Разбор языка под цифрой 1

Содержание

Разбор языка под цифрой 1

№ 1. Фонетический разбор слова

2.Сколько в слове слогов

3.Охарактеризуй каждый звук по схеме:

— согласный или гласный

-парный или непарный (глухой или звонкий);

-парный или непарный (твёрдый или мягкий)

Непарные звонкие : л н р м й б д в г з ж

Непарные глухие х ч щ ц п т ф к с ш

всегда твёрдые (непарные): ж ш ц

всегда мягкие (непарные): : й ч щ

— если гласный, то (ударный или безударный)

гласные звуки: [а] [о] [у] [и] [ы] [э]

в начале слова, после гласной, после ъ, ь.

юла [йу ], моё [йо], колья[йа], съел [йэ]

Запиши, сколько букв, сколько звуков.

№ 2. Разбор слова по составу

2. Выдели основу. Это часть слова без окончания

3. Найди корень. Для этого подбери однокоренные слова (пере­езд, по езд, въ езд), выдели общую часть. Это и будет корень. Выдели значком

4. Найди приставку. Приставка стоит перед корнем. Выдели значком

5. Найди суффикс. Он стоит после корня. Выдели значком

№3. Морфологический разбор

Порядок разбора имени существительного как части речи

2. Начальная форма ( в форме единственного числа. отвечает на вопрос кто? или что?).

4. Постоянные признаки:

— одушевлённое или неодушевлённое;

-нарицательное или собственное;

5. непостоянные признаки:

— синтаксическая роль (член предложения);

Порядок разбора имени прилагательного как части речи

2. Начальная форма ( ед.число, муж.род)

7. Синтаксическая роль(член предложения);.

Порядок разбора глагола как части речи

1. На какой вопрос отвечает.

3. Неопределённая форма( вопросы: что делать?, что сделать?)

6.Вид (совершенный или несовершенный).

7. Род ( в прошедшем времени единственного числа).

9.Синтаксическая роль (член предложения);

Порядок разбора местоимения как части речи

2. Начальная форма (именительный падеж, ед. число).

3. Постоянные признаки: лицо.

4. Непостоянные признаки: падеж, число, род ( если это местоимение 3-го лица, ед.числа).

5. Синтаксическая роль (член предложения);

№4 Синтаксический разбор предложения

1) По цели высказывания:

повествовательное (содержит сообщение)

побудительное (побуждает к действию);

вопросительное (содержит вопрос);

2) По интонации: восклицательное; невосклицательное;

3) По наличию главных членов: простое или сложное;

подлежащее (кто?, что?); сказуемое (что делает?, что сделал? и т.д.)

4) По наличию второстепенных членов:

распространённое или нераспространённое;

Второстепенные члены предложения:

дополнение (падежные вопросы)

обстоятельство (где? как? когда? откуда? куда? сколько? каким образом?)

определение (какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?)

5) Наличие однородных членов.

Пример:

пр. сущ. гл. сущ. с. сущ.

От петуха летели пыль и пух. (Схема предложения)

(Повеств., невоскл., прост., распостр., с однород. чл.)

6) Выписать словосочетания(от главного слова к зависимому задать вопрос)

Источник

Фонетический разбор слова

Фонетикой называют раздел языкознания, который изучает звуковую систему языка и звуки речи в целом. Фонетика — это наука о сочетании звуков в речи.

Фонетический разбор, или звуко-буквенный, — это анализ строения слогов и звуковой системы слова. Такой анализ предлагается выполнять как упражнение в учебных целях.

Под анализом понимается:

При разборе важно различать понятия «буква» и «звук». Ведь первые соответствуют орфографическим правилам, а вторые — речевым (то есть звуки анализируются с точки зрения произношения).

Прежде чем приступить к звуко-буквенному разбору, следует запомнить

В русском языке десять гласных звуков:

[А][О][У][Ы][Э][ЙА]
буква «Я»
[ЙО]
буква «Ё»
[ЙУ]
буква «Ю»
[И][ЙЭ]
буква «Е»

Первые пять обозначают, что предшествующий согласный является твердым, а вторые — мягким.

И двадцать один согласный звук:

звонкие непарные звуки[Й’][Л][М][Н][Р]
глухие непарные[Х][Ц][Ч’][Щ’]
звонкие парные[Б][В][Г][Д][Ж][З]
глухие парные[П][Ф][К][Т][Ш][С]

Звонкими называют согласные, которые образуются с участием звука, а глухие — с помощью шума. Парными называют те согласные, которые образуют пару глухой/звонкий. Например, [Б]/[П], [В]/[Ф], [Г]/[К]. Непарными — те, которые не образуют пары: [Л], [М], [Р].

При фонетическом анализе слова стоит помнить, что согласные [Ч’], [Щ’], [Й’] — всегда мягкие, вне зависимости от того, какой гласный образует с ними слог. Согласные [Ж], [Ш] и [Ц] — всегда твердые.

[Й’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’], [Р], [Р’] — сонорные звуки. А значит, при произношении этих согласных звук образуется преимущественно голосом, но не шумом. Все сонорные — звонкие звуки.

Читайте также:  Практика английского с носителем языка

В русском алфавите есть также буквы Ь, Ъ. Они не образуют звука. Ь (мягкий знак) служит для того, чтобы смягчать согласные, после которых он ставится. Ъ (твердый знак) имеет разделительную функцию.

Правила разбора на звуки

Образец звуко-буквенного разбора слова

Примеры фонетического разбора

Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами фонетического разбора: шестнадцатью, яростного, съестного, шестнадцатого, ерошиться, ёжиться, ёжится, ёршится, разъезжаться, съезжаться, для выполнения фонетического разбора других слов воспользуйтесь формой поиска:

Источник

Русский язык

Разбор слова по буквам и звукам

План урока:

Фонетический разбор – что это такое?

Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».

Что изучает фонетика

Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.

Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.

Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.

1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»

2 группа «Звонкие и глухие согласные»

Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:

Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.

Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.

Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.

Согласный находится в слабой позиции, если:


Источник

Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.

Звуки на письме отображаются в виде букв.

На индивидуальных занятиях репетитор выстраивает учебный процесс в соответствии с характером, интересами и особенностями ученика

Порядок фонетического разбора слова

Слово часто произносится совсем не так, как пишется. Например: пишем «молоко», «шоколад», а произносим «малако», «шакалат». Фонетический разбор слова, по-другому, звуковой анализ, помогает понять, разницу между звуками, которые мы произносим, и буквами, которые пишем. Звуковую запись слова делают с помощью транскрипции.

Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.

Примеры от академика Звуковеда:

Важно правильно записывать слово в транскрипции:

Цветовая схема слова

Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.

Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:

Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.

Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.

А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:

Звук [й’] согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной [о], в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.

Процесс обучения идёт намного быстрее, когда материал изложен просто, наглядно и интересно. Занятия с репетитором помогут ученику усвоить любой материал в короткие сроки, а также проявить свои способности и таланты

Число букв и звуков в словах

Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.

Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.

Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд [падй’эст] (7 букв, 7 звуков), отъезд [атй’эст] (6 букв, 6 звуков).

Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.

Практические упражнения

Задание 1.

Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.

Задание 2.

Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?

Задание 3.

Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.

Читайте также:  Сменить язык irobot roomba

Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?

Задание 4.

Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.

Правильные ответы:

Задание 1. Схема под цифрой 3.

Задание 2. Сорока. [сарока], 6 букв, 6 звуков, 3 слога.

Задание 3. Метель, тюлень, капель.

Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.

Источник

Фонетический разбор слова – как правильно его делать, о чем надо помнить и каких ошибок избегать

Следуйте моей инструкции и пользуйтесь лайфхаками.

Сегодня мы с вами будем говорить про фонетический разбор. Он сложный потому, что в нем куча всяких нюансов. В этой статье я постараюсь дать вам пошаговый план разбора и рассказать о лайфхаках, которые помогут всегда получать за этот разбор только пятерки.

Ставим ударение

Его надо поставить правильно. То есть, не катАлог, а каталОг, не звОнит, а звонИт. Если затрудняетесь – гуглите или смотрите в орфоэпический словарь. Если вы у доски – ну… пусть небо поможет вам.

Ударение ставится просто черточкой над ударной буквой. Никаких дополнительных комментариев и пояснений давать не надо.

Делим на слоги

Запомните, фонетический слог – это НЕ слог для переноса. В нем легко может быть одна буква. Сколько в слове гласных, столько должно быть отмечено слогов. Например, в слове «аэроплан» слоги будут такие: а-э-ро-план.

Видите, в двух слогах всего по одной букве. При переносе, конечно, вы так делить не будете, но вам этот перенос сейчас вообще без разницы. Вам надо слоги правильно выделить и всё.

Выписываем в столбик все буквы

Каждую букву надо писать с новой строки. Потому что рядом со всеми этими буквами вы будете писать потом характеристику их звуков.

Если буква обозначает два звука, надо сразу оставить место для характеристики этих двух звуков. Например:

Вот видите, тут ё обозначает два звука, это прямо слышится: «йолка», поэтому я букву «ё» напишу как бы между двух строк, а на этих строках у меня будут её звуки – согласный «й» и гласный «о».

Определяем, сколько звуков обозначает каждая буква

Тут вам надо запомнить, что е, ё, ю, я всегда включают в себя два звука в трех случаях:

Давайте подробнее разберем каждую букву.

Я – «й» + «а». Не «аблоко», «агода», а «йаблоко», «йагода».

Ё – «й» + «о». Мы не говорим «вёт», «пёт», мы говорим «вьйот», «пьйот».

Е – «й» + «э». Не «эхать» и не «вьэхать», а «йэхать», «вьйэхать».

Ю – «й» + «у». Не «ула» и не «вьуга», а «йула», «вьйуга».

Не забывайте еще про букву «и». Она тоже может обозначать два звука, но только тогда, когда находится после Ь или Ъ. Мы никогда не говорим «вороби», мы говорим «воробьйи».

Если анализируемая вами буковка обозначает два звука – надо от нее провести две линии и написать на отдельных строках каждый звук.

Бывает и другая ситуация. Когда несколько букв «сливаются» в один звук. В этом случае от них ставятся две черточки к одному звуку. Например, «тьс» всегда сливается в «ц», а удвоенные согласные – в один долгий согласный звук.

Характеризуем звуки

Теперь надо каждому звуку дать характеристику. Сначала надо понять, гласный он у вас или согласный. Тут, по идее, легко. Если вы произносите этот звук и он ни на что не натыкается – он гласный. Все гласные можно произнести «на одном дыхании», просто меняя положение губ. Смотрите: «аоуыиэ». Вот я за один раз их все произнес. И преград для воздуха никаких не было.

Когда вы поняли, какой перед вами звук, надо написать через черточку, гласный он или согласный.

Как дать правильную характеристику гласным

У них только один признак – наличие или отсутствие ударения. Если на звук падает ударение – значит, он ударный. Если нет – безударный.

С гласными вообще все просто, главное – не напутать с ударением и поставить его в слове правильно.

Обратите внимание, когда звук ударный, вы значок ударения тоже должны в нем поставить. Выглядеть это всё будет примерно так.

Все, переходим к согласным.

Как дать правильную характеристику согласным

У них признаков побольше, давайте разбирать каждый по отдельности.

По твердости/мягкости

Надо указать, твердые они или мягкие. Анализируемые вами звуки будут мягкими только в двух случаях:

Обратите внимание, есть согласные звуки в нашем прекрасном русском языке, которые абсолютно всегда твердые. Это «ж», «ш» и «ц». И есть такие, которые всегда мягкие: «ч», «щ», «й». Этих три, и этих три. Так и запоминайте.

Еще вот хорошая картинка, сохраните ее прямо сейчас себе на телефон, чтобы не потерять.

Парные по твердости/мягкости

Подумайте, есть ли у вашего согласного пара по твердости мягкости. Если она есть – произнесите все слово еще раз и вдумайтесь, какой звук он в нем обозначает. Если взять «сено», то там «н» будет твердым, а если «в сене» – мягким.

Читайте также:  Урок английского языка и математики

То есть парные могут легко быть как твердыми, так и мягкими.

Лайфхак. Если у звука нет пары по твердости/мягкости – он всегда либо твердый, либо мягкий.

Вот прямо вглядитесь в эти два списка и запомните их. Пусть они у вас в мозгу отпечатаются, чтобы вы их никогда больше не путали.

По звонкости/глухости

Если вы произносите согласный с голосом, то он звонкий. Если просто делаете шум, без голоса – он глухой. Например: «Здорово!» – тут все согласные звонкие. А вот в слове «шастать» все согласные глухие.

Вот вам хорошая картинка для запоминания:

Среди звонких согласных выделяется отдельная группа – сонорные. Произнесите их все несколько раз вот в таком порядке и прямо вот запомните этот порядок: «рлмнй», «рлмнй», «рлмнй».

Про каждый из этих звуков надо говорить: «звонкий, сонорный».

Парные по звонкости/глухости

Пары по звонкости и глухости нет у сонорных звуков. Они всегда произносятся с голосом. Еще есть четыре звука, которые произносятся без голоса (они глухие) и пары у них тоже нет. Это «х», «ц», «ч», «ш».

Посмотрите еще раз на картинку выше, там все парные по звонкости/глухости написаны друг под другом.

Считаем буквы и звуки

Когда вы проанализировали каждый звук, надо «отчеркнуть» весь разбор и написать, сколько у вас букв и сколько звуков.

В учебниках русского чаще всего даются для разбора такие слова, в которых это количество разное. Так что будьте настороже, внимательно смотрите, какие у вас буквы и какие от них протянуты стрелочки к звукам.

Важные правила, о которых дети всегда забывают

Разберем несколько самых важных моментов, о которых дети очень часто забывают.

Безударные гласные

В безударном положении гласный «о» обозначает (абсолютно всегда) звук «а». Мы не говорим «мОлОко», как бабушка в деревне. Мы говорим «малако».

Гласный «е» («э») в безударном положении обозначает звук «и». Мы говорим не «хлебать», а «хлИбать», не «деревянный», а «диривянный».

Оглушение

Вот разбираете вы слово «раб». У него на конце звук «б», который произносится вроде бы звонко. Но. Если у этого согласного есть пара по звонкости/глухости, то он обязательно будет глухим. Мы не говорим «раб», мы говорим «рап». Не «плод», а «плот», не «раз», а «рас».

Если пары нет – тогда будет то, что есть. Например, сонорный «р» так и будет «р»: «пар», «жар», «угар».

Ассимиляция по звонкости и глухости

Это когда глухой согласный перед любым звонким становится звонким, а звонкий перед глухим – глухим. В школе эти процессы иногда называют оглушением (это в корне неверно) и озвончением.

Смягчение

Если у согласного есть пара по твердости и мягкости, то перед «е», «ё», «ю», «я», «и» он всегда будет мягким. И мягкость вам надо будет показать апострофом.

Смотрите: «мерили» – [м’ер’ил’и].

Но если у согласного пары по мягкости нет, то он будет твердым. Тут сразу важный момент, гласный после него тоже будет другой. Смотрите:

Перед мягким знаком происходит то же самое. Согласные, которые могут быть мягкими, будут мягкими, а всегда твердые так и будут всегда твердыми. Сравните:

Как разбирать и не ошибаться

Первая рекомендация. Надо очень внимательно произносить каждое слово. Прямо вот произносить и наблюдать за каждым звуком.

Вторая. Надо разбирать как можно больше. Когда я пришел в вуз, там весь первый семестр шла фонетика и мы занимались только тем, что транскрибировали слова. Ошибались, конечно, путались, но потом освоились и начали транскрибировать правильно.

Третья. Гуглите. Гуглите все слова, которые вы разбираете. Лучше так: разобрать самому, а потом погуглить и проверить себя. Школьникам лень это делать, конечно, но надо заставить себя это делать.

Полезные материалы по теме

Направляю вас на статьи, связанные с фонетикой. Я старался их писать понятным языком, давать максимум примеров.

Еще советую посмотреть три моих подборки с курсами подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Там очень хорошие программы, которые часто стоят дешевле, чем репетиторство. Я надеюсь, они будут вам полезны.

Кроме платных материалов в этих статьях я даю ссылки на бесплатные электронные пособия по подготовке к экзаменам. Их составляли учителя из обычных школ, пособия очень хорошие, скачивайте их и используйте.

По поводу учебников – рекомендую вам вот эту книгу: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Отличная вещь. В ней собрана вся теория по русскому языку, которую вы должны знать.

У меня есть курс по копирайтингу, я там даже взрослым дядям и тетям рекомендую эту книгу. Если им надо подтянуть русский.

Заключение

В этой статье я попытался объяснить вам, как делать фонетический разбор слова. Чтобы закрепить знания, посмотрите два вот этих ролика. Они от разных авторов, там объясняются правила разбора и приводятся примеры.


Уважаемые читатели, была ли эта статья для вас полезна? Стало ли вам теперь более понятно, как надо делать фонетический, или звуко-буквенный разбор слова? Напишите, пожалуйста, в комментариях, чем мне нужно дополнить статью, какие недостатки в ней надо исправить.

Источник

Ответы на самые частые вопросы пользователей рунета
Добавить комментарий

Adblock
detector