексическая единица, или единица словаря, – это формально выраженная система всех его лексических значений

синтаксис раздел лингвистики, который изучает строение словосочетаний и предложений (греч. syntaxis— составление);

пунктуация раздел лингвистики, который изучает правила постановки знаков препинания в предложении. (ср.-век. лат. punctuatio, от лат. punctum — точка)

фразеология После дождичка в четверг – никогда, или совсем не скоро. Последняя капля – о событии, при котором терпение у человека на исходе. Пруд пруди – очень много, уйма. Задирать нос – ставить себя выше других, важничать, мнить из себя главного. Зарубить на носу – запомнить напрочь. Клевать носом – дремать, низко опустив голову. Морщить нос – размышлять над трудной задачей. Ломать голову – напряжённо, усиленно думать, пытаясь понять что-либо. Морочить голову – обманывать, дурачить, сбивать с толку. С головы до ног – полностью, во весь рост. Ставить с ног на голову – давать противоположное значение чему-либо, искажать. Сломя голову – очень быстро. Ударить лицом в грязь – опозориться, осрамиться перед кем-либо. раздел лингвистики, который изучает устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (греч.phrásis, р.п.phráseōs‘выражение’)

Стилистика Стилистика, в частности, занимается проблема выбора стиля: художественный, один из официальных (научный, официально-деловой, публицистический) или разговорный стиль. раздел языкознания, изучающий принципы объединения и организации слов, синтагм и предложений в более крупную единицу — текст.

Культура речи В речи важно соблюдать нормы: произносительные (орфоэпические), словообразовательные, лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические и пунктуационные. Качества речи: Правильность речи Точность речи Уместность речи Богатство речи Выразительность речи Чистота речи Логичность речи Ясность речи раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка.

Цель урока Сформировать представление о структуре русского языка.

Русский язык: разделы русского языка.

Цель урока: сформировать представление о структуре русского языка.

Номер материала: ДБ-682558

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Разделы науки о языке

Урок 94. Русский язык 5 класс ФГОС

Конспект урока «Разделы науки о языке»

Сегодня мы ответим на такие вопросы:

· Какие мы знаем разделы науки о языке?

· Что изучает каждый раздел науки о языке?

· С какими понятиями мы сталкиваемся в разных разделах науки о языке?

Читайте также:  Тональность это в русском языке

Как известно, каждая вещь из нашего окружения имеет своё строение.

Но разве наш язык – менее сложное явление, чем, например, автомобиль?

Нет. Любой язык – явление очень непростое. Но мы на наших уроках говорили о русском языке. И можно было заметить – что он очень сложный и состоит из множества деталей.

У русского языка много составных частей и уровней.

Поэтому логично, что наука о русском языке насчитывает несколько разделов. Каждый раздел изучает определённую часть языка. У каждого раздела – свои термины, свои выражения.

Но все разделы науки о языке тесно связаны между собой.

Вы слышите меня? Конечно, вы слышите мою речь. Это потому, что мы все произносим звуки. Звуки – это самые маленькие единицы языка. И изучает их фонетика.

Это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

С какими понятиями мы сталкивались, когда говорили о фонетике?

Итак, мы слышим речь благодаря звукам. А если я вдруг хочу её увидеть? Нет ничего проще! Я могу записать речь, зафиксировать её на бумаге. Чтобы её мог прочитать я или кто-то другой.

Речь может передаваться на письме. И потому существует графика. Это такой раздел науки о языке, который изучает средства передачи речи на письме.

Мы воспринимаем на слух звуки и произносим их же. Но записываем мы не звуки, а буквы.

И когда мы говорили о графике – мы рассматривали все, что связано с буквами.

Но ведь мы общаемся не при помощи отдельных букв или звуков! Чтобы называть предметы, нам нужны слова. Ведь у слов есть значение, которое позволяет им выражать самые разные понятия.

Неудивительно, что есть такой раздел науки о языке, как лексикология. В этом разделе изучается лексика, то есть все слова языка.

Посмотрим, как всё это работает.

Мы слышим и произносим звуки. Вот звуки [с], [в] [л] [о].

Эти звуки мы можем записать такими буквами: с, в, л, о.

А уже из звуков или букв составляются слова. У нас получилось – слово.

Все слова вместе – это лексика языка. А лексику изучает лексикология.

Вот такая цепочка, в которой всё между собой связано.

С какими понятиями мы сталкивались, когда говорили о лексикологии?

Целое слово – это, конечно, хорошо. Но иногда так и хочется его разобрать на составные части, чтобы посмотреть, из каких важных деталей оно состоит!

Вот, например, слово подводный. Мы можем разделить его на части, у каждой из которых будет своё значение!

Такими разделениями занимается морфемика.

Это раздел науки о языке, который изучает части слова, то есть морфемы.

Конечно же, мы говорили именно о морфемах.

А теперь давайте поразмышляем. Что вы ответите, если я скажу, что у каждого самостоятельного слова есть два значения? Наверное, вы скажете: «А вот и нет! Мы ведь говорили, что есть и однозначные слова!»

Например, у слова «синяя» – одно значение: синего цвета.

– Верно, – скажу я. – Это – лексическое значение.

Но у прилагательного синяя есть ещё кое–какие показатели: именительный падеж, женский род, единственное число. И всё это – его грамматическое значение.

Ведь каждое слово – это какая-то часть речи!

А части речи группируются не по смыслу, а по особым признакам.

Вот слова синий, синева и синеть. У них похожие лексические значения, но они относятся к разным частям речи.

Морфология – этот раздел науки о языке изучает части речи и все, что с ними связано.

Из слов разных частей речи составляются словосочетания. А из них – предложения.

А из предложений потом получается текст.

Конечно же, нужен раздел науки о языке, который должен все это изучать.

Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение, текст и правила их построения.

Когда мы изучали синтаксис – какие понятия становились для нас основными?

Итак, с какими же разделами науки о языке мы столкнулись в пятом классе?

Но ведь если задуматься – есть и другие разделы науки о языке.

Один из наших уроков был посвящён орфоэпии, которая изучает правила произношения звуков и их сочетаний.

Что мы делаем, если не знаем, как правильно произнести какой-то звук в слове или как поставить правильно ударение? Мы берём орфоэпический словарь!

Кстати, о словарях. Их составлением занимается отдельный раздел науки о языке. Он называется лексикографией.

Об орфоэпическом словаре мы уже вспомнили.

Но на самом деле словарей так много, и они такие разные!

Есть толковые словари, словари антонимов или синонимов, словари фразеологизмов, этимологические словари и даже орфографические словари.

Как думаете, для чего служат орфографические словари?

Они показывают правильное написание слов. Ведь именно этим занимается орфография. Нам хорошо знаком этот раздел языка. Ведь именно орфографические ошибки мы делаем чаще всего.

Например, если мы пишем «Карова доёт малако» – это значит, что мы сделали сразу четыре орфографических ошибки.

Но писать только без орфографических ошибок недостаточно. Есть ещё пунктуация, которая изучает знаки препинания и их правильную расстановку.

Разделов науки о языке много и все они разные. Но сегодня нам нужно запомнить основные:

Фонетика – она занимается звуками.

Графика имеет дело с буквами.

Лексикология изучает слова и их значения.

Морфемика имеет дело с морфемами.

Морфология рассматривает части речи.

А синтаксис изучает словосочетание, предложение и текст.

Источник

А 29 Разделы науки о языке и изучаемые в них понятия

ПОМНИ:чтобы выполнить задание подобного типа, следует изучить не только определения разделов, но и знать определения изучаемых в них понятий, т.е. владеть теорией русского языка.

РазделыОпределение разделаИзучаемые понятия
ФонетикаРаздел науки о языке, в котором изучаются звуки речиЗвуки, чередование звуков, сильная и слабая позиция звуков, ударение, интонация, слог, слогораздел
ОрфографияРаздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частейОрфограмма. Орфографическое правило. Орфограммы в корне, приставках, суффиксах, окончаниях. Слитное, раздельное, дефисное написание слов. Употребление прописной и строчной буквы
Лексика и фразеологияРаздел науки о языке, в котором изучается лексическое значение слов, фразеологических оборотов и их употребление в речиОднозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы, синонимы, антонимы. Исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова и неологизмы. Диалектизмы. Профессионализмы. Фразеологизмы
СловообразованиеРаздел науки о языке, в котором изучается состав слова и способы его образованияСостав слова. Морфема. Основа слова. Корень, суффикс, приставка, окончание. Словообразовательные формообразовательные морфемы. Однокоренные слова. Способы образования слов
МорфологияРаздел науки о языке, изучающий части речи и их формыЧасти речи (самостоятельные, служебные). Существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, глагольные формы (причастие, деепричастие), наречие, предлог, союз, частица, междометие, звукоподражания. Морфологические признаки частей речи
СинтаксисРаздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение, их строение, значение, роль в речиСловосочетание. Согласование, управление, примыкание. Предложение. Подлежащее и сказуемое. Сказуемые: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Определение, дополнение, обстоятельство. Простое предложение. Однородные члены предложения. Обобщающие слова. Обособленные члены предложения. Обращение. Вводные слова. Сложные предложения: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные. Виды придаточных предложений: определительное, изъяснительное, обстоятельственное.
ПунктуацияРаздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинанияЗнаки препинания, их функции (завершающие, выделяющие, отделяющие). Одиночные и парные знаки
СтилистикаРаздел науки о языке, изучающий функциональные стили речи, их языковые особенностиСтили речи: разговорный и книжные: художественный, научный, публицистический официально-деловой. Языковые особенности стилей речи. Жанры, характерные для определённого стиля
Культура речиРаздел языкознания, в котором изучаются нормы литературного языка в его устной и письменной формах.Нормы литературного языка: произносительная, орфографическая, морфологическая, словообразовательная, синтаксическая, пунктуационная, речевая

Работа с текстом

Задания А30, А31, А32, В1, В2, В3, В4 в сборниках ЦТ предлагается выполнить на основе текста.

Изучив предлагаемые в данном пособии теоретические сведения (А31, А32, В1, В2, В3, В4), потренируйтесь выполнять вышеуказанные задания, используя тексты из сборников ЦТ (Централизованное тестирование. Русский язык. Сборник тестов, 2004 – 2008 гг.).

Основные признаки текста
Тематическое единствоПоследова-тельностьСвязностьРазвёр-нутостьЗавершённость
Все предложения раскрывают тему и основную мысльПоследовательное развитие мысли в текстеМысли предаются последовательно, дополняя и раскрывая содержание предыдущих предложенийНаличие подтем и микротемЗавершённый текст – это текст, где Тема раскрыта полно с т.з.автора

Например:

Любой конфликт имеет в основе своей противоречие, столкновение позиций, за которым стоит различие интересов, ценностных или нормативных представлений сторон. Чем более значимые для человека ценности затрагивает конфликт, тем менее вероятны уступки и компромиссы. Чем более эмоционально вовлечены участники конфликта в определенную ситуацию, тем острее конфликт.

Читайте также:  Японский язык кандзи таблица

В человеческом сознании заложены психологические механизмы защиты своего реального «Я», необходимые для поддержания психологического равновесия личности. Однако эти же механизмы существенно затрудняют восприятие критических оценок, которые нарушают единство созданного внутреннего образа.

Неадекватное представление о себе всегда создает многие психологические барьеры в общении (игнорирование информации, чужого мнения) и конфликтность поведения. Условием формирования адекватного представления о себе должны быть восприятие и анализ своего поведения с точки зрения других людей путем получения и изучения обратной связи.

Избежать конфликтов невозможно, но есть способ избавиться от их разрушительного влияния: научиться выбирать эффективные стратегии решения конфликтных ситуаций.

А30. Какое утверждение не соответствует содержанию текста:

1. Можно полностью избежать всех конфликтных ситуаций.

2. Неадекватное представление о себе создает конфликтные ситуации в общении.

3. Условием формирования адекватного представления личности о себе являются восприятие и анализ своего поведения с точки зрения других людей.

4. Любой конфликт имеем в основе своей противоречие, столкновение различных личностных позиций.

5. Необходимо научиться находить эффективные стратегии решения конфликтных ситуаций.

А 31 Стили, жанры, типы речи

Жанры, изучаемые в школе

ЗагадкаЗаявлениеАвтобиография
СказкаХарактеристикаОтзыв
БасняПоздравлениеАннотация
РассказКонспектДоклад
Учебное сообщениеПутевые запискиРеферат
Стиль речиЖанры речи
РазговорныйЛичный дневник, записка, частное письмо
К Н И Ж Н Ы Е1.НаучныйДиссертация, монография, учебник, научная статья, реферат, тезисы, доклад, научное выступление, рецензия, аннотация и т.д.
2.Официально-деловойМеждународный договор, государственный акт, закон, устав, постановление, инструкция, приказ, доверенность, объявление, заявление, докладная, накладная, автобиография, характеристика, протокол, справка, служебное письмо и т.д.
3.ПублицистическийЗаметка, статья, очерк, репортаж, фельетон, памфлет, интервью, путевые зарисовки, выступление по телевидению и радио, ораторская речь, судебная речь и т.д.
4.ХудожественныйБасни, сказки, рассказы, повести, романы, стихотворения, поэмы, баллады и т.д.

I. Вторичные тексты:

1) конспект; 2) реферат; 3) аннотация; 4) отзыв

II. Типы речи:

1) повествование; 2) описание; 3) рассуждение

Источник

Материалы к школьному словарю лингвистических терминов

Основные разделы науки о языке

Продолжение. Начало см. № 1/2010

Фонетика
Орфоэпия
Графика
Орфография
Лексикология
Лексикография
Фразеология
Морфемика
Словообразование
Морфология
Синтаксис
Пунктуация

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковое строение языка. Предмет фонетики составляют такие материальные языковые единицы, как звуки речи, слоги, словесное ударение, фразовая интонация.

Поскольку звуковую материю языка можно изучать с разных сторон, принято различать акустическую, артикуляционную, перцептивную и функциональную фонетику.

Акустическая фонетика рассматривает звуки человеческой речи как физические явления и описывает такие их характеристики, как высота (зависит от частоты колебаний), громкость, или сила (зависит от амплитуды), длительность и тембр звука. Артикуляционная фонетика исследует деятельность речевого аппарата человека, описывает, какие органы речи участвуют в произнесении тех или иных типов звуков. Перцептивная фонетика изучает особенности восприятия и анализа звуков речи человеческим органом слуха – ухом. Функциональная фонетика (фонология) рассматривает звуковые явления как элементы системы языка, служащие для формирования морфем, слов и предложений.

Можно выделить также описательную, историческую и сравнительную фонетику. Предмет описательной фонетики – особенности и общие условия образования звуков, характерных для данного языка в определенный период его существования (чаще всего берется фонетический строй современного языка), закономерности изменения звуков в потоке речи, общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные произносительные единицы. Историческая фонетика прослеживает развитие звукового строя языка на протяжении какого-то длительного периода времени (иногда с момента появления данного языка). Сравнительная фонетика сопоставляет звуковой строй родного языка с другими языками, что позволяет не только лучше увидеть и усвоить особенности чужого языка, но и понять закономерности родного.

Орфоэпия – раздел фонетики, занимающийся нормами произношения, их обоснованием и установлением.

Понятие орфоэпии включает в себя как произношение отдельных звуков, в том числе и с учетом конкретных условий их реализации, так и звуковое оформление целых слов или высказываний. Например, для русского языка имеет большое значение место ударения, связанное с образованием грамматических форм.

Орфоэпические нормы русского языка сложились в своих важнейших чертах еще в первой половине XVII в. как нормы московского говора, которые с течением времени стали приобретать характер национальных норм. Окончательно они сформировались во второй половине XIX в., хотя в ряде случаев имелись колебания. Современные произносительные нормы русского литературного языка включают в себя черты как московского, так и ленинградского (петербургского) произношения.

Орфоэпическая норма, в отличие от орфографической, не всегда утверждает как единственно правильный лишь один из произносительных вариантов, отвергая другой как ошибочный. В ряде случаев допускается сосуществование нескольких равноправных вариантов, где, как правило, один является ведущим или более желательным. Так, правильным считается как произношение е[ж’ж’]у, ви[ж’ж’]ать, по[ж’ж’]е с мягким долгим звуком [ж’], так и е[жж]у, ви[жж]ать, по[жж]е – с твердым долгим; правильно до[ж’ж’]и и до[жд’]и, ба[с’]ейн и ба[с]ейн, [д]верь и [д’]верь, п[о]эзия и п[а]эзия.

Орфоэпические нормы устанавливаются лингвистами – специалистами в области фонетики, которые принимают во внимание самые разные факторы, такие как распространенность произносительного варианта, его соответствие объективным законам развития языка, связь с традицией и др.

Графика – раздел науки о письме, который определяет инвентарь знаков, используемых в данной системе письма (эти знаки принято называть графемами), и правила и способы обозначения на письме звуковых единиц.

Графическая система русского письма основана на кириллице и устроена достаточно рационально: число фонем русского языка незначительно больше числа букв русского алфавита. В 1928 г. Н.Ф. Яковлев вывел и обосновал математическую формулу построения максимально удобного и экономного алфавита, и русская графика этой формуле почти соответствует.

Рациональность русской графики обусловлена в первую очередь ее слоговым принципом, который проявляется при передаче мягких согласных и фонемы j “йот” на письме.

Следует понимать, что и графика, и орфография связаны с правилами использования графем, но по-разному. Графика изучает и формулирует правила соответствия букв фонемам только в тех случаях, когда выбор буквы определяется одним лишь звуковым окружением (или звуковым контекстом) и предписывает употребление тех или иных букв независимо от того, в состав каких слов они входят. Орфография же представляет собой систему правил написания значимых единиц данного языка.

Орфография – раздел науки о языке, занимающийся нормами правописания и предписывающий выбор какого-то одного из вариантов написания, разрешенных графикой.

Центральный раздел орфографии устанавливает свод правил и принципов обозначения звуков речи буквами на письме. В современной русской орфографии используется несколько принципов: морфологический, фонетический и традиционный.

Другие разделы орфографии устанавливают правила слитного, раздельного или дефисного написания слов и их частей; определяют правила переноса частей слов с одной строки на другую (с учетом как слогового деления, так и морфемной структуры слова); формулируют правила употребления прописных и строчных букв, а также оформления графических сокращений. Отдельно определяются принципы передачи заимствованных слов (главным образом, имен собственных). Обычно используется либо транскрипционный способ орфографического оформления, либо транслитерационный, т.е. иноязычные слова записываются с учетом их произношения или побуквенно, с учетом их написания средствами другого алфавита.

Теория русской орфографии и определение принципов ее построения ведет свое начало от работ В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова (середина XVIII в.). В истории русского письма было две реформы (1708-1710 гг. и 1917-1918 гг.), которые способствовали как упорядочению алфавита, так и совершенствованию правил правописания. Но исторические изменения, постоянно происходящие в языке, обогащение его словарного состава требуют регулярной работы по улучшению свода орфографических правил. Для этого была создана в 1904 г. и продолжает работать в наши дни Орфографическая комиссия при Институте русского языка им. В.В.Виноградова РАН, в которой принимают участие как лингвисты-теоретики, так и преподаватели-практики.

Лексикология – это раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, или лексику.

Основными задачами лексикологии являются:

• пределение слова как единицы лексики;

• изучение слов в их отношении к внеязыковой действительности;

• анализ семантической структуры слова;

• определение и описание основных типов лексических единиц;

• характеристика лексико-семантической системы языка, то есть выявление внутренней организации лексических единиц и анализ их связей и взаимоотношений;

• описание истории формирования лексики, закономерностей ее функционирования и анализ тенденций развития современной лексической системы языка;

• изучение принципов функционально-стилистической классификации слов.

Лексикология также исследует пути пополнения и развития словарного состава, основанные как на использовании внутренних ресурсов данного языка, так и на привлечении ресурсов извне (заимствования из других языков).

Читайте также:  Финансовый университет преподаватели английского языка

Можно выделить историческую, сопоставительную и прикладную лексикологию. Историческая лексикология изучает историю слов, в том числе и в связи с историей именуемых этими словами понятий, изменения в различных группах слов – как в литературном языке, так и в диалектах, процессы в семантической структуре слов и т.п. Сопоставительная лексикология исследует словарный состав разных языков, причем сравниваться могут как отдельные слова, так и группы слов, или семантические поля (например, термины родства, цветообозначения). К сфере прикладной лексикологии относится лексикография, культура речи, лингвопедагогика, теория и практика перевода.

Лексикография – раздел языкознания, занимающийся вопросами теории и практики составления словарей и их изучения.

Принято различать лексикографию теоретическую и практическую. Предмет теоретической лексикографии – весь комплекс проблем, связанных с разработкой макроструктуры (отбор лексики, объем и характер словника, принципы расположения материала в словаре) и микроструктуры словаря (структура словарной статьи, типы словарных определений и толкований, наличие разных видов информации о слове, типы языковых и других иллюстраций и т.п.). Практическая лексикография выполняет чрезвычайно важные социальные функции, поскольку она обеспечивает нормализацию языка, обучение языку (как родному, так и чужим), делает возможным межъязыковое общение.

Лексикография представляет слово в совокупности всех его свойств, дает нам представление о его семантической структуре, о грамматических и стилистических особенностях отдельных лексических единиц, а потому словарь оказывается не только незаменимым пособием по языку, но и важнейшим инструментом научных исследований. Тем более что современная лингвистика стремится воплотить в словарной форме разные аспекты имеющихся знаний о языке, поэтому объектом описания лексикографии становятся не только слова, но и другие языковые единицы – морфемы, фразеологизмы, словосочетания, цитаты.

Фразеология – раздел языкознания, который изучает семантические, морфолого-синтаксические и стилистические особенности фразеологизмов в их современном состоянии и историческом развитии.

Предмет фразеологии – исследование знаковой природы фразеологических единиц языка; установление специфики слов и их значений, реализуемых в составе фразеологизмов; выяснение категориальных признаков фразеологизмов и их отнесения к той или иной части речи; определение синтаксических ролей фразеологизмов и особенностей их функционирования в речи; изучение образования новых значений слов на базе фразеологического контекста; определение системности фразеологического состава и в связи с этим описание синонимии, антонимии, полисемии, омонимии и вариативности фразеологизмов.

Важнейшая проблема фразеологии – отграничение фразеологизмов от сочетаний слов, образуемых, а не воспроизводимых в речи, и определение на этой основе признаков фразеологизма. Спорным остается вопрос о включении в объем фразеологии коммуникативных единиц типа пословиц, поговорок и сочетаний, образуемых по стандартной модели со связанным значением слов (типа впадать в ярость, зло берет).

Фразеология как самостоятельная лингвистическая дисциплина возникла в отечественном языкознании в 40–50-х гг. XX в.

Морфемика – раздел языкознания, изучающий особенности строения морфем, их отношения друг к другу и к слову в целом, морфемную структуру слов и их форм.

Предметом описательной морфемики является рассмотрение следующих вопросов:

• фонологическая структура разных типов морфем;

• различные морфонологические процессы, происходящие на стыках морфем, или морфемных швах;

• правила сочетаемости морфем друг с другом и ограничения, накладываемые в языке на эти сочетания;

• условия варьирования морфем в речи;

• семантические свойства морфем;

• многочисленные типы отношений между корнями и аффиксами – синонимические, омонимические, антонимические и т.п.;

• определение критериев классификации морфем и установление разных типов морфем;

• систематизация слов по их морфемному составу, а также разработка принципов и процедуры морфемного анализа;

• исследование морфемного состава различных частей речи, а также разных разрядов слов в пределах той или иной части речи.

Описательной морфемике противопоставляется историческая, которая изучает особенности формирования и развития системы морфем родного языка, источники возникновения новых морфем в языке, способы освоения заимствованных морфем и их взаимодействие с исконно русскими морфемами.

Морфемика одинаково тесно связана как со словообразованием, так и с морфологией. Раньше ее включали в состав словообразовательных дисциплин. Но в последнее время ее выделяют как самостоятельный раздел науки о языке с особым объектом изучения – морфемой.

Словообразование – раздел языкознания, который изучает способы и средства создания слов, правила и приемы их производства, строение производных и сложных слов – как формальное, так и содержательное.

Словообразование устанавливает и описывает основные модели производных (или мотивированных) слов, предлагает их классификации; изучает словообразовательные ряды и гнезда, словообразовательные (или деривационные) процессы, значения и категории; определяет принципы устройства словообразовательной системы в целом.

Словообразовательная структура производных слов и вся система словообразовательных средств конкретного языка с течением времени меняется. Потому принято различать словообразование синхронное и диахроническое. Синхронное, или описательное, словообразование изучает мотивационные отношения между словами, сосуществующими в один исторический период данного языка, без учета этимологической ситуации. Диахроническое, или историческое, словообразование изучает историю возникновения отдельных слов, развитие и исторические изменения их структуры, изменения формальных и семантических связей между родственными словами.

Специфика предмета словообразования в структуре языка обусловлена особенностями самих деривационных значений и внешних средств их выражения. Данный раздел лингвистики описывает все аффиксы, представленные в словах языка, связывая их с определенными словообразовательными типами – продуктивными и непродуктивными. Так что, по словам Л.В. Щербы, здесь рассматривается и то, “как сделаны слова” (т.е. устройство уже имеющихся в языке слов), и то, “как делаются слова” (т.е. потенциальные возможности создания новых слов). Сами словообразовательные типы изучаются с разных сторон: принимаются во внимание деривационные аффиксы, грамматические и семантические характеристики производных и производящих слов, морфонологические явления на стыках морфем в мотивированном слове (чередование звуков, усечение основ, наложение морфов друг на друга, изменение места ударения и т.п.), стилистическая характеристика и сфера функционирования новых слов.

Морфология – раздел грамматики, основным объектом которого являются грамматические свойства слов и их значимых частей (морфем). Морфология, понимаемая как “грамматическое учение о слове” (В.В. Виноградов), вместе с синтаксисом, представляющим собой “грамматическое учение о предложении”, составляет грамматику.

Границы описательной морфологии понимаются в различных концепциях по-разному. Она может включать в себя:

• учение о структуре слова (т.е. морфемику);

• сведения по словообразованию;

• учение о словоизменении, различных парадигмах и словоизменительных типах, существующих в языке;

• учение о грамматических значениях и об употреблении в текстах разных грамматических форм и категорий (или грамматическую семантику);

• учение о частях речи;

Историческая морфология занимается описанием изменений, происходящих в структуре слова, изучением изменений как формальной, так и содержательной стороны отдельных морфем, исследованием состава грамматических категорий и грамматических значений в истории языка.

Синтаксис – раздел языкознания, изучающий процессы порождения и строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении. В ряде работ синтаксис, изучающий смысловую сторону речи, противопоставляется фонетике и морфологии, занимающимся по большей части планом выражения языковой системы.

Предмет описательного синтаксиса составляют следующие проблемы:

• функционирование в речи различных лексико-грамматических классов слов;

• сочетаемость и порядок следования слов при их включении в состав более крупных синтаксических единиц;

• определение и рассмотрение разных видов синтаксической связи;

• общие свойства и грамматические признаки словосочетаний и предложений;

• внутренняя структура синтаксических единиц;

• классификация синтаксических единиц языка;

• изменения, которым подвергается предложение при его включении в состав более крупной единицы речи – текст, т.е. правила его адаптации к контексту и к речевой ситуации;

Исторический синтаксис занимается изучением общих закономерностей развития отдельных синтаксических единиц и изменений, касающихся всего синтаксического строя языка.

Пунктуация – раздел языкознания, занимающийся изучением и описанием системы знаков препинания и правил их постановки в письменной речи.

В истории русской пунктуации выделяются три главных подхода к пониманию ее основ и назначения – логический (или смысловой), синтаксический и интонационный. Теоретиками логического направления были Ф.И. Буслаев, А.Б. Шапиро и др., исходившие из положения, что для большей ясности и в изложении мыслей на письме принято отделять слова и целые предложения знаками препинания, т.е. знаками остановки. Синтаксическое направление теории русской пунктуации, восходящее в первую очередь к работам Я.К. Грота, получило широкое распространение в преподавательской практике. Его представители исходят из того, что знаки препинания прежде всего призваны делать наглядным синтаксический строй речи, выделять отдельные предложения и их части. Представители же интонационных теорий (Л.В. Щерба, А.М. Пешковский и др.) считают, что знаки препинания предназначены для обозначения ритмики и мелодики фразы, темпа речи, пауз и т.п., т.е. то, что интонация делает в устной речи, пунктуация выполняет в речи письменной.

Источник

Ответы на самые частые вопросы пользователей рунета
Добавить комментарий

Adblock
detector